Изобретение относится к обработке металлов давлением, а именно к правке и упрочнению деталей машин, и может быть использовано при восстановлении коленчатых валов автомобильных двигателей в авторемонтном производствео
Цель изобретения - повьш ение эффективности правки и упрочнение коленчатых валов
На фиго1 показана схема правки вала; на фиг.2 - сечение А-А на фигоI (схема распределения контактных давлений); на фигоЗ - схема распределения напряжений в галтели шейки при вдавливании индентора; на фиго4 - схема коленчатого вала со смещением осей коренных шеек; на фиго5 и 6 - зоны расположения максимальных напряжений в галтелях полых и сплошных шатунных шеек; на фиго 7-9 - последовательность нагруже- ния очередных шатунных шеек, удаленных от первоначальной на расстоянии
Способ осуществляют следующим об- разопо
Коленчатый вал 1 соответствующей шатунной шейкой 2 устанавливают на опору 3 с последующим приложением поперечной нагрузки дугообразным инден- тором 4 на концевые участки шейкио Под действием силы Q местные пластические деформации появляются в первую очередь у кромок концевых участков, Тое у галтелей шейки, где создается концентрация сжимакицих напряжений сх которых пластичность металла увеличивается и он течет как в поперечном направлении, так и в сторону щек 5, раздвигая последние на угол 9 и образовывая канавки глубиг ной до 0,002 диаметра шейки и шириной (,5) радиуса галтелис Вследствие поворота щек вал 1 выравнивается и его ось, имеющая до правки положение I, займет положение Но Так как вытесненньй индентором объем металла у галтелей шейки сохраняет свое постоянное значение, а остаточная напряженность шейки является практически стабильной, то достигнут посредством правки форма коленчатого вала является устойчивой по времени и вторичное искривление оси вала не имеет- место о
Вблизи галтелей возникают растягивающие напряжения, способствуюш Ие сближению щек, что является причиной искривления оси коленчатого валао В результате выполнения при правке дугообразным индентором эксцентричных канавок в местах максимальной «концентрации напряжений шатунной шейки происходит их перераспределение: растягивающие напряжения переходят в сжимакщиео
Замена растягиваюш 1х напряжений остаточными сжимающими напряжениями в галтельной части шейки позволяет не только получить необходимую величину смещения щеки и связанной с ней коренной щеки, но и упрочнить галтели с достижением заданной величины наклона
Первоначально эксцентричные канав ки выполняют в местах наибольших концентраций напряжений, т.е в точках m под углом 22° 30 к оси щеки для полых шатунных шеек и в точке п для сплошных шатунных шеек (фиго 5 и 6)о В процессе правки, когда одна из первоначально выбранных шеек ограничивает допускаемую деформацию, а прогиб оси коленчатого вала не устранен
пластическому деформированию галтель- ных участков подвергают другие шатунные шейки, находящиеся вблизи первоначальнойо
Поочередным деформированием шатунных шеек 6 и 7, находящихся вблизи первоначально нагружаемой шейки 2 на расстоянии Lg, равном расстоянию между шейками, устраняют полностью прогиб оси коленчатого валао При деформировании более отдаленных шатунных шеек от первоначальной нагружаемой эффект правки снижаетсяо
Это связано с удалением точки приложения поперечной силы от места с наибольшим прогибом f оси вала (фиго7- 9).
П р и м е РО Производят правку
коленчатого двигателя ЗМЗ-53„ Исходные данные следующие: материал вала - высокопрочный чугун с G ep 50 кг/мм и (. 66 кг/мм, D 60 мм, В 4 мм, об
Допускаемое контактное давление определяют по формуле:
Р ( 1,3. о с 1,4)
0,
р 1,3
66
170 кг/мм
0.56%
Допустимое усилие правки опреде- 35 ляют из уравнения:
0
Q Р .. D В I cos (у d
Q 170-60-4 (11/4 + - si.n.2 ).
40
52000 кгс
Предпагаемый способ позволяет осуществлять правку коленчатых валов из малопластичных материалов, выдержи- вающих большие напряжения при сжимающих нагрузках и разрушающихся при значительных изгибакщих нагрузкахо
50
Формула изобретения
Способ правки и упрочнения коленчатых валов, при котором вал устанавливают на опору выпуклой стороной искривленной шатунной шейки и с вогну- той стороны вала прикладывают поперечные изгибакщие усилия в галтелях шейки в сторону, противоположную вогнутости вала, отличающийс я
51606221
тем, что, с целью повышения ка- лей вала со стороны приложения качества правки и обеспечения упрочнения, за счет приложения изгибающего усилия образуют на поверхности галте
грузки канавки с переменной глубин до 0,002 диаметра шейки и,шириной (2,.о2,5) радиуса галтели.
лей вала со стороны приложения кагрузки канавки с переменной глубиной до 0,002 диаметра шейки и,шириной (2,.о2,5) радиуса галтели.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для правки и упрочнения коленчатых валов | 1987 |
|
SU1479163A1 |
Способ правки коленчатых валов | 1985 |
|
SU1289897A1 |
СПОСОБ ПРАВКИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 2000 |
|
RU2248855C2 |
Способ упрочнения коленчатого вала и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1706845A1 |
Способ упрочнения галтелей валов | 1988 |
|
SU1632746A1 |
СПОСОБ ПРАВКИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 1989 |
|
RU2007476C1 |
Устройство для правки и упрочнения валов | 1980 |
|
SU912332A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА | 1992 |
|
RU2050243C1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2019382C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ СТАЛЬНЫХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ | 2004 |
|
RU2277596C1 |
Изобретение касается обработки металлов давлением, относится к правке и упрочнению деталей и может быть использовано при восстановлении коленчатых валов автомобильных двигателей в авторемонтном производстве. Цель изобретения - повышение эффективности правки и упрочнение вала. Коленчатый вал соответствующей шатунной шейкой выпуклой стороной устанавливают на опору с последующим приложением поперечной нагрузки посредством дугообразного индентора на концевые участки шейки. Под действием силы давления местные пластические деформации появляются в первую очередь у кромок концевых участков, т.е. у галтелей шейки, где наносят эксцентричные канавки глубиной до 0,002 диаметра шейки и шириной (2...2,5) радиуса галтелей. Вследствие поворота щек вал выравнивается. В результате выполнения при правке дугообразным индентором эксцентричных канавок в местах максимальной концентрации напряжений шатунной шейки происходит их перераспределение: растягивающие напряжения переходят в сжимающие. 9 ил.
Фиг. 1
Фиг. 5
А А
Фиг. г
ll°SO If so
Фие. 5
Фиг. 6
Устройство для правки и упрочнения валов | 1980 |
|
SU912332A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1990-11-15—Публикация
1988-05-04—Подача