Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения - повышение ресурса путем увеличения площади контакта.
Нафиг. 1 представлено цевочное зацепление; на фиг. 2 - профиль эллиптического зуба в нормальном сечении; на фиг. 3 - абразивный круг для заточки режущего инструмента; на фиг. 4 - схема заточки режущего инструмента.
Цевочное зацепление преимущественно для планетарной передачи содержит два колеса 1 и 2, одно из которых выполнено с наружными зубьями, а другое с внутренними зубьями, образующая боковых поверхностей зубьев колес 1 и 2 имеет эллиптическую форму и цилиндрические податливые цевки 3, установленные во впади- ны колеса с внутренними зубьями, образующим боковых поверхностей зубьев придается эллиптичность посредством режущих кромок инструмента 4, которым, в свою очередь, сообщается эллиптичность при заточке на абразивном круге 5 с тороидальной рабочей поверхностью 6. Эллиптичность режущие кромки инструмента 4 приобретают при установке последнего в процессе заточки под углом у к радиальной плоскости абразивного круга 5. Эллиптичность зубьев характеризуется эксцентриситетом эллипса и образуется в результате формирования режущими кромками инструмента
,
где а, Ь соответственно большая и малая полуоси эллипса.
Малая полуось b равна радиусу R тороидальной поверхности 6, т.е. b R. Большая полу- ось а определяется из треугольника ОАВ (фиг. 4).
а АВ ( -d.Siny- d cosy )
где d , d - размеры абразивного круга 5 (фиг. 3).
(Л
С
а чэ
00
ел со со
Основные геометрические параметры зацепления (фиг. 1): d - внешний диаметр цевок 3; dfl -диаметр вершин зубьев колеса 1: dp - диаметр вершин зубьев колеса 2; doi - диаметр центров образующих зубьев колеса V, do2 - диаметр центров образующих зубьев колеса 2; п - радиус скручения головок зубьев колеса 1; Г2 - радиус скручения головок зубьев колеса 2.
Диаметры центров образующих колес 1 и 2 соответственно
doi Ki-d Zi,
do2 Krd Z2,
где Ki 0,4...0,5 -определяет толщину зубьев у вершин эксцентриситета редуктора
,
где Ка 0,23...0,25 - учитывает величину эксцентриситета редуктора.
Диаметр вершины зубьев колес и 2 соответственно
dei doi- AI di,
dp do2 - Дг d,(
где Ai 0.04...0.18; Дг 0.0...0.10 - определяет высоту зубьев колеса 1 и 2 соответственно.
Радиусы скругления головок зубьеь колес
П г2 (0,025...0,06)d
Минимальный радиальный зазор между вершинами зубьев
с de2 - dei
оминя
е.
Максимальный суммарный радиальный зазор в ненагруженном зацеплении do2 - doi
Знаке -
+ 2а -e-d.
Радиус тороидальной поверхности б абразивного круга
),
V 0,01 ...0,10 - определяет степень прилегания роликов к поверхности зубьев.
5 Цевочное зацепление работает следующим образом.
Одно из колес, совершая планетарное движение, обкатывается по другому.
Упругие цилиндрические цевки в про0 цессе взаимодействия с зубьями колес приобретают эллиптическую форму. Эллиптичность зубьев увеличивает область контактного взаимодействия цевок с зубьями, что в первую очередь снижает макси5 мальные значения контактных нагрузок, повышает величину передаваемых крутящих моментов, снижает износ и повышает срок службы зацепления. Многопарность зацепления повышается за счет упругости
0 роликов, а также из-за малой разницы зубьев колес. Эллиптичность зубьев также способствует многопарности зацепления, плавности работы зацепления.
Формула изобретения
5
Цевочное зацепление преимущественно для планетарной передачи, содержащее два колеса, одно из которых выполнено с наружными, а другое - с внутренними зубь0 ями, впадины которых выполнены в виде каналовых поверхностей, и цилиндрические податливые цев.ки, установленные во впадины колеса с внутренними зубьями, отличающееся тем, что, с целью повышения
5 ресурса путем увеличения площади контакта, образующая боковых поверхностей зубьев обоих колес имеет эллиптическую форму.
Фм.1
Л А Л А л
у«
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обработки плоских поверхностей | 1983 |
|
SU1119831A1 |
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2360160C1 |
РЕДУКТОР С ЦИКЛОИДАЛЬНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 1995 |
|
RU2123627C1 |
ЦИКЛОИДАЛЬНО-ЦЕВОЧНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2338102C1 |
Планетарно-цевочный редуктор | 1987 |
|
SU1585577A1 |
МУЛЬТИПЛИКАТОР С ЦИКЛОИДАЛЬНЫМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ | 2001 |
|
RU2202059C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2556838C1 |
Устройство для двусторонней обработки деталей | 1981 |
|
SU1013237A1 |
ПЛАНЕТАРНО-ЦЕВОЧНЫЙ РЕДУКТОР | 2019 |
|
RU2725323C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЛЕБЕДКА | 1997 |
|
RU2149134C1 |
Изобретение относится к машиностроению. С целью повышения ресурса путем увеличения площади контакта в цевочном зацеплении, содержащем два колеса 1 и 2. одно из которых выполнено с наружными зубьями, а другое - с внутренними, цилиндрические податливые цевки 3, образующая боковых поверхностей зубьев колес 1 и 2 имеет эллиптическую форму. Упругие цилиндрические цевки 3 во время работы под действием нагрузки приобретают эллиптическую форму. Эллиптичность зубьев увеличивает область контактного взаимодействия цевок с зубьями. 4 ил.
5
Планетарный редуктор | 1985 |
|
SU1404708A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-12-15—Публикация
1989-06-02—Подача