Система управления буксировкой судов Советский патент 1991 года по МПК B63B21/56 

Описание патента на изобретение SU1678695A1

1П Ј ft fT tf jSe. min.

, ф ф 1 1 Ф X v

Похожие патенты SU1678695A1

название год авторы номер документа
Предохранительное устройство для троса 1988
  • Басалыгин Генадий Михайлович
  • Вилесов Сергей Дмитриевич
  • Галактионов Андрей Борисович
  • Жадобин Николай Егорович
  • Рукша Вячеслав Владимирович
  • Цырульников Борис Нохимович
SU1676919A1
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА В ПОКРЫТЫХ ЛЬДОМ ИЛИ ИМЕЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ ВОДАХ 2010
  • Гальярди Джозеф Р.
  • Райс Шон
  • Шнайдер Курт
  • Канкельман Джеффри В.
  • Дадли Тимоти А.
  • Ламберт Дейл
  • Бернхэм Майк
RU2487374C2
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА В ПОКРЫТЫХ ЛЬДОМ ИЛИ ИМЕЮЩИХ ПРЕПЯТСТВИЯ ВОДАХ 2013
  • Гальярди, Джозеф, Р.
  • Райс, Шон
  • Шнайдер, Курт
  • Канкельман, Джеффри, В.
  • Дадли, Тимоти, А.
  • Ламберт, Дейл
  • Бернхэм, Майк
RU2570428C2
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Амирагов Алексей Славович
  • Никитин Александр Дмитриевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2419574C1
Судовое подъемно-опускное устройство для буксируемого подводного аппарата 1982
  • Коваленко Борис Иванович
SU1096162A1
БУКСИРУЕМАЯ ЛИНИЯ 2007
RU2361773C1
Устройство для буксировки сейсмографной косы в морях с ледовым покровом 1990
  • Соколов Игорь Иванович
  • Дедков Владимир Иванович
  • Гуревич Леонид Михайлович
  • Буравцев Вадим Юрьевич
  • Гагельганц Андрей Андреевич
  • Петров Юрий Иванович
SU1744660A1
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ, ОСНАЩЕННЫЙ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ЗАИЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ТРУБОПРОВОДОВ 2010
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Амирагов Алексей Славович
  • Никитин Александр Дмитриевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2463203C2
МОРСКАЯ СЕЙСМОРАЗВЕДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУКСИРУЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НИЖЕ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ 2015
  • Шнайдер Курт
  • Дадли Тимоти А.
RU2672044C2
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МОРСКОГО ГРУНТА 2014
  • Максимов Герман Адольфович
  • Гладилин Алексей Викторович
RU2576352C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 678 695 A1

Реферат патента 1991 года Система управления буксировкой судов

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим управление при буксировке транспортных средств, в частности в судовождении. Цель изобретения - повышение надежности буксировки. Система управления включает в себя лебедку 2, установленную на буксирующем судне 1 и связанную посредством троса 4 с буксируемым судном 3. Система содержит также элементы автоматического регулирования, фиксирующие силу натяжения троса, скорость судов, параметры двигательно-движи- тельной установки буксирующего судна и т.п. Эти элементы представляют собой датчики, задатчики, регуляторы указанных параметров, а также идентификаторы и функциональный преобразователь. Наличие указанных элементов и их связи автоматически поддерживают процесс буксировки с обеспечением достаточной надежности при различных эксплуатационных условиях. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.

Формула изобретения SU 1 678 695 A1

О VI 00

о

ел

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим управление при буксировке транспортных средств, в частности, в судовождении.

Цель изобретения - повышение надеж- ности буксировки,

На фиг.1 показано схематично управление буксировкой; на фиг. 2 - блок-схема устройства управления буксировкой; на фиг.З - регулятор на базе операционного усилителя; на фиг.4 - блок-схема идентификатора; на фиг.5 - принципиальная схема идентификато- pa; на фиг.6 - идентификатор, вариант выполнения; на фиг.7 - блок-схема фун- кционального преобразователя; на фиг.8 - принципиальная схема преобразователя; на фиг.9 - блок-схема преобразователя, вариант выполнения; на фиг.10 - принципиальная схема этого преобразователя; на фиг.11 - идентификатор, второй вариант выполнения.

Система содержит буксирующее судно 1 с установленной на нем лебедкой 2, связанной с буксируемым судном 3 буксирным тросом 4. Управляют устройством, задавая исходные данные для режима буксировки - максимально допустимое усилие F натяжения буксирного троса 4, усилие F Сл натяжения троса 4 при выборе слабины, скорость V з движения буксируемого судна 3, определены И, z и Imax, Imin соответственно рабочей и допустимой длин вытравленного троса 4. Устройство анализирует обратные связи по усилию Fy натяжения троса 4, длине I вытравленного лебедкой 2 троса 4 и формирует сигналы Vi. Рл управления скоростью Vi буксирующего судна 1 и тягой Рл буксирной лебедки 2. При этом, чтобы обеспечить мягкий вы- бор слабины троса 4 и демпфирование колебаний натяжения троса 4, в том числе и при буксировке на волнении, сигнал управления Fn лебедкой 2 формируют по закону, например:

- ел

Р - JJLL+ рс 4 IF.I-R,. у

г л2 о

е -

Il-I0ln . ,

И -12

)slgn(-l0), (1)

где

либо по какому-то другому целесообразному закону, например линейному на рабочем участке;

Ffl Рсл + ( F - Рсл ) -Ј-

И -12 KWh & ) J « при if I Ј I ;

H l2

0 5 0

5 0 5 0 5

0

5

Рл Fcn при I 12;

при I I .

Система управления содержит последовательно соединенные задатчик 5 заданного значения Уз скорости буксируемого судна, регулятор 6 скорости Уз судна 3, регулятор 7 усилия Fy натяжения буксируемого троса 4, регулятор 8 усилия F упора гребного винта судна 1, устройство 9 управления двигательно-движительной установкой судна 1, первый идентификатор 10 и второй вход регулятора 8, последовательно соединенные задатчик 11 предельно допустимой величины F усилия натяжения троса 4, функциональный преобразователь 12 задания величины Рл заданного значения тянущего усилия Рл лебедки 2 (момента на барабане лебедки 2), регулятр 13 тянущего усилия (момента Ffl лебедки 2, последовательно соединенные датчик 14 усилия Fy натяжения троса 4, второй идентификатор 15 и третий вход регулятора 6, задатчики 16 величины тянущего усилия (момента) FC/I лебедки 2 при выборе слабины троса 4, задат- чики 17 и 18 границ и 2 рабочего диапазона длины вытравленного троса 4 и датчик 19 длины вытравленного троса 4, выходы которых соединены с соответствующими входами преобразователя 12, блок 20 сигнализации, первый вход которого соединен с выходом датчика 19, задатчики 21 и 22 границ Imin и Imax допустимой длины вытравленного троса 4, выходы которых соединены соответственно с вторым и третьим входами блока 20, второй и третий входы идентификатора 10 соответственно соединены с вторым и третьим выходами устройства 9, а четвертый его вход - с выходом датчика 14, выход задатчика 11 соединен с вторым входом регулятора 6, выход датчика 14 соединен с вторым входом регулятора 7, причем первым выходом устройства 9 является выход датчика частоты вращения гребного вала, вторым - выход датчика момента гребного вала, третьим - выход датчика скорости Vi движения судна 1.

Идентификатор 10 (фиг.4-6) на базе операционных усилителей имеет устройство 23 умножения и устройство 24 деления.

Функциональный преобразователь 12, соответствующий выражению (1), может быть реализован на базе тех же усилителей

(фиг,7). Первый сумматор 25 соединен с первым устройством 26 умножения, связанным с вторым устройством 27 умножения. Второй сумматор 28 соединен с формирователем 29 знака. Формирователь 30 абсолютной величины связан с устройством 31 деления, функциональным преобразователем 32 и третьим сумматором 33.

Схема преобразователя 12, соответствующая выражению (2), реализуется так, как это показано на фиг. 10. Первый сумматор 34 соединен с устройством 35 умножения. Второй сумматор 36 связан с третьим сумматором 37, с устройством 38 деления и четвертым сумматором 39.

При этом сумматоры (фиг.8 и 10) являются сумматорами-усилителями, т.е. входные сигналы суммируются каждый со своим коэффициентом усиления.

Система работает следующим образом.

Датчик 14 контролирует усилие Fy натяжения троса 4, и по его выходному сигналу идентификатор 15 формирует сигнал Уз оценки скорости движения судна 3. Сигнал V з задатчика 5 сравнивается на входе регулятора 6 с выходным сигналом Vs идентификатора 15 и по результатам этого сравнения на выходе регулятора 6 формируется сигнал Fy, задающий величину Fy усилия натяжения в тросе 4. Сигнал Fy ограничен по уровню сигналом F, подаваемым от задатчика 11 на вход ограничения выходного сигнала регулятора 6. На входе регулятора 7 сигнал Fy сравнивается с сигналом Fy, снимаемым с выхода датчика 14. По результатам этого сравнения регулятор 7 вырабатывает выходной сигнал F задания усилия F упора гребного винта судна 1. Сигналы F и F (выходной сигнал идентификатора 10) сравниваются на входе регулятора 8 и на его выходе формируется сигнал X задания режима работы двигательно-движительной установки судна 1, который является входным сигналом устройства 9. По выходным сигналам датчика частоты ин вращения турбины (гребного вала), момента МГв гребного вала, скорости Vi судна 1, входящих в устройство 9, с помощью идентификатора 10 оценивается значение F усилия F упора гребного вала винта судна 1 в соответствии с выражением

С -иди

Мга Vi

(3)

или

F mi Ј-+diVi+Fy.

(4)

где mi - масса судна 1 с установленной на нем лебедкой 2;

ai - коэффициент гидродинамического сопротиаления (вязкого трения) движению

судна 1.

В первом случае на выходы идентификатора 10 нет необходимости подавать сигнал Fy, а во втором - сигналы он и МГв. Таким образом, предлагаемоеустройство работает как система регулирования скорости Vs судна 3 с ограничением усилия F натяжения троса 4 на заданном предельно допустимом уровне F. При этом функциональный преобразователь 12 обрабатывает

входные сигналы F. Fcn, И. I отзадат- чиков 11,16-18и датчика 19 иформируетна выходе соответственно выражениям (1) или (2) сигнал F/т задания усилия тяги (момента) лебедки 2. который поступает на вход регулятора 13 и отрабатывается приводом лебедки 2 так. что в статическом режиме работы

Fy Fn

Рл

Если по какой-либо причине (обрыв троса 4, судно 3 село на мель либо судно 1 резко застопорило машину, а судно 3 продолжает двигаться, приближаясь к судну 1 на недопустимо близкое расстояние) длина I вытравленного троса 4 выходит за пределы Imax или Imin, блок 20, анализируя выходные сигналы от датчика 19 и задатчиков 21 и 22, подает предупреждающий или аварийный

сигнал.

Формула изобретения

1. Система управления буксировкой судов, содержащая буксирную лебедку, установленную на буксирующем судне и связанную тросом с буксируемым судном, а также устройство для управления двигательно-движительной установкой буксирующего судна, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности буксировки, она снабжена задатчиком заданного значения скорости буксируемого судна, задатчиком предельно допустимой величины

усилия натяжения троса, задатчиком величины тянущего усилия лебедки при выборе слабины троса, задатчиками границ рабочего диапазона длины вытравленного троса и эадатчиками границ допустимой

длины вытравленного троса, дат IHKOM усилия натяжения троса, датчиком длины вытравленного троса, датчиком частоты вращения гребного вала, датчиком момента гребного вала и датчиком скорости движения буксирующего судна, регулятором скорости буксируемого судна, регулятором усилия натяжения троса, регулятором усилия упора гребного винта и регулятором тянущего усилия лебедки, первым и вторым идентификаторами, функциональным пре- образователен и блоком сигнализации, при этом первый, второй и третий входы регулятора скорости буксируемого судна соединены, соответственно с выходами задатчика заданного значения скорости буксируемого судна, задатчика предельно допустимой величины, усилия натяжения троса и второго идентификатора, вход которого связан с выходом датчика усилия лебедки, соединенным также с вторым входом регулятора усилия натяжения троса и с четвертым входом первого идентификатора, выход регулятора скорости буксируемого судна связан с первым входом регулятора усилия натяжения троса, выход которого соединен с пер- вым входом регулятора усилия упора гребного винта, второй вход которого соединен с выходом первого идентификатора, а выход - системой управления двигатель- но-движительной установки буксирующего судна, выходы датчиков частоты вращения гребного вала, момента гребного вала и скорости движения буксирующего судна соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами первого идентификатора, причем первый - пятый входы функционального преобразователя соединены соответственно с выходами задатчика предельно допустимой величины усилия натяжения троса, задатчика величины тянуще о усилия лебедки, задатчиков границ рабочего диапазона длины вытравленного троса и с выходом датчика длины вытравленного троса,

12/рдх Г

а выход функционального преобразователя связан с входом регулятора тянущего усилия лебедки, при этом первый, второй и третий входы блока сигнализации соединены соответственно с выходами датчика длины вытравленного троса и задатчиков границ допустимой длины вытравленного троса.

2.Система по п.1 .отличающаяся тем, что функциональный преобразователь включает в себя последовательно соединенные первый сумматор, первое устройство умножения, второй сумматор, второй и третий входы которого соединены соответственно с первым и вторым входами первого сумматора, а также формирователь знака, выход которого соединен с вторым входом первого устройства умножения, формирователь абсолютной величины, входы которого соединены с входами формирователя знака, и последовательно соединенные устройство деления, дополнительный функциональный преобразователь и второе устройство умножения, причем выход формирователя абсолютной величины соединен с входом делимого устройства деления.3.Система по п. 1, отличающаяся тем, что функциональный преобразователь включает в себя последовательно соединенные первый сумматор, устройство умножения, второй сумматор, последовательно соединенные третий сумматор и устройство деления, а также четвертый сумматор, выход которого соединен с входом делителя устройства деления, причем первый вход третьего сумматора соединен с вторым входом четвертого сумматора, второй вход второго сумматора соединен с вторым входом первого сумматора.

фиг,1

Jj

ммот

22

ИШНММ

zl

to

1678695

г

Вы

фиг.З

Выход

о

Нгб

23

24

Vj

ФигЛ

фиг.б

фиг.7

фие.8

W

FA

фиг .11

фиг.Ю

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1678695A1

Богданов Б.В
и др
Буксирные суда
- Л.: Судостроение, 1974, с.235 и 236.

SU 1 678 695 A1

Авторы

Зубок Анатолий Абрамович

Даты

1991-09-23Публикация

1989-10-16Подача