Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам контроля пропитки обмоток электрических машин изоляционными составами.
Цель изобретения - повышение достоверности контроля.;
На фиг.1 представлено сечение обмотки; на фиг.2 - эквивалентная схема электрической емкости об дотки.-:
На фиг.1 обозначены: 1 - провод обмотки, покрытый слоем эмали 2; 3 - корпусная изоляция; 4 - поверхность паза; 5-воздушные полости между обмоткой и корпусной; изоляцией; 6 -: воздушные полости между корпусной изоляцией и поверхностью па$сг; - межвитковые воздушные полости.
Эквивалентную злектрическую емкость обмотки можно представить в виде посяедбвательно соединённых емкости обмотки относительно корпуса Скдп и межвитковой емкости, состоящей из эквивалентной емкости эмалевой изоляции Сэв и эквивалентной емкости воздушных межвитковых полостей
Св8..
Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.
В процессе пропитки обмотки пропиточным составом частично заполняются воздушные полости 5, 6 и 7 (фиг.1). В общем случае степень заполнения пропиточным составом прикорПусных полостей 5 и 6 Отличается от степени заполнения пропиточным составом межвитковых полостей 7. Врезультате того, что объем межвитковых воздушных полостей 7 обмотки практически на порядок меньше объема прикорпусных воздушных полостей 5 и 6. качество пропитки обмоток определяется, в основном, степенью заполненияпропиточным составом меЖвитковых полостей 7 обмотки.
Обозначим Скдп Скпп - емкости обмотки относительно корпуса до пропитки и после нее; Свдп, Свпп - собственные емкости обмотки до пропитки и после нее. Предста вим также эквивалентную собственную емкость межвитковых воздушных полостей Свпп в виде произведения геометрического фактора дв на диэлектрическую проницаемость воздуха ЕВ.
GBB QB CB
В соответствии с фиг.2 и введенными обозначениями собственную ёмкость рбмотки до пропитки можно представить в виде выражения
,(1)
Свдп Сэв .Скдп где Сэв - эквивалентная межвитковая емкость, образованная эмалевой изоляцией провода.
После пропитки и сушки обмотки ее собственная емкость возрастает вследствие того, что диэлектрическая проницаемость пропиточного состава ei больше диэлектрической проницаемости воздуха Св. В процессе пропитки емкость Сэв и геометрический фактор да не изменяются, а изменение собственной емкости в процессе пропитки происходит только за счет заполнения воздушных полостей 5, 6 и 7 обмотки (фиг.1). Поэтому для собственной емкости обмотки после пропитки справедливо выражение (фиг.2)
1 1 ,1 . 1
,1, Сэ
да е
--апп
КПП
где е - диэлектрическая проницаемость статистической смеси в полостях обмотки, образованной частичками пропиточного состава и воздуха. SB Свдп Скдп Скпп Свпп Скдп Скпп В соответствии с формулой / ихтенеккера-Ротера диэлектрическая проницаемость двухкомпонентной смеси, coctoящeй из частиц пропиточного состава и воздуха, может быть определена из выражения
,пе .
(8)
VnVn
где Vn - объем сухого остатка лака в межвитковых полостях;
УП объем межвитковых полостей в об мотке;
Величины Свдп. Сапп. Сэв. да. Скдп. Скпп могут изменяться от обмотки к обмотке в широких пределах. Однако если любую обмотку из однотипных статоров электрической машины погрузить в диэлектрическую пропиточную жидкость с известной диэлектрической проницаемостью 61, симйтировав 100%-ную пропитку, измерить емкости у этой обмотки относительно корпуса до пропитки Скдп и после имитации 100%-ной пропитки Скпп и аналбгично собственные емкости этой Же обмотки в тех же условиях
Свдп, Сапп, ТО отношения
/С
и
КПП
хдп АВ Сапп /Свдп остаются практически постоянными величинами независимо оттого, какие значения принимали величины Свдп, Сэв. да. Скдп до пропитки. Емкость обмотки, у которой симитйрована 1рО%-ная пропитка, может быть найдена из выражения
..l-f3
. -ь. Т - - .
.впп Сэа двС Скпп
Свпп Сэа двег GK
Воспользовавшись выражениями (3) и (1), можно получить после преобразования следующее выражение:
АВ-
AltОдп Эв -Ь Сэв Скдп + дв Сэв
дв 1 Скдп Ак + Сэв Скдп Ак +дъ Cl Сзв1
(4)
Из выражений (1) и (4) можно получить выражения для
Свдп Скдп АК ei (t - АВ) + (Ав - ер.
дв
ei Ак (1 - Аа) - Свдп (Ак - AB)J
(5) Свдп Скдп АК (1 - Аа) El (АВ - l) ,..дд вдп -кдп к Дв; я- 1JJ
АК (ei - АВ) (Одп - Свдп) Qдп 1 (АК - АВ)
(6)
Вычтем левые и правые выражения (1) и (2) и из полученного выражения выразим
е , в результате получим
Скдп (7)
. ел - диэлектрическая проницаемость сухого остатка пропиточного состава; 45ЕВ - диэлектрическая проницаемость
воздуха.
Учитывая, что Св 1. и то, что степень заполнения пропиточным составом межвитковых полостей является коэффициентом 50 пропитки Кпр.- Vfl/Vn выражение (8) можно представить как
1пе Кпр In En.(9)
Из выражения (9) следует Скдп Скпп Свдп Свпп Свдп СвппСкдп Ь Свдп Свпп Скпп Свпп Садп Скпп
In г
Кпо -
In En In л Свдп Скдп Свпп + Свдп Свпп Скпп Ь АК (1 ,... Таким образом, чтобы определить коэффициент пропитки обмотки электрической машины по выражению (11), достаточно измерить у этой обмотки до пропитки и после нее емкости относительно корпуса изделия, собственные емкости обмотки, а также определить в любой другой аналогичной обмотке из партии контролируемых обмоток параметры Ак и АВ. Пример. Определяли коэффициент пропитки Кпр обмоток статоров злектродвигателей 4А112М4 в количестве 5 шт. Измеряли емкости этих обмоток относительно корпуса и собственные емкости обмоток до пропитки и после нее. Измерения осуществляли на Измерителе универсальном R, L, С - Е 7-11 на частоте f 1000 Гц. Обмотку под N:1 погружали а пропиточную жидкость керосин, чем имитировали 100%-ную пропитку. Диэлектрическая проницаемость керосина Б1 2,074. После погружения в диэлектрическую жидкость - керосин емкость обмотки Ns 5 относительно корпуса стала равной Скпп 1436,1 пФ,а собственная емкость Свпп 191,7 пФ. По результатам измерений, проведенным над обмоткой f 1, получили А - 1442 , q. АК - - i ,о /о. 915.3 191.7 142 Остальные обмотки пропитывали компаундом КП-34 и сушили по типовой технологии. Диэлектрическая проницаемость отвержденного пропиточного состава КП-34 Сл 3,23. После пропитки и сушки у обмоток вновь измеряли емкости относительно корпуса Скпп и собственные емкости Свпп. По результатам измерений определяли коэффициент пропитки по способу пропитки Кпрп и по предлагаемому способу Кпрз. In л Свдп Скдп Свпп + Свдп Свпп Скпп (1
Подставив в выражение (7} выражение (10) , (5) И полученное выражение в формулу (10), окончательно получим Скдп Свдп Свпп Скпп 1 Ак (1 АЗ) (Ак АВ) Скдп Свдп АК 1 (1 АВ) + (Ае 1)Скдп Свдп Скпп Свпп Скдп Скпп Скдп Свдп Свпп Скпп l АК (У- АВ) Сддп (АК АВ) Свдп Скдп АК iCl (1 - АВ) Ь (Ае l) Скдп Свдп Скпп Свпп Скдп Ск Свдп (АК АВ) Свпп Скпп Свдп Результаты контроля сведены в таблицуКак следует из таблицы, коэффициенты прояигки, определяемые по способу-прототипу Кпрп и по предлагаемому способу Кпрз, отличаются в 1,7 - 1,9 раза, причем коррекция между ними отсутствует. Таким образом, точность определения коэффициента пропитки по сравнению с прототипом увеличена более чем на 40% и полученный по предлагаемому способу коэффициент пропитки соответствует коэффициенту пропитки межвитковых полостей обмотки, что свидетельствует о более высокой достоверности контроля общей насыщенности обмоток пропиточным составом, чем это следует из способа-прототипа. Формулаизобретения Способ определения коэффициента проп/.тки отверждаемым полимерным составом обмоток электрических машин, при котором у каждой обмотки из данной партии измеряют емкости относительно корпуса до пропитки и после пропитки полимерным составом и сушки, а одну произвольно выбранную обмотку после измерения емкости относительно корпуса до пропитки погружают в пропиточную жидкость с известной диэлектрической проницаемостью, выдерживают до полного эаполнения ею полостей обмотки и измеряют емкость относительно корпуса, не вынимая обмотку из пропиточной жидкости, и по результатам измерений определяют коэффициент пропитки, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля, у всех обмоток из данной партии и произвольно выбранной обмотки после каждого из всех упомянутых измерений изменяют их собственные емкости, а коэффициент пропитки определяют по выражению AS) Садп (Ах - АВ) Свпп Скпп Свдп Скдп1
где БЛ -диэлектрическая проницаемость отвержденного пропиточного состава;
Скдп, Скпп - емкости рбмотки относительно корпуса соответственно до и после пропитки полимерным составом и сушки;
Свдп, Свпп -.собственные емкости обмотки соответственно до и после пропитки полимерным составом и сушки;.
1 - диэлектрическая проницаемость пропиточной жидкости;
г
Ак
-кдп
где Скдп , Скпп - емкости произвольно выбранной обмотки относительно корпуса соответственно до пропитки и после выдержки в пропиточной жидкости;
впп
-ВДП
где Свдп , Свпп - собственные емкости произвольно выбранной обмотки соответственно до пропитки и после выдержки в пропиточной жидкости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПРОПИТКИ ОТВЕРЖДАЕМЫМ ПОЛИМЕРНЫМ СОСТАВОМ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2012 |
|
RU2521439C2 |
Способ контроля качества пропитки и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1807372A1 |
Способ контроля качества пропитки обмоток электротехнических изделий | 1985 |
|
SU1302212A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2014 |
|
RU2568144C2 |
Способ контроля качества пропитки намоточных электротехнических изделий | 1981 |
|
SU972372A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2014 |
|
RU2560714C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2012 |
|
RU2510771C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОТВЕРЖДЕНИЯ ПРОПИТАННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2013 |
|
RU2516276C1 |
Способ определения коэффициента пропитки обмоток электрических машин | 1983 |
|
SU1241361A1 |
СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2011 |
|
RU2467452C1 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к способам контроля пропитки обмоток электрических машин изоляционными составами. Цель'изобретения -повышение достоверности контроля. У каждой обмотки из данной партии измеряют емкости относительно корпуса и собственные емкости до пропитки и после пропитки полимерным составом и сушки. Одну произвольно выбранную Ьбмртку после измерения емкостм относительно корпуса и собственной емкости до пропитки погружают в пропиточную жидкость с известной диэлектрической проницаемостью, выдерживают до полного заполнения ею полостей обмотки и измеряют собственную емкость и емкость относительно корпуса, не вынимая обмотку из пропиточной жидкости. После этого по результатам измерений определяют коэффициент пропитки по приведенной . формуле. 2 ил.. 1 табл.
Фиг.1
фиг:г
Способ определения коэффициента пропитки обмоток электрических машин | 1983 |
|
SU1241361A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1992-01-30—Публикация
1990-02-01—Подача