Коробка передач транспортного средства Советский патент 1991 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1676846A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам тяжелых транспортных машин.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

На фиг. 1 изображена коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Коробка передач включает корпус 1, внутри которого на ведущем валу 2 посажены через распорные шайбы 3 солнечные шестерни 4 (по числу переключаемых передач), которые свободно вращаются на валу. Вращающий момент на солнечные шестерни 4 передается через моноблоки 5 сателлитных шестерен по три моноблока на каждую из трех солнечных шестерен, расположенных под углом 120°.. Каждый моноблок 5 посажен на своей полуоси 6, которые закреплены с одной стороны в выемке корпуса 1

коробки, а с другой - водилом 7, которое установлено на ведущем валу 2 на подшипнике.

Корпус 1 коробки передач закрывается справа крышкой 8, в приливе которой выполнено золотниковое устройство 9.

Коронная шестерня 10 имеет прилив 11, на котором установлен дополнительный подшипник, что обеспечивает ей большую устойчивость и соответственно надежность в работе,

На внешней стороне коронной шестерни 10 нарезаны по окружности зубья 12 для обеспечения передачи вращающегося момента через промежуточную шестерню на ведомый вал движителя (не показана).

Также на внешней стороне коронной шестерни 10 предусмотрен окружной паз 13 для размещения в нем кольцевого тормоза 14.

3

О 00

С

Ведущий вал 2 принят ступенчатой формы с кольцевым буртиком, в теле которого предусмотрены три продольные проточки 15 (по числу переключений), а справа три кольцевых канала 16, продольные проточки и кольцевые каналы соединены между собой раздельно. С другой стороны продольные проточки 15 подключены к фигурным выемкам 17, внутри которых на полуоси 18 с эксцентриситетом I размещены кулачки 19 специальной формы, внутри имеют сквозные проточки 20. Фигурные выемки 17 на ведущем валу 2 расположены строго против солнечных шестерен 4 и в один ряд для удобства крепления расположенных в них кулачков 19 на одной полуоси 18.

На внутренней стороне солнечной шестерни 4 предусмотрена окружная проточка 21, выполненная с эксцентриситетом I, а в углубленной части проточки 21 выполняется выступ 22, который повторяет форму наружной поверхности кулачка 19.

Золотниковое устройство 9 имеет продольный канал 23, где располагается механизм переключения 24, ряд поперечных прогочек 25 обратного клапана 26 и предохранительного клапана 227.

Вход or гидросистемы предусматривается через канал 28 и обратный клапан 26, а сброс жидкости из коробки передач производится через канал 29, соединенный с предохранительным клапаном 27 дополнительным патрубком 30.

Коробка передач работает следующим образом.

Механизм переключения 24 ставим в положение, например первая передача управление производится из кабины). Под давлением жидкость от гидросистемы движителя через канал 28 и обратный клапан 26 подается в золотниковое устройство 9, где вначале проходит по продольному каналу 23 и затем одной из поперечных проточек 25, соответствующей первой передаче, далее по кольцевому каналу 16 ведущего вала 2 и его продольной проточке 15 до выхода в фигурную выемку 17. Под давлением жидкости кулачок 19 поворачивается на полуоси 18 и за счет эксцентриситета входит в плотное соединение в окружную проточку 21 на внутренней поверхности солнечной шестерни 4 первой передачи и приводит во вращение планетарный редуктор коробки передач на первой скорости.

Ведущий вал 2 коробки передач находится во вращении при работе двигателя, соединенного с его валом одним из известных способов, шестерни трехзвенного планетарного редуктора коробки передач до включения скорости находятся в покое. Включение.передачи происходит под

давлением жидкости и для исключения шума при входе кулачка 19 в проточку 21 солнечной шестерни частично жидкости перетекает по предусмотренной сквозной проточке 20 в кулачке.

Сброс жидкости из коробки передач

производится через канал 29 в гидросистему движителя, при возникновении критических давлений в коробке передач сбрасывается через предохранительный

клапан 27 и дополнительный патрубок 30.

Формула изобретения

1.Коробка передач транспортного средства, содержащая размещенные в корпусе

два вала и планетарный редуктор, включающий в себя по крайней мере три трехзвен- ных планетарных ряда с общей коронной шестерней,водило,закрепленное в корпусе посредством муфты для исключения проворачивания и выполненное с осями для установки сателлитных шестерен разного диаметра, зацепленных с солнечными шестернями, свободно расположенными на одном из валов и выполненными с

гидроуправляемыми муфтами, размещенными в этом валу напротив ступиц солнечных шестерен, а система управления включает в себя связанные через обратные клапаны и управляемый распределитель источник давления и радиальные полости управления указанных муфт, выполненный на этом же валу, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, вал, на котором установлены солнечные шестерни,

выполнен приводным, в другой вал связан с коронной шестерней, зацепленной с сателлитом большего диаметра, сателлитные шестерни выполнены в виде моноблока на общей оси, а солнечные шестерни на внутренней поверхности шестерни выполнены с кольцевыми проточками с полукруглым выступом и установлены на валу эксцентрично, а в радиальных полостях этого вала на осях установлены кулачки муфт для фиксации солнечной шестерни на валу при повороте кулачка от давления в полости.

2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения шума включения муфт, в кулачках выполнены

5 дроссельные сквозные каналы для подачи жидкости из полости в зону контакта кулачка со ступицей.

/

18

1676846

to

8 27

Jff

29 & 2t

I

Похожие патенты SU1676846A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1985
  • Гончер Владимир Иванович
  • Матвийчук Дмитрий Степанович
SU1227525A1
Мотор-колесо транспортного средства 1980
  • Ивачев Леонид Михайлович
SU867706A1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Бескупский В.Б.
  • Моров А.А.
  • Мазепа Г.В.
  • Моров А.А.
  • Швалев В.А.
  • Поткин В.И.
RU2037443C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ МОТОР-КОМПРЕССОР 1993
  • Чикин Г.А.
RU2095578C1
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОПОРНОЕ ЗВЕНО ДЛЯ ПЛАНЕТАРНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
  • Семенов Александр Владимирович
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Папандин Василий Михайлович
RU2313020C2
ДВУХПОТОЧНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 1971
SU298495A1
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Жичко Олег Иванович
  • Васильев Юрий Алексеевич
  • Ключников Алексей Владимирович
RU2460651C1
Трансмиссия транспортного средства 1988
  • Ситников Владислав Романович
SU1539116A1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1
Механизм привода задних валов отбора мощности универсально-пропашного трактора 1990
  • Бобровник Александр Иванович
SU1782785A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 676 846 A1

Реферат патента 1991 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к приводам тяжелых транспортных машин. Цель изобретения - упрощение конструкции. Коробка состоит из планетарного редуктора, включающего три трехзвенных планетарных ряда с общей коронной шестерней, размещенные в корпусе 1 на ведущем валу 2 через распорные шайбы 3 солнечные шестерни 4, приводящие во вращение моноблоки сателлитных шестерен 5 Ведущий вал 2 имеет внутри три продольные проточки 15 (по числу предполагаемых переключений), а справа три кольцевых канала 16, соединенных с проточками, через которые подается импульс давления от золотникового устройства 9. Система переключения скоростей производится через фигурные выемки давлением жидкости, которое передается на кулачки 19, расположенные в валу 2 и закрепленные на полуоси 18 с эксцентриситетом, за счет которого кулачки плавно входят в окружные полости, расположенные на внутренней стороне ступеней солнечных шестерен. 1 з. п. ф-лы, 2 ил. сл

Формула изобретения SU 1 676 846 A1

go

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1676846A1

Коробка передач транспортного средства 1985
  • Гончер Владимир Иванович
  • Матвийчук Дмитрий Степанович
SU1227525A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 676 846 A1

Авторы

Гончер Владимир Иванович

Матвийчук Дмитрий Степанович

Даты

1991-09-15Публикация

1986-11-28Подача