Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес.
Цель изобретения - расширение технологических возможностей путем обеспечения возможности одновременного контроля направления зуба зубчатого колеса.
На фиг.1 изображена конструктивная схема устройства; на фиг 2 - вид А на фиг 1 ; на фиг.З - вид Б на фиг 2, на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1.
Устройство состоит из измерительного стержня 1 со сферическим наконечником 2, жестко закрепленных в гнезде каретки 3 стойки 4 биениемера На измерительном стержне 1 монтируется корпус 5 в котором устанавливаются на шариках 6 оси 7 и 8 поворота двуплечих измерительных рычагов 9 и 10 Оси 7 и 8 закрепляются в корпусе 5 винтами 11 и контрятся гайками 12 На корпусе 5 жестко монтируются преобразователь 13 линейных перемещений, который своим наконечником касается двуплечего измерительного рычага 9, и преобразователь 14 линейного перемещения, касающийся своим наконечником рычага 10, с кронштейном 15, закрепленным на корпусе 5 двумя винтами 16. В прорезях двуплечих измерительных рычагов 9 и 10 винтами 17 зажимаются контактные шарики 18. Два стопора 19 ограничивают поворот двуплечих рычагов 9 и 10. Преобразователь 20 линейных перемещений устанавливается в стойке4 биениемера и контактируете кареткой 3 последнего Рычаги 9 и 10 закрепляются на своих осях 7 и 8 винтами 21.
Устройство работает следующим образом
Перед измерениями перемещением корпуса 5 по измерительному стержню 1 производится настройка устройства таким образом чтобы сферическая головка 2 и шарик 18 измерительного двуплечего рычага 9 коснулись трех соседних профилей зубьев в точках, лежащих на одной окружности Шарики 18 измерительных двуплечих рычагов 9 и 10 выставляются и закрепляются винтами 17 так, чтобы линия, проходящая через их центры, была параллельна линии центров биениемера Преобразователи 20, 13 и
(Л
С
о о ел
N3 СЛ
14 линейных перемещений устанавливаются и закрепляются соответственно: первый преобразователь 20 - в стойке А биениеме- ра до касания с кареткой 3, второй преобразователь 13 - в корпусе 5 до касания с двуплечим измерительным рычагом 9, третий преобразователь 14 - в кронштейне 15 до касания с двуплечим измерительным рычагом 10.
Контролируемое зубчатое колесо монтируется на беззазорную оправку и вместе с ней устанавливается в центрах биениеме- ра. Каретка 3 перемещается в радиальном относительно зубчатого колеса направлении до касания сферическим наконечником 2 двух смежных профилей впадины зубчатого венца. Радиальные отклонения этих профилей Frri фиксируются первым преобразователем 20 линейных перемещений. В это же время двуплечий рычаг 9 под действием пружины второго преобразователя 13 линейных перемещений поворачивется до касания своим шариком 18 третьего смежного профиля зуба проверяемого зубчатого колеса. Производится измерение тангенциального смещения Ftr2 этого профиля. Третьим преббразователем 14 линейных перемещений таким же образом осуществляется фиксирование тангенциального отклонения Ftr3 того же самого профиля, но в точке, смещенной в осевом относительно зубчатого колеса направлении. Погрешность направления зуба F А- определяется разностью показаний преобразователей 13 и 14 линейных перемещений
F ft Ftr2 - Ftr3.
Отводом каретки 3 производится автоматический выход из контакта с профилями зубьев зубчатого колеса сферической головки 2 и измерительных рычагов 9 и 10. Зуб0
5
0
5
0
5
0
чатое колесо вместе с оправкой поворачивается на один угловой шаг, и процесс измерения всех упомянутых отклонений повторяется.
Таким образом, можно определить радиальные Frri и тангенциальные Ftri погрешности, а также погрешность направления F ДГ| каждого зуба зубчатого колеса.
Формула изобретения
Устройство к биениемеру для контроля зубчатых колес, содержащее измерительный стержень со сферическим наконечником, жестко закрепленный в гнезде каретки биениемера и кинематически связанный с первым преобразователем линейных перемещений, установленным в стойке биениемера, корпус, закрепленный на измерительном стержне, второй преобразователь линейных перемещений и двуплечий рычаг, установленные в корпусе, одно из плеч рычага предназначено для связи со смежным профилем одного из контролируемых зубьев, второе плечо кинематически связано с вторым индикатором, отличающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения возможности одновременного контроля направления зуба зубчатого колеса, оно снабжено третьим преобразователем линейных перемещений, установленным в корпусе, вторым двуплечим рычагом, установленным в корпусе и соосно смещенным относительно первого двуплечего рычага, одно из плеч второго рычага кинематически связано с вторым преобразователем линейных перемещений, а второе плечо - для связи с тем же профилем зуба, что и первое плечо первого рычага.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство к биениемеру для контроля зубчатых колес | 1990 |
|
SU1747865A1 |
УСТРОЙСТВО К БИЕНИЕМЕРУ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1991 |
|
RU2019782C1 |
Устройство для поэлементного контроля зубчатых колес | 1980 |
|
SU1242705A1 |
Устройство для контроля накопленной погрешности обрабатываемых зубчатых колес | 1981 |
|
SU1013731A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР | 2001 |
|
RU2235656C2 |
Устройство для измерения линейных размеров | 1986 |
|
SU1368618A1 |
Устройство для контроля точности позиционирования узлов станка | 1988 |
|
SU1597514A1 |
Устройство для измерения размеров стыковых сварных соединений | 1989 |
|
SU1709173A1 |
Прибор для контроля смещения исходного контура зубчатых колес | 1989 |
|
SU1651081A1 |
СИСТЕМА ДЛЯ АКТИВНОГО КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ КРУГЛОШЛИФОВАЛЬНОГО СТАНКА | 1989 |
|
RU2014208C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - расширение технологических возможностей путем обеспечения одновременного контроля направления зуба зубчатого колеса. Это достигается тем, что в устройство введен второй двухплечий рычаг и третий преобразователь линейных перемещений. Второй рычаг расположен параллельно первому на расстоянии, определяемом шириной контролируемого колеса. 4 ил.
Вт
19
1665215
ЬтдА
14
Фиг 2
ВидВ
+
21 Фигь
Авторское свидетельство СССР N 1546829, кл G 01 В 5/20. |
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1989-08-07—Подача