Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть применено инвалидами для передвижения по лестнице и по горизонтальным участкам пути.
Цель изобретения -улучшениеэксплуатационных характеристик и повышение удобства эксплуатации.
На фиг 1 изображена кресло-коляска в положении для движения по горизонтальным участкам пути; на фиг. 2 - то же. в положении для передвижения по лестницам; на фиг. 3 - то же, вид спереди; на фиг. 4 - то же, вид сзади; на фиг. 5 - кинематическая схема кресло-коляски; на фиг. 6-схема фиксатора рукоятки управления.
Кресло-коляска содержит раму 1 с сиденьем 2, спинкой 3, подножкой 4 и. червячным приводом 5. Червяк 6 редуктора (см. фиг. 5) скреплен с удлинителем 7, на котором установлена рукоятка 8. Червячное колесо 9 редуктора сцеплено с валом 10 (см. фиг. 3 и 5), который установлен на подшипниках, закрепленных на передних стойках 11. На валу 10 неподвижно закреплена звездочка 12.
На концах передних стоек 11 (см. фиг. 3) закреплены подшипники, на которых установлен передний вал 13. На этом валу снаружи стоек закреплены неподвижно на шлицах передние крестовины 14 и 15с неподвижно закрепленными на них на одинаковом расстоянии от центра колесами 16.
О
с
ч
а с
На шлицах вала 13 неподвижно закреплена звездочка 17, а полый промежуточный вал 18 с торцовыми зубцами с одной стороны и закрепленной на нем звездочкой 19 и звездочка 20, снабженная торцовыми зубцами с обеих сторон, установлены на том же валу с возможностью вращения,
Между звездочками 17 и 20 на шлицах переднего вала установлена с возможностью осевого перемещения муфта 21 с торцовыми зубцами, обращенными в сторону звездочки 20. Между звездочкой 20 и промежуточным валом 18 установлена муфта 22 с возможностью осевого перемещения и вращения относительно вала. Торцовые зубцы с одной стороны этой муфты обращены в сторону зубцов звездочки 20, а удлиненные зубцы с другой стороны ее постоянно сцеплены с зубцами вала 18. Звездочка 20 связана со звездочкой 12 цепью 23.
Задний вал 24 закреплен на задних стойках 25 и на нижних трубках 26. На заднем валу установлен с возможностью вращения промежуточный вал 27, на концах которого закреплены задние крестовины 28 и 29, снабженные свободно вращающимися колесами 30. С крестовиной 28 жестко скреплена звездочка 31. Звездочка 32 неподвижно закреплена на заднем валу. Звездочка 31 связана со звездочкой 17цепьюЗЗ, такой же цепью связаны звездочки 32 и 19. На заднем валу между звездочкой 31 и задней стойкой, а также между звездочкой 32 и другой задней стойкой установлены на шлицах по два нижних держателя 34 и 35 задних опорных колес 36. На каждой паре держателей установлены втулки с рычагами 37 и 38, к которым крепятся втулки с кронштейнами 39, несущие вал 40 передних колес 41.
На задних стойках 25 неподвижно закреплен вал фиксаторов 42. На этом валу установлены с возможностью вращения снабженные с одной стороны зубцами верхние держатели 43 и 44 задних колес. На шлицах этого же вала установлены с возможностью осевого перемещения две муфты 45 и 46 так, что торцовые зубцы их обращены навстречу зубцам верхних держателей.
Верхние держатели 43 и 44 и нижние держатели 34 и 35, закрепленные на неподвижных кронштейнах 47, шарнирно связаны планками 48, вместе они образуют шарнирные четырехзвенники, с помощью которых осуществляется подъем или опускание задних опорных колес.
Приводы всех муфт устроены аналогичным образом. Движение от рукояток 49 и 50
управления передается к муфтам 21,22 и 45, 46 соответственно через систему рычагов и тяг.
Механизм подъема и опускания передних колес 41 выполнен следующим образом.
Вал 40 передних колес шарнирно связан через две качающиеся проушины 51 с двумя ходовыми винтами 52 и 53. На ходо0 вые винты установлены приводные гайки со звездочками 54 и 55. На обе гайки установлены удлинители 56, выведенные к подлокотникам для установки рукоятки 57 привода ходовых винтов. Обе звездочки вы5 полнены с одинаковым числом зубьев и связаны цепью 56 так,что при вращении одной рукоятки любого из двух ходовых винтов передние колеса поднимаются или опускаются одновременно и равномерно.
0 Поскольку вращение приводных гаек со стороны ходовых винтов невозможно, то передние колеса фиксируются в любом положении, при снятии усилия с рукоятки 57 привода.
5Фиксаторы рукояток49 и 50управления
выполнены в виде пружины 58, установленной одним концом на рукоятке, другим шарнирно связанной с рычагами 59 и 60. Свободный конец рычага 59 шарнирно уста0 новлен на рукоятке, а свободный конец рычага 60 шарнирно установлен на раме 1 (фиг. 6).
Для движения по горизонтальным участкам пути передние и задние колеса долж5 ны быть опущены до соприкосновения с дорогой. Задние колеса необходимо зафиксировать в опущенном положении движением вперед рукоятки 50 управления, установленной у левого подлокотника, при
0 этом муфты 45 и 46 сцеплены с втулками верхних держателей 43 и 44 и фиксируют их и. соответственно, шарнирные четырехзвенники, несущие задние колеса, относительно неподвижного вала 42.
5 Движение на коляске осуществляется вращением вручную колец, неподвижно закрепленных на передних колесах 41.
Для движения по лестницам поднимают передние и задние колеса и фиксируют за0 дние колеса в поднятом положении. Подъем передних колес осуществляется вращением вручную рукоятки, установленной на любом из двух удлинителей 56 приводов ходовых винтов. Фиксация передних колес осущест5 вляется самоторможением винтовой передачи. Для подъема задних колес рукоятку управления 49, установленную у правого подлокотника, переводят назад до упора. Если при этом зубцы муфты 22 и звездочки 20 сразу не войдут в зацепление, то для
обеспечения его достаточно вращением рукоятки червячного привода и, соответственно, звездочки 20 совместить пазы между торцовыми зубцами ее с зубцами муфты. Затем снимают фиксацию задних колес дви- жением назад до упора рукоятки 50 управления у левого подлокотника. Вращением рукоятки 8 червячного привода 5 осуществляют подъем задних колес. Затем фиксируют задние колеса в поднятом положении движением рукоятки 50 управления вперед до упора. Установленную у правого подлокотника рукоятку 49 управления переносят в крайнее переднее положение, при этом звездочка 20 с помощью муфты 21 приходит в зацепление с передним валом 13, т. е. передние и задние крестовины сцеплиаают- ся червячным приводом.
Движение по лестнице осуществляется вращением рукоятки привода, установлен- ной на удлинителе 7 червяка 6 (см. фиг, 5). При этом передние и задние крестовины вращаются синхронно, так как числа зубцов звездочек 17 и 31 равны.
Наилучшие условия для передвижения по лестницам обеспечиваются регулировкой положения колес передних крестовин относительно центра.вращения их до такого положения, при котором исключается или максимально снижается проскальзывание колес относительно вертикальных поверхностей ступенек, ,т. е. до положения, при котором после обката одной пары колес по ступеньке еще до момента упора их в вертикальную стенку вышерасположенной сту- пеньки другая пара колес должна опуститься до соприкосновения с упомянутой вышерасположенной ступенькой.
Усилие, которое необходимо приложить к рукоятке червячного привода для осущест- вления передвижения по лестнице, определяется общим передаточным отношением от рукоятки привода к валу передних крестовин. В предложенной конструкции коляски общее передаточное отношение равно 44.3. Простой расчет показывает, что при полном весе коляски с сидящим в ней человеком 130 кг и КПД привода с цепными передачами, принятом предварительно равным 0,6, усилие на рукоятке привода будет равным приблизительно 5 кгс. Приблизительно с таким же усилием необходимо вращать рукоятку привода ходовых винтов, чтобы поднять или опустить передние колеса.
Подъем на одну ступеньку лестницы ко- ляска совершает за 1 /3 оборота всех крестовин и за 44,,76 оборота рукоятки
червячного привода. При необходимости можно без усилий легко, манипулируя передаточным отношением, изменить в любую сторону (увеличения или уменьшения) как усилие на рукоятке привода, так и, соответственно, число оборотов рукоятки, необходимых для подъема коляски на одну ступеньку частницы.
Формула изобретения Кресло-коляска, содержащая раму с сиденьем, установленные на раме привод вра- щеиия sfpecTOBMH, передний взл г, неподвижно закрепленными на нем переднями крестовинами, снабженными неподвижными опорными колесами и размещенными HS нем промежуточным ва- . Юг. и зубчатой муф -ой, задний зал с размещенным на нем промежуточным, взлом, на котором закреплены задние крестовины, (Синематпчески связанные с передними, и неподвижный вал, передние колеса, вал которых установлен на поворотных рычагах с втулками, размещенными на заднем валу, и задние опооные колеса, установленные на шарнирных четырехзвенниках, каждый из которых одним звеном закреплен на втулке, размещенной HS задней оси, другим звеном закреплен н& егулке с торцовыми зубцами, размещенной из неподвижном валу, отличающаяся тэм, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик и повышения удобства в эксплуатации, она снабжена двумя ходовыми винтами, шарнирко связанными с помощью качающихся прс- ушин с втулками, размещенными на валу передних колес, приводные гайки упомянутых винтов снабжены звездочками, кинематически связанными между собой, а втулки заднего вала, несущие поворотные звенья шарнирных четырехзвенников. установлены на нем на шлицах неподвижно, при этом на переднем валу между промежуточным валом и звездочкой, установленной с возможностью вращения, снабженной с обеих сторон торцовыми зубцами, размещена с возможностью вращения и осевого перемещения относительно вала двусторонняя зубчатая муфта, находящаяся в постоянном зацеплении с промежуточным валом и шарнирно связанная с другой зубчатой муфтой, установленной с другой стороны звездочки на шлицах переднего вала для поочередного взаимодействия обеих муфт с расположенной между ними звездочкой, а рукоятки управления муфтами переднего и неподвижного валов снабжены фиксаторами крайних положений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Кресло-коляска | 1988 |
|
SU1527065A1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2410071C1 |
Кресло-коляска | 1988 |
|
SU1676621A1 |
САМОХОДНОЕ КРЕСЛО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | 1991 |
|
RU2033125C1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА | 2011 |
|
RU2475222C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ И ЛЮДЕЙ ПО ЛЕСТНИЦАМ И ПЛОСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2012 |
|
RU2538408C1 |
Кресло-коляска для инвалидов | 1988 |
|
SU1711881A1 |
Инвалидная коляска | 1988 |
|
SU1629058A1 |
Инвалидная коляска | 1987 |
|
SU1503807A1 |
Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть применено инвалидами для передвижения по лестницам и по горизонтальным участкам пути. Цель изобретения - улучшение эксплу- атационных характеристик и повышение удобства эксплуатации. Кресло-коляска снабжено двумя ходовыми винтами 52, шар- нирно связанными с валом 40 передних колес 41, а приводные гайки ходовых винтов снабжены звездочками 54, кинематически связанными между собой. При этом втулки, несущие поворотные рычаги 37 передних колес, установлены неподвижно на шлицах заднего вала 24, а на переднем валу 13 между промежуточным валом и звездочкой, снабженной с обеих сторон торцовыми зубцами, размещена с возможностью вращения и осевого перемещения двусторонняя зубчатая муфта, находящаяся в постоянном зацеплении с промежуточным валом и шар- нирно связанная с другой зубчатой муфтой, установленной на шлицах переднего вала так, что обе муфты могут поочередно взаимодействовать с расположенной между ними звездочкой. Рукоятки управления 49 и 50 зубчатыми муфтами снабжены фиксаторами крайних положений в виде пружин с системой рычагов. 6 ил.
37 W
I Г I
30 18 31
Фиг1
57
Фиг I
/ /
14 16 11
/7 // 10 U Фиг.З
19 15
Фиг.4
52 30 29 24 И 28 Я 56
П W 23 12 W 21
44 46 % Я Фиг. 5
Составитель Н. Веялко Редактор Л. Веселовская Техред М.МоргенталКорректор О. Кравцова
Заказ 3875ТиражПодписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
43
Фм.б
Кресло-коляска | 1988 |
|
SU1527065A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами | 1917 |
|
SU1988A1 |
Авторы
Даты
1991-11-15—Публикация
1989-12-26—Подача