со
с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Чугун для гильз цилиндров двигателей | 1989 |
|
SU1659516A1 |
Чугун для гильз цилиндров двигателей | 1988 |
|
SU1560606A1 |
Высокопрочный чугун | 1984 |
|
SU1154366A1 |
ЧУГУН | 1999 |
|
RU2149914C1 |
КОРРОЗИОННОСТОЙКАЯ СТАЛЬ | 1991 |
|
RU2016133C1 |
Чугун | 1989 |
|
SU1693112A1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1035085A1 |
Сплав для легирования чугуна | 1981 |
|
SU985116A1 |
Чугун | 1982 |
|
SU1049557A1 |
Чугун | 1984 |
|
SU1275059A1 |
Изобретение относится к литейному производству, а именно к составам чугунов, и может быть использовано для получения литых заготовок - гильз цилиндров двигателей. Сущность изобретения: в состав чугуна, содержащего углерод, кремний, марганец, хром, никель, ванадий, медь, титан и железо, дополнительно введен фосфор, кобальт, молибден и РЗМ цериевой групп при следующем соотношении ингредиентов: углерод 3,2-3,6, кремний 1,8-2,4, марганец 0,5-0,9, хром 0,2-0,65, ванадий 0,05-0,12, никель 0,15-0,4, медь 0,46-0,8, титан 0,03-0,08, кобальт 0,03-0,08, молибден 0,03-0,08, фосфор 0,1-0,2, РЗМ цериевой группы 0,01-0,05, железо - ост. Механические свойства в стандартных образцах: предел прочности на разрыв более 240 МПа, твердость 255-290 НВ. Снижается брак по недоливам и неспаям при литье в быстроохлаждаемые литейные формы.
Изобретение относится к литейному производству, а именно к составам чугунов, и может быть использовано для получения литых заготовок - гильз цилиндров двигателей.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является чугун 1 следующего состава
Углерод2,9-3,5
Кремний1,8-2,6
Марганец0,6-1,0
Хром0,5-1,2
Никель0,1-0,4
Ванадий0,07-0,3
Медь0,1-0,45
Титан0,03-0,08
Барий0,005-0,02
ЖелезоОстальное
Указанный чугун обеспечивает высокую износостойкость в интервале температур 200-700°С, достаточной высокий уровень
механических свойств. Вместе с тем, он не обладает достаточной жидкотекучестью, чтобы обеспечить хорошую заполняемость быстроохлаждаемых литейных форм.
Цель изобретения - повышение запол- няемости быстроохлаждаемых литейных форм и увеличение механических характеристик.
Указанная цель достигается тем, что в состав чугуна, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, никель, ванадий, медь, титан и железо, дополнительно введен фосфор, кобальт, молибден и РЗМ цериевой группы при следующем соотношении ингредиентов:
Углерод3,2-3,6
Кремний1,8-2,4
Марганец0,5-0,9
Хром0,2-0,65
Ванадий0,05-0,12
Никель0,15-0,4
VJ о со ел о
N
Медь
Титан
Кобальт
Молибден
Фосфор
0,46-0,8
0,03-0,08
0,03-0,08
0,03-0,08
0,1-0,2
РЗМ цериевой группы 0,01-0,05
ЖелезоОстальное
Обоснование пределов содержания ингредиентов (определены экспериментально).
Нижние пределы по углероду и кремнию обусловлены необходимостью исключения структурно-свободного цементита. Превышение верхних пределов (соответственно 3,6 и 2,4%) концентрации данных элементов приводит к ухудшению формы, размеров и распределения графита.
Наличие в чугуне марганца ниже 0,5% не обеспечивает перлитизацию матрицы и получение высоких механических свойств. Превышение верхнего предела содержания - 0,9% приводит к появлению в сплаве структурно-свободного цементита и увеличению усадочных дефектов в отливках.
Нижние пределы содержания хрома, ванадия, никеля, меди, титана соответственно 0,2%; 0,05; 0,15; 0,46; 40,03% являются пороговыми, при которых в структуре отливки гильза с толщиной стенки до 20 мм отсутствует структурно-свободный феррит (его содержание до 2%). Добавки в сплав этих же элементов выше верхних пределов (0,65%; 0,12; 0,4; 0,8; 0,08%), во- первых, значительно удорожает сплав, без существенного приращения его служебных и механических свойств может привести также к выделению эвтектических карбидов (Сг, V), что вызывает уменьшение жидкотекучести и износостойкости чугуна (выкрашивание карбидов, повышенный износ пары).
Нижние пределы по никелю и меди (0,15% и 0,45%) выбраны, исходя из требования обеспечения равномерной твердости в сечениях отливки. При концентрации этих элементов выше верхнего предела 0,4% и 0,8% соответственно степень их влияния на перлитизацию сплава незначительна, кроме того это экономически нецелесообразно. Несколько более высокий уровень содержания меди в заявляемом составе по сравнению с прототипом объясняется благоприятным влиянием меди на жидкотеку- честь чугуна, причем в конкретном случае высокие скорости охлаждения в интервале температур кристаллизации (литье в облицованный кокиль) подавляют возможную ликвацию меди, что могло бы ухудшить механические свойства сплава и повысить износ литой детали.
Кобальт и молибден при их содержании 0,03-0,08% способствуют повышению механических свойств чугуна за счет перлити- зации матрицы, а также выравнивают
5 структуру по сечению отливки. Превышение верхнего предела (0,08%) экономически нецелесообразно и не дает существенного приращения положительного эффекта.
Фосфор - элемент, существенно повы10 шающий жидкотекучесть чугунов, а следовательно и заполняемость литейной формы. Верхний предел ограничен вследствие недопустимости выделения фосфидной сетки по границам зерна, что приводит при за15 кладке гильзы к появлению микротрещин и снижению эксплуатационной стойкости гильзы, увеличению пористости чугуна. Нижний предел содержания этого элемента обеспечивает достижение определенного
0 эффекта в увеличении жидкотекучести.
РЗМ цериевой группы при их остаточном содержании 0,01-0,05% обеспечивают достаточно высокую раскисленность расплава чугуна и степень десульфурации, т.е.
5 рафинирование чугуна от поверхностно-активных примесей - серы и кислорода, при этом наблюдается увеличение заполняемо- сти быстроохлаждаемых литейных форм. Нижний предел содержания дает опреде0 ленный положительный эффект. Превышение верхнего предела содержания (0,05%) может привести к обратному результату - снижению жидкотекучести расплава за счет образования большого количества неметал5 лических включений с высокой удельной плотностью, кроме того может выделиться из расплава эвтектические карбиды, которые снижают износостойкость чугуна и его обрабатываемость, при снижении уровня
0 механических свойств.
Пример. Для сравнительных испытаний были выплавлены три состава предлагаемого чугуна на нижнем, среднем и верхнем пределах, два состава с пределами содер5 жания игредиентов ниже нижнего и выше верхнего пределов, а также известный чугун среднего состава.
Плавки проводились в индукционной печи с кислой футеровкой емкостью 1 т. В
0 качестве шихтовых материалов использовались; литейный чугун ЛЗ, ферроникель ФН5 (ТУ48-3-59-84) следующего состава: Z Ni+Co 6,0, кобальт не более 0,45%, кремний 0,2%; углерод 0,1%, хром 0,3%, медь
5 0,09, примеси: сера, фосфор, алюминий, ти- тано-медистый чугун, содержащий 1 % титана и 3% меди, а также ферросплавы ванадия, титана, хрома, фосфора, гранулированный никель, катодная медь, РЗМ со- держащие лигатуры ФСЗОРЗМ 30. Шихту
загружали в печь после расплавления и перегрева до 1460°С,вводили ферросплавы с целью доводки жидкого чугуна по хим. составу. Перед разливкой жидкий металл обрабатывали РЗМ с учетом коэффициента усвоения (70-80%). Чугун заливали в технологическую пробу, выполненную в виде сухих песчаных форм - для определения предела прочности на разрыв и твердости испытываемых чугунов и их твердости. Для определения заполняемое™ быстроохлаж- даемых литейных форм проводили заливку металла в облицованные кокили (существующая технология на заводе). Оценочным критерием является количество гильз ди- зельных двигателей, забракованных по видам брака, связанным с жидкотекучестью и заполняемостью литейной формы.
Химические составы испытываемых чугунов приведены в табл. 1; механические свойства чугунов и технологические свойства испытываемых чугунов - в табл. 2.
Анализ сравнительных испытаний заявляемых и известного чугуна показывает некоторое увеличение механических свойств при дополнительном вводе в состав кобальта, молибдена и РЗМ, при этом значительно снижается брак литья, связанный с технологическими свойствами чугуна его жидкотекучестью и заполняемостью литейной формы.
Предлагаемый сплав целесообразно использовать для изготовления гильз цилиндров с последующей закалкой ТВЧ для дизельных автотракторных двигателей.
Внедрение чугуна намечено в 1 кв. 1991 г. на Лидском литейно-механическом заводе.
Формула изобретения
Чугун для гильз цилиндров двигателей, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, ванадий, никель, медь, титан и железо, отличающийся тем, что, с целью повышения литейных и механических свойств, он дополнительно содержит кобальт, молибден, фосфор и РЗМ цериевой группы при следующем содержании ингредиентов, мае. %:
евой группы
3,2-3,6
1,8-2,4
0,5-0,9
0,2-0,65
0,05-0,12
0,15-0,4
0,46-0,8
0,03-0,08
0,03-0,08
0,03-0,08
0,1-0,2
0,01-0,05
Остальное
Таблица)
Чугун | 1982 |
|
SU1084331A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1992-09-23—Публикация
1990-12-29—Подача