Изобретение относится к машинос i poe- г.ию и может быть использовано для контро- чя погрешности положения элементов зубчатых механизмов.
Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг. 1 изображены тарировочные зависимости
)Ј - Sf A/S И и )Ј - S4 B/SЈ В ; на фиг. 2 - схема взаммодействи сателлита с цент- ояльными колесами планетарной передачи. Прежде чем описать порядок реализации способа, следует отметить, что появление реакции на датчиках, наклеенных на торцы зубьер, обусловлено деформациями, вызванными контактными напряжениями при взаимодействиях зубьев под нагрузкой. Наибольшие контактные напряжения, как известно, имеют место в зоне, прилегающей к рабочей поверхности зуба, потому наиболее интенсивная реакция датчиков наблюдается именно в этой зоне. Кроме того, следует
отметить, что поскольку в процессе работы зубья сателлитов контактируют с зубьями солнечной шестерни одной стороной, а с зубьями эпицикла - с другой, то в результате этого на каждом из датчиков, наклеенных на торцах зубьев сателлитов наблюдается по две зоны реакции: от взаимодействия с. солнечной шестерней и от взаимодействия с эпициклом
Способ реализуется следующим образом,
Допустим, необходимо определить углы перекоса между зубьями сателлита 1 и зубьями солнечной шестерни 2 и эпицикла 3 в планетарной зубчатой передаче (которая относится к многопоточным зубчатым передачам). Для этого на торцах I и II зубьев сателлита I закрепляют (наклеивают) датчики 4 усталостных повреждений и проводят тарировочные испытания при различных, но постоянных в процессе нагружения углах перекоса(при каждом угле перекоса исполь(Л
с
о
(Л Ю 00
о
зуются новые датчики): в сопряжении А сателлит - солнечная шестерня у, Г , в сопряжении В сателлит - эпицикл у Р . В каждом случае испытания проводят до момента появления реакции датчиков на обоих торцах в каждой из отмеченных зон. Гю окончании испытаний регистрируют величину усталостных повреждений датчиков в каждой зоне. В качестве параметра, характеризующего эту величину, может быть использована суммарная площадь измененной структуры:
S.f ki - для датчика, наклеенного на торец I и зоны от сопряжения А;
St BI для датчика на торце I и зоны от сопряжения В;
SЈ Hi - для датчика на торце II и зоны от сопряжения А;
S/ BI - для датчика на торце II и зоны от сопряжения В.
На основе полученных данных для каждого из углов перекоса - в сопряжении А , у, г - в сопряжении В) рассчитывают отношения: SЈ AI/GЈ Hi - для сопряжения
A; S bi/S Ц| - для сопряжения В.
После этого строят тарировочные зависимости: у f - SЈ Ai/S Hi - для сопряжения А (фиг. 1 кривая а); Р - S Bi/S el - для сопряжения В (фиг. 1, кривая б).
После этого вновь закрепляют датчики на торцах зубьев исследуемого сателлита и
осуществляют эксплуатационные испытания передачи. После срабатывания датчиков на обоих торцах зубьев измеряют суммарную площадь измененной струкгуры в соответствующих зонах, рассчитывают отношения -для сопряжения А;
0
5
0
5
0
5
I
и
- для сопряжения В.
По полученным отношениям, пользуясь тарировочными зависимостями а и б.определяют углы перекоса у А и у. в в сопряжениях А и В соответственно.
Формула изобретения
Способ оценки погрешности положения элементов зубчатых механизмов, заключающийся в том, что на зубе зубчатого колеса механизма закрепляют датчики усталостных повреждений, проводят тарировочные испытания, устанавливают связь между погрешностями положения детали и характеристикой усталостных повреждений датчиков, проводят эксплуатационные испытания и по характеристике усталостных повреждений с помощью тарировочной зависимости оценивают погрешность положения элемента зубчатого механизма, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, дачтчики закрепляют на противоположных торцах зубьев в зонах, прилегающих к одной из его рабочих поверхностей, а при оценке погрешности положения элемента учитывают отношение характери- стик усталостных повреждений датчиков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении | 1991 |
|
SU1778501A1 |
Способ оценки погрешности взаимного положения деталей машин при циклическом нагружении | 1983 |
|
SU1128102A1 |
Планерная зубчатая передача | 1977 |
|
SU727921A1 |
ШИРОКОДИАПАЗОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2020 |
|
RU2729847C1 |
Способ определения коэффициента неравномерности нагружения элементов механической передачи | 1989 |
|
SU1716380A1 |
Способ определения коэффициента концентрации напряжений в зубчатой передаче | 1987 |
|
SU1478039A1 |
Устройство для тарировки тензодатчиков устанавливаемых на центральных колесах | 1982 |
|
SU1116304A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2016 |
|
RU2664608C2 |
Планетарный редуктор силовой установки | 2017 |
|
RU2655968C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАРИАТОРА | 1991 |
|
RU2022182C1 |
Изобретение от носится к области машиностроения и может быть использовано для контроля зубчатых механизмов Изобретение позволяет расширить эксплуатационные возможности способа. Для этого в процессе эксплуатационных испытаний о погрешности взаимного положения зубьев исследуемого сателлита 1 относительно зубьев колес 2 и 3 судят по соотношению характеристик усталостных повреждений датчиков 4 с противоположных торцов I и II зуба сателлита 1 в зонах, прилегающих к одной из его рабочих поверхностей. 2 ил
0 - заоисиность /г чгл / гл
&1 - Ъабисиность $Ј
Фиг /
фиг г
Способ оценки погрешности положения детали конструкции при циклическом нагружении | 1985 |
|
SU1293552A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-05-30—Публикация
1989-06-05—Подача