Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства Советский патент 1991 года по МПК B62D5/06 

Описание патента на изобретение SU1618694A2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления транспортных средств,.

Цель изобретения - повышение надежности гидроусилителя в работе.

Yi& фиг„ 1 представлен гидравлический рулевой механизм, общий вид в разрезеj на фигс 2 - принципиальная гидравлическая схема устройства; на , 3 - сечение А-А на фиг„ 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б.на фиг„ 1; на фиг,, 5 - кинематическая схема взаимодействия приводной и периферийной шестерен при условно центральном расположении периферийной шестерни в корпусе на фиг, 6 - то же, при выборке бокового зазора в зубчатой зацеплении этих г естерен,. в рабочем положении} на фиг, 7-10 - -арианты форм выполнения криволинейных поверхностей осей периферийных шестерен,,

Гидравлический рулевой механизм транспортного средства содержит расположенный в корпусе 1 ггдрораспре- делителя золотник 2, кинематически связанный с рулевым валом 3 и через редугтор 4 и приводной вал 5 с приводной шестерней 6, установленной в корпусе 7 гидромашины обратной связи между двумя ее крышками 8 и 9. . В корпусе 1 гидрораспределителя выполнены отверстия: напорное 10, сливное 1 и два рабочих 12 и 13, гидравлически связанных с соответствующими проточками гидрораспределителя.

Гидромашина обратной связи выполнена многороторной, содержащей три рагномерно расположенные по окружности периферийные шестерни 14-16, кинематически связанные с приводной шестерней -6„ Оба ввода в гидромагаину обратной связи выполнены, в виде окон 1/ и. 18 в крышках 8 и 9, по два окна

0

5

0

з

0

5

0

5

в каждой из них для каждой из периферийных шестерен 14-16. Окна 17 одного из двух вводов гидравлически соединены с соответствующей линией 9 гидрораспределителя посредством трех радиальных проточек 20, выполненных в каждой крышке 8 и 9, гидравлически соединенных с кольцевой полостью 21, образованной центральным отверстием 22 в приводной шестерне 6 к расположенным внутри него с кольцевым зазором приводньм валом .5. (Кольцевая полость 21 соединена с внутренней полостью 23 гидравлического рулевого механизма,, Окна 18 другого ввода посредством трех других проточек 24, выполненных в крышках 8 и 9, гидравлически соединены с отверстиями 259 выполненными в корпусе 1 гидрораспределителя и в корпусе 7 гидромашины обратной- свя- Отверстия 25 соединены между собой и соединены с соответствующей линией 26 гидрораспределитепя. Корпус 1 гидрораспределителя и корпус 7 гидромашины обратной связи механически связаны между собой, а центровка крышек 8 и 9 относительно корпуса 7 гидромашины обратной связи обеспечивается штифтами 27.

Приводная шестерня 6 кинематически связана с приходным валом 5 посредством пальца 28„

На осях 29 периферийных шестерен 14-16 со стороны их торцов выполнены проточки с образованием в средней части каждой из осей 29 выступающей наружу беговой дорожки 30 с криволинейной в осевом направлении поверхностью. Периферийные шестерни 14-16 выполнены с возможностью обкатывания по беговым дорожкам 30„ При этом диаметры беговых дорожек d и отвер5I

стий в периферийных шестернях D связаны между собой соотношением

(D - d) (1 - 3)Д,

где Л - боковой зазор в зубчатом зацеплении шестерен.

Такая форма выполнения беговых дорожек и принятое соотношение между диаметрами D и d (фиг,, 5) позволяет автоматически полностью выбрать боковой зйзор в зубчатом зацеплении приводной и периферийной шестерен за счет смещения каждой KS периферийных шестерен под действием результирующего усилия от эпюры давлений в сторону приводной шестерни до полной ликвидации бокового зазора в зацеплении.

Указанные перемещения периферийных шестерен возможны при выполнении соответствующих зазоров между отверстиями в корпусе гидромашины под периферийные шестерни 14-16 и наружными диаметрами самих этих шестерен.

Для этой цели соотношения диаметров отверстий Dк в корпусе под пери- ферийьые шестерни и наружных диаметров D j периферийных шестерен выбираются исхоля из условия

(DK - Пы) fe (D - d).

Формы криволинейной поверхности осей могут быгь различными, например ьта поверхность может быть выполнена в виде центральной цилиндрической поверхности 31 (фиг 10) и сопряженных с. ней по краям усеченных кони- ческих поверхностей 32 или в виде сферы 33 (фиг„ 7-9)„

Работа гидравлического рулевого механизма происходит следующим образом.

В нейтральном положении золотника 2 гидрораспределителя рулевого механизма рабочая жидкость от насоса поступает в напорное отверстие 10 и через проточки золотника 2 подается к сливному отверстию 11 и далее в гидробак гидросистемы рулевого управления.

При повороте рулевого вала 3 золотник 2 гидрораспределителя перемещается в осевом направлении относительно корпуса 1, обеспечивая соединение напорного отверстия 10 с одним из вводов гидромашины обратной связи, например, через внутреннюю полость 2 гидравлического рулевого механизма.

6946

кольцевую полость 21, радиальные проточки 20, выполненные в каждой крышке 8 и 9. Другой ввод гидромашины обратной связи в этом случае посредством проточек 24, выполненных в крышках 8 и 9, отверстий 25, выполненных в корпусах 1 и 7, гидравлически соединен посредством гидрорас0 пределителя, сообщен с одним из

рабочих отверстий, например, с отверстием 12, к которому присоединяется исполнительный гидроцилиндр, другая полость которого соединяется с другим

5 рабочим отверстием,например с отверстием 13, соединенным гидравлически через гидрораспределитель рулевого механизма со сливным отверстием 11, в свою очередь, соединенным с гидро0 баком0

Шестерни гидромашины обратной связи поворачиваются, и приводная шестерня 6 приводит во вращение приводной вал 5, связанный через редук5 тор 4 с золотником 2. Последний перемещается в исходное положение и при прекращении вращения рулевого вала 3 занимает нейтральнее положение, обеспечивая разгрузку насо-

0 са на слив„ Подача рабочей жидкости в исполнительный орган системы рулевого управления прекращается.

При изменении вращения рулевого вала 3 работа гидравлического рулевого механизма аналогична описанному, но перемещение золотника 2 проводится в противоположную сторону и изменяется соединенна рабочих отверстий 12 и 13 с напорным 10 и сливным 11 отверстиями о Поскольку приводной вал 5 расположен в центральном отверстии приводной шестерни 6 с кольцевым зазором, представляется возможность значительно уменьшить диаметральный зазор между окружностью выступов этой шестерни и отверстием в корпусе 7 гидроматаины обратной связи под приводную шестерню 6, и тем самым уменьшить утечку рабочей жидкости по этому зазору. Это достигается благодаря тому, что кольцевой зазор исключает возможность передачи радиальных нагрузок и колебаний приводного вала 5 ка приводную шестерню 6 и компенсирует имеющиеся несоосности в установке вала и шестерни и радиальные биения их поверхностей и подшипников о При этом возможные перемещения приводной шестер5

0

5

0

5

ни 6 ограничиваются поверхностью центрального отверстия корпуса .7 Это является важным потому, что в кинематической схеме гидромаганны обратной связи расстояние между периферийными шестернями 14-16, измеренное по длине окружности отверстия в корпусе гидромашины для приводной шестерни 6, чрезвычайно, мало по сравнению с шеетеренными гидромашинами обратной связи традиционных компоновок, что приводит к ухудшению уплотнений между всасывающими и нагнетательными окнами гидромашины за счет уменьшения количества зубьев приводно й шестерни 6, участвующих в работе по герметизации всасывающих и напорных окон гг ромашины обратной связи

Другой особенностью такого выполнения кинематической связи является возможность использования зазо- РЙ ., образовавшегося между приводным валом 5 и отверстием приводной шестерни 6 для улучшения подачи рабочей жидкости к окнам тидромашины обратной связи за счет подведения рабочей жидкости не только через верхнюю, крышку, но также и через нижнюю крышкуо Причем к одному из вводов гидромашины, дополнительный поток рабочей жидкости подается через кольцевую полость 21 и соответ- стзующйе каналы, выполненные в нижне крышке гидромашинЫс, Одновременно к.другому вводу гидромашины также подводится дополнительный поток рабочей жидкости через специально выполненные отверстия в корпусах 1 и 70

Формула изобретения

1, Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного

0

5

0

5

0

средства по авт, св. № 1581639,. отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе, на осях периферийных шестерен со стороны их торцов выполнены проточки с образованием в средней части каждой из .осей выступающей на- руху беговой дорожки с криволинейной в осевом направлении поверхностью, а периферийные шест.ерни Еы-голнены с . возможностью обкатывания по упомянутым б.еговым дорожкам.

2. Механизм по п„ 1, отличающийся тем, что диаметры беговых дорожек и отверстий в периферийных шестернях, а также диаметры отверстий под периферийные шестерни и наружные диаметры периферийных шестерен связаны между собой следующими соотношениями

(D - d) (1 - 3)&; (D,,- DU|) (D-d),

где D - диаметр отверстия в лерифе- рийной шестерни d - диаметр беговой дорожки; ft - боковой зазор в зубчатом зацеплении шестерен D« - диаметр отверстия корпуса под

периферийную шестерню DIJJ - наружный диаметр периферийной шестерни о. i

Зо Механизм по пп„ 1 и 2, . о т - личающий. ся тем„ что упомянутая криволинейная поверхность, выполнена в виде центральной цилиндрической поверхности, сопряженной по краям с усеченными коническими поверхностями 6.

4 „ Механизм по пп„ 1 и 2, о т л и- чаюцийся тем, что упомянутая криволинейная поверхность выполнена в виде сферы.

ЧГ

о

vC

«чэ

«ft

Похожие патенты SU1618694A2

название год авторы номер документа
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства 1986
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Зуева Ольга Андреевна
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Лещинский Виктор Павлович
  • Шемпер Леонид Исаакович
  • Налбандян Светлана Аркадьевна
SU1581639A1
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства 1983
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Яркин Андрей Андреевич
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Жаворонков Андрей Владимирович
SU1162659A1
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства 1987
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Зуева Ольга Андреевна
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Добринский Глеб Кириллович
  • Шемпер Леонид Исаакович
  • Налбандян Светлана Аркадьевна
  • Сальник Вячеслав Иванович
SU1497090A1
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства 1989
  • Харкун Андрей Борисович
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Заходякин Петр Александрович
SU1720917A1
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства 1983
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Заходякин Петр Александрович
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Родионова Зинаида Ивановна
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Юдчиц Николай Николаевич
SU1299886A1
Стенд для испытаний гидравлических рулевых механизмов 1987
  • Пашкевич Виктор Васильевич
SU1422065A1
Стенд для испытания гидравлических рулевых механизмов 1986
  • Пашкевич Виктор Васильевич
SU1345089A1
Гидропривод одноковшового фронтального погрузчика 1988
  • Ковшер Василий Михайлович
  • Гракович Владимир Доминикович
SU1602952A1
Гидравлическая система стенда для испытаний рулевых механизмов 1990
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Стесин Александр Борисович
  • Ломихин Юрий Александрович
  • Чернов Виктор Матвеевич
  • Осипчук Анатолий Филимонович
SU1761986A1
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства 1989
  • Харкун Андрей Борисович
  • Калмыков Вячеслав Николаевич
  • Обидин Валерий Яковлевич
  • Заходякин Петр Александрович
SU1691203A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 618 694 A2

Реферат патента 1991 года Гидравлический усилитель рулевого механизма транспортного средства

Формула изобретения SU 1 618 694 A2

%98191

Ы I

---3

9

32.

jL

Фи г. 9

30

SU 1 618 694 A2

Авторы

Обидин Валерий Яковлевич

Зуева Ольга Андреевна

Заходякин Петр Александрович

Калмыков Вячеслав Николаевич

Иванов Виктор Сергеевич

Добринский Глеб Кириллович

Шемпер Леонид Исаакович

Ковчак Анатолий Иванович

Налбандян Светлана Аркадьевна

Даты

1991-01-07Публикация

1987-07-27Подача