Изобретение относится к транспорту и предназначено для автоматического опознания номера и определения направления движения подвижных объектов (трамваев, троллейбусов, автобусов, автосамосвалов и т. д.). следующих мимо контрольного пункта по определенному маршруту.
Цель изобретения - повышение достоверности.
На чертеже приведена функциональная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит установленный на транспортном средстве однорядный решетчатый носитель 1 информации и установленные на контрольном пункте датчики-излучатели 2 и датчики-приемники 3, подключенные через соответствующие преобразователи 4 сигнала и соответственно к первым и вторым входам первого 5, второго б и третьего 7 формирователей импульсов и к информационным входам триггеров 8 управления. Выходы формирователей 5 и 7 подключены соответственно к первому и второму входам блока 9 формирования импульсов счета, а выходы триггеров 8 управления подключены к разрешающим входам триггера 10 определения направления движения. Выход формирователя 7 подключен к первым входам блоков 11 и 12 формирователей импульсов сдвига и сброса, а также к управляющим входам триггеров 10 и 13.
Блок 14 коммутации первым и вторым входом подключен к выходам преобразователей 4, третьим - к выходу триггера 10, четвертым - к выходу триггера 13, который подключен к первому входу элемента 15 совпадения. Пятый вход блока 14 подключен к выходу триггера 16 проверки четности кода, а шестой - к выходу счетчика 17 импульсов и установочному входу триггера 18 перезаписи. Выход блока 14 подключен к информационному входу регистра 19 приема, выход которого подключен к информационному входу регистра 20 передачи и зходу блока 21 контроля наличия информации, выход которого соединен с вторым входом элемента 15. Выход блока 9 подключен к счетному входу счетчика 17 и сбросовому входу счетчика 22 для измерения длительности интервалов между импульсами, счетный вход которого подключен к выходу генератора 23 импульсов и входу формирователя 24 импульсов сдвига. Третий вход элемента 15 подключен к выходу дополнительного блока 25 контроля наличия информации. Регистр 20 выходом подключен к входам блока 25 и информационному входу шифратора 26 входа. Блок 27 приемопередачи, непосредственно подключенный к линии связи, имеет вход, соединенный с выходом шифратора 26 и с бросовым входом триггера 28 передачи, а выход - с управляющим входом триггера 28, выход которого
подключен к разрешающему входу шифратора 26.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии датчики-излуча0 тели 2 выдают модулированные оптические лучи, на выходе датчиков-приемников 3 имеются импульсы, а на выходах преобразователей 4 - высокий уровень.
Оба триггера 8, триггеры 10 и 16 и счетB чик 17 находятся в произвольном состоянии, триггер 13, счетчик 22 - в нулевом состоянии, в регистрах 19 и 20 информации нет (все триггеры регистров в состоянии 0). Генератор 23 работает постоянно, но счетчик 22 на переключается, так как удерживается в состоянии О сигналом, поступающим с выхода блока 9.
Триггер 18 находится в нулевом состоянии, отчего заблокирован формирователь
5 24. Триггер 28 находится в нулевом состоянии и шифратор заблокирован. Периодически с центрального диспетчерского пункта по линии связи поступают сигналы запроса, которые воспринимаются и дешифрируются блоком 27. На управляющем входе триггера 28 формируются импульсы, однако триггер 28 не взводится, так как на его разрешающем входе присутствует сигнал запрета срабатывания, поступающий с
5 выхода блока 25.
Однорядный решетчатый носитель устанавливается на транспортном средстве, имеет три одинаковые для всех решеток места, где кодовые полоски есть обязательно:
0 в начале, в конце и точно в середине. Одна половина решетки служит для двоичного кодирования номера прямым кодом, другая инверсным. Расстояние между оптическим осями датчиков-излучателей 2 (датчиков5 приемников 3) равно половине длины кодовой решетки.
При движении транспортного средства в створе датчиков сначала первый элемент решетки пересекает оптический луч. Импульсы на выходе датчика-приемника 3 пропадают, на выходе одного преобразователя 4 устанавливается уровень логического нуля, на выходе другого преобразователя 4 сохраняется уровень логической единицы.
5 Когда первая полость носителя 1 выходит из-под луча, на выходе одного преобразователя 4 восстанавливается единица. При этом на выходе формирователя 5 формируется импульс, который устанавливает один триггер 8 в состояние 1, а другой триггер
В в состояние О независимо от их прежнего состояния. Других переключений не происходит в связи с тем, что формирователь 6 и блок 9 заблокированы триггером 13. . По мере движения кодовой решетки происходит срабатывания одного преобразователя 4, а триггера 8 сохраняют состояние, в которое они устанавливаются после прохождения первого кодового элемента.
В момент, когда первая полоска решетки перекрывает второй луч, первый луч также перекрывается средней полоской решетки. На выходе преобразователей 4 устанавливается нуль и срабатывает формирователь 7, На переднем фронте его выходного сигнала триггер 10 переключается в положение, задаваемое парафазным выходным сигналом триггеров 8, на выходе формирователя 12 формируется импульс, устанавливающий в О счетчик 17 и триггер 16. Кроме того, на выходе блока 11 устанавливается сигнал, подготавливающий регистр 19 к сдвигу (записи) того сигнала, который в настоящий момент находится на его информационном входе. Этот вход управляется блоком 14, и во время действия сигнала на выходе формирователя 7 сигнал на выходе блока 14 соответствует состоянию триггера 10.
С окончанием импульса на выходе формирователя 7 происходит запись в младший разряд регистра 19, взводится триггер 13, разрешая работу формирователя 6 и блока 9, блокируя элемент 15 и разрешая прохождение импульсов с выходов преобразователей 4 через блок 14 на информационный вход регистра 19. При этом действующий на выходе формирователя 5 импульс проходит через блок 9 и переключает счетчик 17 в состояние 1. Кроме того, дается разрешение на работу счетчика 22.
Затем поступает чтение собственно кода транспортного средства. Первая информационная кодовая полоса.прерывает луч одного излучателя 1. В момент, когда на выходе преобразователя 4 появляется ноль, срабатывает формирователь 6, вслед за которым срабатывает блок 11 и на сдвиговом входе регистра 19 появляется сигнал записи. На выходе блока 14 появляется сигнал, который подается на информационный вход регистра 19 в виде О или 1 в зависимости от положения триггера 10. На заднем фронте импульса, соответствующего первой информационной полоске, срабатывает формирователь 5, за ним блок 9. При этом счетчик 17 переключается во второе положение, а счетчик 22 устанавливается в ноль.
В каждом случае записи 1 в регистр 19 переключается триггер 16, контролирующий четность записываемого кода. Триггеры 8 могут менять свое состояние при срабатывании формирователя 5, но триггер 10 во время записи кода своего состояния не
меняет.
По мере движения транспортного средства в регистр 19 записывается его двоичный код, а счетчик 17 ведет счет записываемых импульсов. После приема последнего информационного сигнала на выходе счетчика 17 устанавливается сигнал, который блокирует блок 12, дает разрешение на возврат триггера 13 и переключает блок 14 из режима чтения информационных
5 импульсов в режим чтения состояния триггера 16.
Затем вновь наступает перекрытие обоих лучей (средняя полоска решетки переключает луч второго излучателя 1, а
0 последняя - луч первого излучателя 1).
Формируемые при этом один или два (вероятнее два) импульса на выходе формирователя 6 на вход сдвиговой цепи регистра 19 не поступают, так как блок 11 заблокирован сигналом с выхода счетчика 17. Тем не менее сигнал в сдвиговой цепи появляется благодаря срабатыванию формирователя 7. При этом на информационном входе регистра 19 появляется сигнал с выхода триггера
0 16. В регистр записывается сигнал, дополняющий записанный код (в том числе и символ направления) до четности. На заднем фронте сигнала, сформированного формирователем 7, триггер 13 сбрасывается в исходное состояние. На этом цикл записи кода заканчивается.
Контроль правильности записи кода заключается в том, что после первого совпадения сигналов в двух каналах, когда
0 срабатывает формирователь 7, ведется подсчет количества записываемых импульсов до появления второго сигнала совпадения. Подсчет импульсов ведется счетчиком 17. Если сигнал совпадения появляется, когда
5 счетчик стоит на шаге, не соответствующем заданному количеству информационных сигналов плюс символ направления, а раньше или позже, то этим сигналом триггер 13 в исходное состояние не устанавливается, а
0 счетчик 17 сбрасывается в 0. Нормального завершения цикла приема не происходит и. после выхода кодовой решетки из зоны дейг ствмя датчиков схема защиты стирает имеющуюся в регистре 19 информацию.
Схема защиты работает следующим об5 разом.
Каждый раз на заднем фронте кодового импульса блок 9 записывает в счетчик 17 очередную единицу и сбрасывает счетчик 22, управляемый генератором 23. Если
интервал времени между двумя импульсами превышает заданный порог (например 100 мс) или импульсы вообще прекращаются на выходе счетчика 22 появляется сигнал, который сбрасывает в исходное состояние регистр 19, счетчик 17 и триггеры 13 и 16.
Когда в регистр 19 начинает записываться информация, на выходе блока 21 появляется сигнал, который не допускает повторного взведения триггера 13, и разрешает срабатывание элемента 15. Однако для появления сигнала на ее выходе необходимо соблюдение еще двух условий: триггер 13 должен быть в исходном состоянии, а регистр 20 должен быть пуст, что контролируется дополнительным блоком 25. Такое сочетание условий возникает в момент завершения приема кода. Сигнал с выхода элемента 15 взводит триггер 18, который разрешает работу формирователя 24. На вход этого формирователя поступают импульсы с выхода генератора 23, а с выхода формирователя 24 импульсы поступают синхронно в сдвиго вые цепи регистра 20 и регистра 19 (через блок 11), информация на вход регистра 20 поступает с выхода регистра 19. Кроме того, импульсы сдвига через блок 9 поступают на вход счетчика 17, Счетчик 17 отсчитывает количество импульсов, равное числу триггеров в каждом из регистров 19 и 20, и выключает триггер 18. Таким образом код из регистра 19 быстро перезаписывается в регистр 20 передачи. Теперь блок 21 дает разрешение на срабатывание триггера 13 и новую запись в регистр t9. Дополнител1 ный блок 25 разрешает срабатывание триггера 28.
Устройство для считывания номера транспортного средства связывается с центральным диспетчерским пунктом радиальг ным каналом связи, например телефонной парой, от которого периодачески поступает сигнал запроса, который дешифрируется в блоке 27ti при каждом запросе на управляющий 1аход триггера 28 поступает импульс. Если в регистре 20 нет информации, то блок 25 запрещает срабатывание триггера 28 - в ответ на запрос в канал связи ничего не передается. Если же в регистре имеется код, то в ответ на сигнал запроса триггера 28 взводится, разрешая работу шифратора 26. Шифратор 26 обеспечивает передачу информации из регистра 20 на вход блока 27, а затем в канал связи с центральным диспетчерским пунктом. По окончании передачи информации триггер 28 возвращается в исходное состояние.
Формул а и 3 о бретени я
Устройство для считывания номера транспортного средства, содержащее установленный на транспортном средстве однорядный решетчатый носитель информации и установленные на контрольном пункте датчики-излучатели и датчики-приемники,
подключенные через соответствующие преобразователи сигнала к информационным входам первого и второго триггеров управления и к первому и второму входам блока коммутации, выход которого связан с информационным входом регистра приема, выходом соединенного с входом блока контроля наличия информации и с информационным входом регистра передачи, счетчики импульсов, генератор импульсов, о т л и5 чающееся тем, что, с целью повышения достоверности, оно снабжено уста-, иовленными на контрольном пункте триггерами записи проверки четности кода, перезаписи и направления движения,
0 элементом совпадения, дополнительным блоком контроля наличия информации и блоками формирования импульсов сдвига, сброса и счета, к первому входу последнего из которых и к управляющим входам одного
5 и другого триггеров управления подключены выходы одного и другого преобразователей сигнала через первый формирователь Импульсов, а через второй формирователь импульсов упомянутые преобразователи
0 подключены к первому входу блока формирования импульсов сдвига, а через третий формирователь - к управляющим входам триггера определения направления движения, входами разрешения соединенного с
5 выходами одного и другого триггеров управления, триггера записи, вторым входам блока формирования импульсов счета и сдвига и первому входу блока формирования импульсов сброса, выходом соединенного со
0 сбросовыми входами счетчика импульсов и триггера проверки четности кода, разрешающие входы которого соединены с выходом блока коммутации, а управляющий вход подключен к выходу блока формирования
5 импульсов сдвига, соединенному со сдвиговым входом регистра приёма, сбросовый вход которого подключен к выходу второго счетчика импульсов, соединенному со сбросовым входом триггера записии с вторым
0 входом блока формирования импульсов сброса, третий вход которого соединен с выходом триггера перезаписи, подключенным к одному входу формирователя импульсов сдвига, второй вход которого подключен
5 к выходу генератора импульсов, а выход - к сдвиговому входу регистра передачи и третьим входам блоков формирования импульсов сдвига и счета, последний из которых четвертым входом подключен к выходу триггера записи, подключенному к управляющему входу второго формирователя импульсов и к первому входу элемента совпадения, второй вход которого подключен к выходу блока контроля наличия информации, соединенному с разрешающим входом триггера записи, третий вход - к выходу дополнительного блока контроля наличия информации, выход соединен с входом триггера перезаписи, установочный вход которого подключен к выходу счетчика импульсов, соединенному с блокировочным входом блока формирования ммпульсов сброса и сбросовым входом триггера записи, причем третий и четвертый входы блока коммутации подключены к выходам соответственно триггеров определения направления движения и записи, а пятый и шестой
- соответственно к выходам триггера проверки четности кода и первого.счетчика импульсов, к последнему из которых подключен четвертый вход блока формирования импульсов, при этом выход регистра передачи подключен к входу дополнительного блока контроля наличия информации, а выходы блока формирования импульсов счета соединены со счетным входом первого счетчика импульсов и сбросовым входом второго счетчика импульсов, а выход триггера перезаписи подключен к третьему входу блока формирования импульсов сброса, который соединен с входом формирователя импульсов сдвига; а выход генератора импульсов соединен со счетным входом счетчика для измерения длительности импульсов между интервалами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство автоматизированной подготовки программ для станков с ЧПУ | 1986 |
|
SU1354160A1 |
ЦИФРОВОЙ МАГНИТОФОН | 1992 |
|
RU2054715C1 |
Устройство для формирования пачек импульсов | 1991 |
|
SU1812617A1 |
Устройство для формирования тестов | 1988 |
|
SU1573457A1 |
Устройство для вывода информации | 1984 |
|
SU1238090A1 |
Устройство для дистанционного управления | 1985 |
|
SU1287185A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И УПРУГОДИССИПАТИВНЫХ СВОЙСТВ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ | 1992 |
|
RU2036464C1 |
Устройство для преобразования кодов | 1983 |
|
SU1131033A1 |
Устройство для регистрации движущихся транспортных средств | 1983 |
|
SU1129634A1 |
Устройство для ввода информации | 1983 |
|
SU1113793A1 |
Изобретение относится к транспорту и предназначено для автоматического опознавания номера и определения направления движения подвижных объектов (трамваев, троллейбусов, автобусов, автосамосвалов и т. д.), следующих мимо контрольного пункта по определенному маршруту. Цель изобретения - повышение достоверности, Считывание номера с однородного решет- .чатого носителя 1 информации в зоне контроля производится с помощью оптических пар датчиков-излучателей 2 и датчиков-приемников 3. Устройство производит обработку информации, проверяет соотношение длительностей сигнала в соответствии с выбранными -соотношениями длительностей единичного сигнала, просвета и нулевого сигнала, как 3:2:1 и, при необходимости, производит коррекцию длительности эталонного сигнала, 1 ил.(ЛсVIо сх>&Osсх>&|ь^>&
Шторка окна транспортного средства | 1984 |
|
SU1216060A1 |
кл | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1992-01-30—Публикация
1988-08-08—Подача