1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в быстрходных силовых установках, например, для соединения двигателя с рабочим органом, где во время работы происходят значительные взаимные смещения соединяемых валов и частое реверсирование.
Известна упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с хвостовиками, центробежные грузы, а также упругие элементы, вьшолненные в виде коннентрично расположенных колец, жестко закрепленных на хвостовиках и грузах l .
Однако такая муфта не может передавать значительные крутящие момента, так как для этого требуются кольца большого диамера, технологически трудно изготовляемые.
Кроме того, муфта не реверсивна, и при работе в кольцах возникают концентрации напряжений,
Нагрузочная способность муфты ограничивается прочностью колец.
Известна также реверсивная упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, а также центробежные
грузы, соединенные с помощью упругих элеMQHTOB с ведущей полумуфтой. Центробежные грузы с помощью упругих хвостовиков соединены с ведущей полумуфтой, а с помощью упругого кольца - между собой и жесткими хвостовиками ведомой полумуфты 2} .
Данная М5т{)та является наиболее близкой К изобретению по технической сущности и дотигаемому эффекту.
Недостатками Э1-ой муфты является, вопервых, то, что при больших передаваемых моментах требуются кольца большого диаметра, изготовление которых связано со значительными технологическими трудностями, во-вторых, в упругом кольце возникает значительная концентрация напряжений, что не позволяет полностью использовать упруг-ие свойства последнего.
Целью изобретения является увеличение несущей и компенсирующей способности муфты.
Это достигается тем, что упругие элементы вьшолнены в виде плоских пружин, середина которых закреплена на ведущей полумуфте, а концы присоединены к соседним грузам, при этом ведомая полумуфта вьгаолнена в виде диска с торцовыми выступами, расположедными между грузами и взаимодействуюшкми с ними.
На чертеже дана схема предлагаемой муф ты и разрез по А-А.
Вздутая полумуфта выполнена в виде ступицы 1, на боковой поверхности которой сделаны, например, четыре плоскости для njsHKpenneHHH при помощи накладок 2 плоских пружин 3. Смежные плоскости образуют между собой прямой угол. К двум противоположным плоскостям прикреплено по две пружины, а к остальным двум по одной, проходящей между первыми. Таким образом, при перекрещлванйи пружин получены четыре гибких шарнира. Концы всех плоских пружин лршгрепяены к центробежным грузам 4, ко- чорые расположены с зазором между четьфь- мя выступами 5, образующими вместе с щс- хол1 6 ведомую полумуфту.
Муфта работает следующим образом.
При вращении без нагрузки центробежные грузы давят на выступы ведомой полумуфты, а плоские пружины остаются прямыми. На фиг. 1 показано взаимное расположение центробежных грузов и выступов при вращении муфты по часовой стрелке, воздействием крутящего момента ведущая полумуфта поворачивае1х:я относительно ведомой и плосхне пружины изгибаются, вследствие чего центробежные грузы 4, поворачиваясь, как 5ы приближаются к оси вращения. Под дейст.в;1ем центробежных сил эти грузы, вьгарям..тяясь. удаляются от оси вращения, выпрямляя тем самым плоские пружины и уменьшая уто. поворота ведущей полумуфты относительно ведомой. При определенной нагрузке и угловой скорости муфты устанавливается определеннг;з динамическое равновесие системы, харак ер;1зуемое углом поворота ведущей полумубзты относительно ведомой.
Боковые поверхности грузов и выступов могут быть закруглены для обеспечения лучшего хонта};:тирования и увеличения деформации плоских пружин под воздействием нагрузки и тем самым увеличения влиижя центробежных сил на динамику системы.
При крутильном возмущении ведущей или Ведомой полумуфт центробежные грузы совершают колебания в приблизительно радиальном направлении, а в с о ответствую щ.их условиях крутильные колебания могут быть локализованы в соответствующей полумуфте.
При изменении направления вращения в контакт входят противоположные боковые поверхности выступов и центробежных грузов.
Муфта сохраняет все динамические достоинства упругоцентробежных муфт и может быть изготовлена сколь угодно больших габаритов (для передачи соответственно больших крутящих моментов). Кроме того, концентрация напряжений в упругих элементах является незначительной.
Формула изобретения
Реверсивная упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, а центробежные грузы, соединенные с помощью упругих элементов с ведущей полумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью увеличения несущей и компенсирующей способностей, упругие элементы вьшолнены в виде плоских пружин, середина которых закреплена на ведущей , а концы присоединены к соседним грузам, при этом ведомая полумуфта вьшолнена в виде чиска с торцовыми выступами, расположенными между грузами и взаимодействующими с ними.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Авторское свидетельство СССР
№ 372389, М.Кл. PlG d 43/14, 1971,
2,Авторское свидетельство СССР
№ 280128, P16d 43/14,1968 ( тип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упругоцентробежная муфта | 1987 |
|
SU1418531A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1974 |
|
SU496397A1 |
Реверсивная упруго-центробежная муфта | 1975 |
|
SU530973A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647174A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1987 |
|
SU1423840A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU838144A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1975 |
|
SU542043A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1661517A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1981 |
|
SU956856A2 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647173A1 |
Авторы
Даты
1977-02-25—Публикация
1975-10-10—Подача