Изобретение относится к машиностроению, а именно к транспортным средствам.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем увеличения количества ступеней и диапазона передаточных чисел в трансмиссии.
На фиг. 1 показана схема трансмиссии машины с двумя ведущими мостами и с соединительным управляемым устройством, выполненным в виде муфты; на фиг. 2 - преобразователь крутящего момента, выполненный в виде механической передачи с муфтой; на фиг. 3 - то же, выполненный в виде механической передачи с механической шлицевой муфтой; на фиг. 4 - то же, выполненный в виде со- осного планетарного механизм а с управляемыми элементами.
Вал 1 двигателя связан через муфту 2 сцепления с ведущим валом 3, на котором смонтированы механизмы 4 и 5 для изменения передаточного числа. Муфта 2 сцепления может быть исключена из схемы, если механизмы 4 и 5 выполнены, например, фрикционными. Механизм 4 входит в раздельный привод первого ведущего моста 6 В этот же привод входит механизм 7, а также валы 8 и 9 с шестернями. При этом вал 8 является промежуточным звеном, через которое связаны между собой механизмы 4 и 7 привода к мосту 6.
Механизм 5 входит в привод второго ведущего моста 10. В этот же привод входят механизмы 11 и 12, а также валы 13-15 с шестернями. При этом вал 13 является промежуточным звеном, через которое связаны между собой механизмы 5 и 11 привода к мосту 10.
Промежуточные валы 8 и 13 связаны между собой через соединительное управляемое устройство 16. выполненное в виде муфты 17. В этом устройстве может быть
О5 00 ГО
оо
tsD
также применен преобразователь крутящего момента, изменяющий соотношение частот вращения соединяемых промежуточных элементов 8 и 13. Пример такого устройства показан на фиг. 2, где промежуточ- ные элементы 8 и 13 связаны между собой через муфту 17 и через шестеренный редуктор 18. На фиг. 3 приведен вариант устройства 16 без фрикционной муфты 17. В нем для включения и выключения устройства применена установленная на шлицах подвижная в осевом направлении шестерня 19 редуктора 18.
В качестве применяемых в соединительном устройстве 16 преобразователей крутящего момента могут также использб- ваться планетарные передачи как блокируемые, так и не блокируемые, гидрообъемные передачи и др. На фиг. 4 приведен пример схемы устройства 16 в виде планетарной блокируемой передачи с управляемыми тормозом 20 и муфтой 21 для замыкания водила и эрицикла планетарного ряда. Устройство 16 может устанавливаться и между другими промежуточными элементами разных приводов, например, между элементами 22, 14 или между валами 9, 14, а также между валами 9 и 15 (фиг. 1) и т. д. Показанный на фиг. 1 механизм 11 выполнен в виде гидротрансформатора как пример возможности применения в приводе в качестве механизмов для изменения передаточного числа различных преобразо- вателей крутящего момента. В схеме может быть предусмотрена управляемая муфта 23 для связи ведомых валов 9 и 15.
Возможна также трансмиссия, аналогичная показанной на фиг. 1, но в которой ведомые части обоих приводов подключены к одному валу, связанному с двумя ведущими колесами (например, 24 и 25) мк- щими колесами (например, 24 и 25) машины.
Передачи заднего хода (не показаны) могут быть предусмотрены в одном из при- водов или в обоих.
В схеме трансмиссии, приведенной на фиг. 1, для изменения передаточного отношения в приводе от вала 1 двигателя к мосту 6 используются механизмы 4 и 7. Они, являясь преобразователями, позволя- ют получить четыре значения передаточных чисел. При этом муфта 17 предполагается выключенной. Если муфту 17 включить, а механизм 4 установить в нейтральное положение (выключить), то для изменения передаточных отношений в приводе от двигателя к мосту 6 можно использовать переключающие механизмы 5 и 7 из обоих приводов, что позволяет получить дополнительно еще четыре значения передаточных
0
5 0
чисел. Аналогично в приводе от двигателя к мосту 10 за счет механизмов 5 и 12 (муфта 17 выключена) можно получить четыре ступени передаточных отношений. Если муфту 17 включить, то число ступеней удваивается путем использования механизмов 4 и 12 (механизм 5 при этом выключен). Применение в управляемом устройстве 16 преобразователей крутящего момента (фиг. 2-4) еще больше позволяет увеличить количество ступеней и диапазон передаточных чисел трансмиссия без увеличения числа механизмов в обоих приводах. Возможность изменения частоты вращения вала 13 позволяет с помощью механизмов 4 и 5 изменять долю мощности, снимаемой с двигателя гидротрансформатором 11. Возможно бесступенчатое изменение передаточного числа, если хотя бы в одном из приводов предусмотрена замена, например, механизма 4 гидрообъемной передачей.
Такая трансмиссия может применяться как для колесных, так и для гусеничных машин.
Формула изобретения
1.Трансмиссия самоходной машины, содержащая по крайней мере два раздельных привода от двигателя к ведущим колесам машины, каждый из которых включает в себя .механизмы для изменения передаточного числа привода, причем ведомая часть одного механизма данного привода связана через промежуточный элемент с ведущей частью последующего механизма того же привода, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем увеличения количества ступеней и диапазона -передаточных чисел, она снабжена соединительным управляемым устройством, при этом промежуточный элемент двух механизмов одного привода связан через соединительное управляемое устройство с промежуточным элементом двух механизмов другого привода трансмиссии.
2.Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что соединительное управляемое устройство выполнено в виде преобразователя крутящего момента, связывающего между собой промежуточные элементы двух раздельных приводов.
3.Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что один из раздельных приводов к ведущим колесам машины включает гидродинамический преобразователь мощности, причем другой раздельный привод выполнен механическим.
1 .
/Ы№
// L. тт
btJ
/
25
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 2006 |
|
RU2298125C1 |
Межосевой дифференциальный механизм распределения мощности | 2022 |
|
RU2785499C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ СОСТАВНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2438908C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
ТРАНСМИССИЯ БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2307758C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1318439A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ | 1999 |
|
RU2162799C2 |
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства | 2016 |
|
RU2613143C1 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1988 |
|
SU1527072A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем увеличения количества ступеней и диапазона передаточных чисел. Трансмиссия предназначена для самоходной машины, которая содержит раздельные приводы, каждый из которых соответствует своему ведущему мосту и содержит два или более механизмов для изменения передаточного числа и выключения привода. Два механизма одного привода связаны между собой через промежуточный элемент. Особенность трансмиссии состоит в том, что промежуточные элементы двух раздельных приводов связаны между собой с помощью соединительного управляемого устройства, которое может являться преобразователем крутящего момента. Благодаря этому поставленная цель достигается без увеличения числа указанных механизмов в раздельных приводах. 2 з. п. ф-лы, 4 ил. (С (/
5
-
Jjt
ч
в
8
10
/
Pf
2
/
х
/7
/5
16
19
ЈЩ
/
«
fej
Й/г.4
Способ трогания с места и последующего движения транспортного средства | 1986 |
|
SU1361036A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1991-03-07—Публикация
1989-03-01—Подача