Изобретение относится кэлектротехни- ке, в частности к конструкции электродвигателей, которые могут использоваться в качестве электроприводной части высокоскоростных рабочих органов разнообразных машин
Цель изобретения - повышение КПД при неизменных габаритах машины.
На фиг.1 представлена электрическая машина, общий вид; на фиг.2 - зубцовая зона.
Электрическая машина содержит шихтованный магнитопровод статора 1, установленный в корпусе 2, содержащем торцовые крышки - верхнюю 3 и нижнюю 4. В пазах статора уложена трехфазная распределенная обмотка 5. В цилиндрической расточке магнитопровода установлен цилиндрический ротор 6, закрепленный на полой части 7 составного вала. Ротор.6 может быть выполнен шихтованным с короткозам- кнутой обмоткой 8 типа беличьей клетки или массивным. Полая часть 7 вала установлена в корпусе свободно, снабжена конической
полостью, в которой расположен конический участок неподвижной части вала. Она выполнена в виде конической консоли 9, жестко закрепленной на корпусе, а в ее теле выполнен осевой канала 10 со штуцером 11 и капилляры (питатели) 12, обеспечивающие подачу сжатого воздуха в рабочий зазор между ротором 6 и консолью 9. Сброс отработанного газа производится через отверстия 13. Цилиндрический хвостовик консоли 9 установлен в расточке нижней крышки корпуса 2 с возможностью регулируемого осевого перемещения, обеспечиваемого гайкой 14. Кинематическая связь консоли 9 и крышки 4 обеспечивается упругим элементом 15, обеспечивающим предварительный натяг. На обращенных друг к другу цилиндрических поверхностях ротора 6 и магнитопровода статора выполнены кольцевые зубцы 16 (фиг.2).
Работает электрическая машина следующим образом.
Газ, в частности воздух, через штуцер 11 и питатели 12 подается в рабочий зазор
сл С
о ю о о ю ю
между ротором и консолью 9. При этом ротор 6 всплывает на слое газовой смазки. После подачи питания в обмотку 5 статора 1 ротор б начинает вращаться в поле газо-, вых и электромагнитных сил, обеспечивая рабочее движение вала 7.
Радиальный газомагнитный подвес ротора обеспечивается взаимодействием радиальных составляющих подъемных сил слоя газовой смазки, подаваемой в зазор между ротором и консолью, и электромагнитных сил одностороннего притяжения ротора к статору, создаваемых рабочим электромагнитным полем статора.
В осевом направлении газомагнитный подвес ротора обеспечивается взаимодействием осевых составляющих подъемных сил слоя газовой смазки, подаваемой в зазор между ротором и консолью, а электромагнитных сил, создаваемых рабочим электромагнитным полем статора, обусловленных взаимодействием кольцевых зубцов, выполненных на рабочих поверхностях ротора и статора.
Осуществляется упомянутое электромагнитное воздействие следующим образом. Примем, что проводимость стали бесконечно велика и отсутствуют токи на поверхности зубцовой зоны. Тогда, если оси зубцов ротора и статора совпадают, то на боковых поверхностях зубцов одинаковые распределение и величина индукции, в результате чего возникают две одинаковые силы, нормально приложенные к поверхности зубца. Тангенциальные составляющие этих сил равны и противоположно направлены, т.е. магнитная удерживающая сила, равная разности этих сил, равна нулю. При смещении зубцов относительно друг друга распределение магнитной индукции и ее величина на боковых поверхностях зубцов неодинаковые, Тангенциальные составляющие магнитной силы боковых поверхностей зубца уже не равны. В результате возникает тангенциальная составляющая, стремящаяся возвратить ротор в прежнее положение, соответствующее минимуму потенциальной энергии системы. Учитывая, что величина такого смещения ротора относительно статора определяется шириной зубцов,выполненных на рабочих поверхностях ротора и статора, и может достигать нескольких миллиметров, а величина оптимального газового зазора между ротором и вкладышем составляет 10-25 мкм, регулировка жесткости и устойчивости газомагнитного подвеса и получение оптимальных силовых характеристик механизма достигаются осевым смещение вкладыша относительно статора.
Применение упругого элемента 15 с
рассчитанной нагрузочной характеристикой позволяет обеспечить оптимальные режимы работы предлагаемой электрической машины при воздействии на ротор внешней
нагрузки, а также повысить устойчивость газомагнитного подвеса ротора путем сохранения оптимальной величины рабочего газового зазора между ротором и вкладышем.
Предлагаемая электрическая машина большой мощное ги обеспечивает по сравнению с прототипом и аналогами значительное улучшение энер етических характеристик, в том числе повышение КПД
привода, повышение технологичности и ремонтопригодности конструкции, а также позволяет осуществлять регулирование, а если необходимо - сохранять постоянной величину рабочего зазора между ротором и
подпружиненным вкладышем при различных внешних нагрузках.
Формула изобретения
1.Электрическая машина с газомагнитным подвесом ротора, содержащая корпус
с установленными в нем шихтованным магнитопроводом статора и торцовыми крышками, трехфазную распределенную обмотку, цилиндрический ротор, подвешенный в поле магнитных м газовых сил, и имеющая на обращенных друг к другу цилиндрических поверхностях ротора и статора зубцы равного шага, отличаю щая- с я тем, что, с целью повышения КПД при неизменных габаритах машины, ротор закреплен на полом валу, имеющем конусную расточку этой полости, внутри ко горой установлен вкладыш гззомагнитной опоры, выполненной в виде усеченного конуса с цилиндрическим хвостовиком на большем
основании конуса и с каналами для подвода газовой смазки в зазор между ротором и вкладышем.
2.Электрическая машина по п. 1, от л и- чающаяся тем, что, с цельги повышения
устойчивости газомагнитного подвеса ротора, вкладыш, установленный в расточке нижней торцовой крышки корпуса, выполнен подпружиненным для обеспечения оптимального рабочего зазора между ротором
и вкладышем.
е./
фиг 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина "мотор-подшипник | 1989 |
|
SU1690089A1 |
Радиально-упорный мотор-подшипник | 1990 |
|
SU1798859A1 |
Электрошпиндель | 1986 |
|
SU1423359A1 |
Электростатический распылитель | 1990 |
|
SU1828769A1 |
Привод прядильного блока | 1987 |
|
SU1557206A1 |
Радиальноупорный мотор-подшипник | 1989 |
|
SU1700692A1 |
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1410192A1 |
Устройство для кручения нити | 1987 |
|
SU1437429A1 |
Привод устройства намотки нити | 1988 |
|
SU1553577A1 |
Привод крутильного органа | 1985 |
|
SU1298271A2 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении КПД при неизменных габаритах машины, Электрическая машина с газомагнитным подвесом ротора содержит корпус с крышками и статором и ротор, подвешенный в поле магнитных и газовых сил. Благодаря тому, что полый вал имеет конус ную расточку с коническим вкладышем газо- магиитной опоры и на нем закреплен ротор, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 з п.ф-лы, 2 ил.
Привод крутильного органа | 1986 |
|
SU1397568A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Механизация и автоматизация производства, 1986, Ms 11, с 14- 15. |
Авторы
Даты
1991-11-07—Публикация
1989-06-02—Подача