Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при восстановлении коленчатых валов преимущественно двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - снижение трудоемкости процесса и повышение точности правки.
На чертеже представлена схема реализации способа.
Подвергаемая правке секция коленчатого вала содержит две коренные шейки 1, шатунную шейку 2 и соединяющие их щеки 3. На боковой поверхности щеки 3, примыкающей к коренной шейке 1, наплавлен металлический валик 4, который расположен
по касательной 5 к шейке 1. Касательная 5 расположена перпендикулярно к направлению прогиба оси вала со стороны шатунной шейки 2.
Правку производят следующим образом.
На коленчатом валу определяют секцию с наибольшим прогибом оси коренных шеек. На этой секции определяют направление прогиба оси коренных шеек 1. На боковой поверхности щеки 3, примыкающей к коренной шейке, намечают к ней касательную, которая лежит со стороны шатунной шейки и перпендикулярна к направлению прогиба оси коренных шеек. Вдоль указанной касательной наплавляют на щеке металлический
о со го ел ел
00
валик, Аналогичную операцию проводят на противоположной щеке секции.
Расположение валика по касательной объясняется тем, что она находится в наименее жестком сечении щеки.
Охлаждаясь, наплавленные валики сжимаются и деформируют щеки так, что их концы вместе с коренными шейками расходятся, благодаря чему уменьшается прогиб оси коренных шеек и коленчатый вал удлиняется.
Длину и сечение наплавляемого валика выбирают на основе окспериментальных данных по величине прогиба оси коренных шеек.
Для правки коленчатых валов с большой стрелой прогиба на щеку наплавляют валик из металла с повышенным коэффициентом теплового расширения Например для правки чугунного вала на его щеки наплавляют медные валики, которые, обладая большим коэффициентом теплового расширения, чем чугун, после охлаждения создают повышенную деформацию щек.
Для устранения значительных прогибов вала щеку, на которую наплавляют валик, в процессе и после наплавки дополнительно охлаждают со стороны шатунной шейки. Это позволяет предотвратить нагрев и расширение основного металла вала
П р и м е р. В процессе опытной проверки способа правки коленчатых валов двигателя ЗМЗ-24 установлено, что при биении средней коренной шейки на 1,0 мм и 0,5 мм изгиб оси вала устранен при наплавке на щеки двух валиков длиной соответственно
12 мм и 7 мм. Наплавка валика производилась постоянным током прямой полярности электродом диаметром 5 мм. После наплавки производилось естественное охлаждение коленчатых валов на воздухе.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Способ правки коленчатых валов, включающий установку вала на опоры, определение направления и величины прогиба коренных шеек вала и последующий
изгиб вала в направлении, противоположном первоначальному его изгибу, отличающийся тем, что, с целью повышения точности правки и снижения трудоемкости процесса, для создания изгибающего усилия на боковую поверхность каждой щеки со стороны шатунной шейки вала по касательной к изогнутой коренной шейке, перпендикулярной к плоскости изгиба, наплавляют металлический валик.
2. Способ поп. 1, отличающийся
тем, что валик наплавляют из металла с более высоким коэффициентом теплового расширения, чем металл исправляемой заготовки.
3. Способ поп 1. отличающийся
тем, что щеку вала дополнительно охлаждают со стороны шатунной шейки вала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРАВКИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 2000 |
|
RU2248855C2 |
Способ правки коленчатых валов | 1985 |
|
SU1289897A1 |
Способ восстановления коленчатых валов наплавкой | 1987 |
|
SU1456294A1 |
СПОСОБ ПРАВКИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 2001 |
|
RU2205714C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ | 2001 |
|
RU2235009C2 |
Способ восстановления коленчатых валов | 1978 |
|
SU737147A1 |
Способ восстановления коленчатого вала | 1990 |
|
SU1754361A1 |
Способ электродуговой наплавки | 1979 |
|
SU780343A1 |
Способ правки и упрочнения коленчатых валов | 1988 |
|
SU1606221A1 |
СПОСОБ ПРАВКИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 1989 |
|
RU2007476C1 |
Изобретение относится к обработке металлов и может быть использовано при восстановлении коленчатых валов преимущественно двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение точности правки валов и снижение трудоемкости процесса. На коленчатом валу находят секцию с наибольшим прогибом оси коренных шеек. На этой секции определяют направление прогиба оси коренных шеек. На боковой поверхности щеки вала, примыкающей к коренной шейке, намечают касательную к шейке, которая лежит со стороны шатунной шейки и перпендикулярна к направлению прогиба оси вала Вдоль касательной наплавляют на щеке металлический валик (сварной шов) Аналогичную операцию производят на противоположной щеке секции Охлаждаясь, направленные валики сжимаются и деформируют щеки так, что их концы вместе с коренными шейками расходятся, благодаря чему уменьшается прогиб оси коренных шеек Сварной шов может быть выполнен из металла с более высоким коэффициентом тепловою расширения, чем металл исправляемого изделия. 2 з п ф-лы, 1 ил. 00 с
к
Э
Устройство для правки и упрочнения валов | 1980 |
|
SU912332A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1991-03-07—Публикация
1989-01-04—Подача