Изобретение относится к машиностроению, в частности к упруго-динамическим муфтам, и может быть использовано для соединения валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.
Цель изобретения - повышение надежности в пусковой период и демпфирующей способности.
На фиг.1 дана муфта в разрезе, общий вид, разрез; на фиг.2 - разрез А - А на фиг.1; на фиг.З - график переходного режима.
Упругоцентробежная муфта состоит из ведущей полумуфты 1 в виде ступицы с ди- зметрально противоположно направленными хвостовиками 2 и ведомой полумуфты 3 в виде ступицы с диаметрально противоположно направленными хвостовиками 4. Упругие соединительные элементы выполйе- ны в виде колец 5-7, расположенных кон- центрично и жестко установленных в прорезях хвостовиков 4 ведомой полумуфты 3. Упругое кольцо 5 с наименьшим радиусом жестко установлено в прорезях хвостовиков 2ведущей полумуфты 1, а кольца 6 и 7 с большим радиусом в хвостовиках 2 ведущей полумуфты 1 установлены с возможностью перемещения в окружном направлении. На кольцах 6 и 7 установлены несущие упоры 8 с упругими накладками 9.
На всех упругих кольцах 5-7 установлены центробежные грузы 10. При отсутствии крутящего момента на ведущей полумуфте 1 и момента сопротивления на ведо- мой полумуфте 3 упругие кольца 5-7 находятся в ненагруженном состоянии и угол а между общей осью хвостовиков 2 и 4 равен 90°.
При приложении крутящего момента к ведущей полумуфте 1 и при наличии момента сопротивления на ведомой полумуфте 3
упругоцентробежная муфта работает следующим образом.
Крутящий момент от ведущей полумуфты 1 через хвостовики 2 передается на кольцо 5. которое начинает деформироваться. Угол а уменьшается и хвостовики 2 ведущей полумуфты 1 приближаются к несущим упорам 8 на кольце 6. При увеличении деформации кольца 5 угол а продолжает уменьшаться и хвостовики 2 упираются в несущие упоры 8 на кольце 6. В этом случае крутящий момент от ведущей полумуфты 1 на ведомую полумуфту 3 передается через два упругих кольца 5 и 6. При продолжении нарастания крутящего момента кольца 5 и 6 продолжают деформироваться и хвостовики 2 ведущей полумуфты приближаются к несущим упорам 8 и упираются в них. Теперь крутящий момент от ведущей полумуфты 1 на ведомую полумуфту 3 передается через три упругих кольца 5-7.
При установившемся режиме работы или после окончания переходного процесса (фиг.З) угол о. начинает увеличиваться за счет упругой деформации упругих колец и центробежных сил от центробежных грузов 10 и распределенных масс самих упругих колец 5 - 7. В установившемся режиме крутящий момент передается только через одно упругое кольцо 5.
Расположение несущих упор 8 на упругих кольцах 6 и 7 определяется полной координатой у , зависящей от упругой деформации/5 упругих колец при данном моменте сопротивления.
На фиг.З показам график переходного процесса; где ft р - рабочий момент сопротивления; /и п - переходный момент сопротивления;; мс - максимальный момент сопротивления.
Деформацию каждого упругого кольца можно рассчитать по формуле
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1677399A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647173A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1988 |
|
SU1532748A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1987 |
|
SU1418531A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1984 |
|
SU1234683A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1988 |
|
SU1539419A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1663264A2 |
Реверсивная упруго-центробежная муфта | 1975 |
|
SU547572A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1980 |
|
SU889953A2 |
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU815341A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов для передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок. Цель - повышение надежности в пусковой период А Ю и демпфирующей способности. Полумуфты связаны с упругими концентрично расположенными кольцами (К) 5 - 7. К 5 жестко соединено с хвостовиками обеих полумуфт, а К 6 и 7 жестко соединены с хвостовиками ведомой полумуфты и с возможностью перемещения в окружном направлении с хвостовиками ведущей полумуфты. На кольцах установлены центробежные грузы 10. При приложении крутящего момента к ведущей полумуфте на ведомую полумуфту момент передается последовательно сначала К 5, затем при взаимодействии хвостовиков 2 с упорами 8 и 9 - Кб и К7. Такое взаимодействие повышает надежность в пусковом режиме. Упоры 8 и 9 могут быть установлены с возможностью регулировочного перемещения относительно колец. 2 з.п. ф-лы, 3 ил О VI vj Ю Qk/t1
-1
( -/io 257-3.76 Х
10
3
1 -т«о21 -3,76 10Э 0.0372 п
где/it - момент сопротивления в определенный момент времени,m - масса одного центробежного груза;
а) - угловая скорость;
п - радиус соответственного кольца;
Е -модуль упругости материала кольца;
1- момент инерции сечения кольца,
Тогда у можно считать как
10
3 -1,
-0,9 д
1 ,
55 где yi - полная координата расположения несущего упора на упругом соединительном элементе 6;
,
где yz - полная координата расположения несущего упора на упругом соединительном элементе 7.
При расчете Дг момент сопротивления в данный момент
..
В зависимости от рабочего момента сопротивления jUp и максимального момента сопротивлениями мс, а также зависимости от радиуса и формы сечения упругих колец и заданной податливости возможны разные варианты расположения несущих упоров на упругих кольцах.
При установившемся режиме работы упругоцентробежная муфта обладает хорошими демпфирующими способностями и свойствами самонастройки, так как наблюдается возникновение гироскопического центробежного эффекта самонастройки муфты.
Формула изобретения
Фиг.1
Редактор Я.Гратилло
Составитель Т.Орлова Техред М.Моргентал
аметрально противоположно направленными хвостовиками, соединенные упругими концентрично расположенными и жестко закрепленными на хвостовиках ведомой полумуфты кольцами, внутреннее из которых жестко закреплено на хвостовиках и ведущей полумуфты, а также установленные на кольцах центробежные грузы, отличающаяся тем, что. с целью повышения надежности в пусковой период и демпфирующей способности, она снабжена упорами, установленными на всех, за исключением внутреннего, кольцах, хвостовики ведущей полумуфты связаны с упомянутыми кольцами
с возможностью перемещения в окружном направлении и взаимодействия с упорами.
на кольцах с возможностью регулировочного перемещения относительно них
Гг
i/Vw
Л
фиг.З
Корректор М.Пожо
УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 0 |
|
SU372389A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-05-07—Публикация
1989-05-05—Подача