Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов.
Цель изобретения - расширение кинематических возможностей коробки передач путем увеличения числа передач.
На чертеже показана кинематическая схема коробки передач.
На концентричных первичных валах 1 и 2 установлены ведомые диски 3 и 4 сцепления, Вал 1 выполнен в виде блока шестерен 5 и 6. На первичном валу 2 жестко установлена шестерня 7 и свободно - шестерня 8, которая посредством элемента 9 управления соединяется с валом 2 и посредством элемента 10 управления - с вторичным валом 11. Ведущие шестерни 5-8 входят в зацепление со свободно установленными на промежуточном валу 12 ведомыми шестернями 13-16 соответственно. Двухпозицион- ный элемент 17 управления соединяет шестерни 13 и 14 с промежуточным валом 12. Элемент 18 управления соединяет шестерни 14 и 15. Посредством элемента 19 управления шестерня 15 соединяется с валом 12, на котором жестко установлена ведущая шестерня 20 привода вторичного вала 11, ведомая шестерня 21 которого установлена свободно и посредством элемента 22 управления соединена с валом 11. Шестерни 23 и 24 заднего хода установлены на блоке шестерен 5 и 6 первичного вала 1 и элемента 17 управления и зацеплены между собой через промежуточную шестерню Дне показана). Для автоматизации управления вилки элементов 9,10,17,18 и 19 управления снабжаются управляющими гидроцилиндрами (не показаны).
Предлагаемая коробка передач обеспечивает десять передач переднего хода и четыре передачи заднего хода.
Порядок включения элементов управления, рабочие кинематические цепи на передачах приведены в таблице.
Коробка передач работает следующим образом.
На первой передгче включаются элементы 17 управления (влево), 18 и 22 и диск 3 сцепления. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 7-15-14-6-5- 13-20-21 с первичного вала 2 на вторичный вал 11.
Переключение на вторую передачу осуществляется переходом с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления. Элементы 17 и 22 управления остаются замкнуты. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 5-13-20-21.
Для переключения на третью передачу в процессе движения на второй включается элемент 19 управления, Переключение на третью передачу осуществляется плавным
переходом с диска 4 сцепления на диск 3 сцепления. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 7-15-20-21 с первичного вала 2 на вторичный вал 11.
Во время движения на третьей переда0 че включается элемент 17 управления (вправо). Для переключения на четвертую передачу достаточно плавно переключиться с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления. Мощность передается по кинематической
5 цепи шестерен 6-14-20-21.
При переключении на пятую передачу предварительно во время движения на четвертой включается элемент 9 управления, а затем происходит плавный переход с диска
0 3 сцепления на диск 4 сцепления. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 8-16-20-21.
Для переключения на шестую передачу включаются элементы 10 управления (вле5 во), 18 и 19. Переключение осуществляется плавным переходом с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления. Мощность на шестой передаче передается по кинематической цепи шестерен 7-15-14-6-5-13-16-8.
0В дальнейшем переключения с VI по X . передачу происходят аналогично описанным выше переключениям с I noV передачу с той разницей, что вместо элемента 22 управления постоянно замкнут элемент 10 уп5 равления и мощность с промежуточного на вторичный вал 11 передается через пару шестерен 16-8.
Высшая X передача является прямой, так как первичный 2 и вторичный 11 валы
0 соединяются непосредственно элементами 9 и 10 управления.
На передачах заднего хода работают пары шестерен 23-24, соединяемые через промежуточную шестерню.
5На первой передаче заднего хода включено сцепление 3. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 7-15-23-24- 20-21.
Для переключения на вторую передачу
0 заднего хода достаточно плавно переключиться с диска 3 сцепления на диск 4 сцепления. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 23-4-20-21. При переключении на третью передачу
5 заднего хода во время движения на второй передаче заднего хода включаются элементы 18, 17 и 10 управления. Третья передача заднего хода реализуется включением диска 3 сцепления по кинематической цепи шестерен 7-15-23-24-16-8.
Для переключения на четвертую передачу заднего моста достаточно плавно переключить диски 3 и 4 сцепления. Мощность при этом передается по кинематической цепи шестерен 23-24-16-8.
Обратные переключения осуществляются в обратном порядке.
Формула изобретения
Соосная коробка передач для транспортного средства, содержащая два концент- рично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений, вторичный вал, промежуточный вал с шестернями, входящими в зацепление с шестернями первичных и вторичного валов, причем ведомые шестерни промежуточного вала, зацепленные с ведущими шестернями жестко установленного на первом первичном валу блока шестерен, связаны с промежуточным валом посредством двухстороннего
элемента управления, ведомая шестерня промежуточного вала, зацепленная с ведущей шестерней, жестко установленной на втором первичном валу, связана посредством элемента управления с промежуточным валом и одной из ведомых шестерен привода первого первичного вала, ведущая шестерня привода вторичного вала установлена на промежуточном валу жестко, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем увеличения числа передач, на промежуточном валу жестко установлена ведомая шестерня привода второго первичного вала, ведущая шестерня которого установлена свободно и посредством элементов управления соединена с вторым первичным и вторичным валами,ведомая шестерня вторичного вала установлена на нем свободно и соединена с ним элементом управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шестиступенчатая соосная коробка передач | 1984 |
|
SU1164088A1 |
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2529924C1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2542815C1 |
Пятиступенчатая коробка передач для автомобиля | 1984 |
|
SU1142312A1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2008 |
|
RU2383800C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2020 |
|
RU2738665C1 |
Шестиступенчатая соосная коробка передач автомобиля | 1985 |
|
SU1279878A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1973 |
|
SU389966A1 |
ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2539267C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
Изобретение относится к транспорту и может быть использовано в трансмиссиях магистральных грузовых автомобилей и автопоездов. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей коробки путем увеличения числа передач. В коробке передач на концентричных первичных валах 1 и 2 установлены ведомые диски сцепления 3 и 4. Первичный вал 1 выполнен в виде блока шестерен 5 и 6. На валу 2 жестко установлена шестерня 7 и свободно - шестерня 8, посредством элемента управления соединенная с валом 2 и посредством элемента управления 10 - с валом 11. Ведущие шестерни 5-8 входят в зацепление со свободно установленными на промежуточном валу 12 ведомыми шестернями 13-16. Двух- позиционный элемент управления соединяет шестерни 14 и 15. Посредством элемента управления 19 шестерня 15 соединяется с промежуточным валом 12, на котором жестко установлена ведущая шестерня 20 привода вала 11. Шестерня 21 вала 11 установлена свободно и посредством элемента управления 22 соединена с валом 11. Шестерни 23.24 заднего хода установлены на блоке шестерен 5,6 первичного вала 1 и элемента управления 17 и зацеплены между собой через промежуточную шестерню. 1 ил., 1 табл. Ё
Соосная коробка передач для транспортного средства | 1985 |
|
SU1299842A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-01-23—Публикация
1989-11-09—Подача