Изобретение относится к передвижным источникам для возбуждения сейсмических импульсов.
Известно невзрывное устройство для возбуждения сейсмических импульсов, в ко- тором для подключения якоря к генератору импульсов служит коаксиальный токолод- вод якоря. Для предотвращения обрыва то- коподвода при движении якоря вниз токоподвод имеет гибкий элемент. Обмотка статора подключена к генератору импульсов с помощью спирального токоподвода. Спиральный токоподвод и гидравлические амортизаторы обеспечивают свободное перемещение статора вверх 1.
Недостатками данной конструкции являются большая масса гибких элементов, возбуждающая большие механические усилия в местах их подключения, что может привести к разрушениям мест подключения и созданию небезопасных условий обслуживания, неупорядоченное движение гибких соединительных проводов, приводящее к трению их о колонну, ударам об инертную массу, и, как следствие, возможности меха- нических повреждений, электрических пробоев, Создающих небезопасные условия обслуживания, сложно устраняемые в полевых условиях работы. .
Наиболее близким к предлагаемому техническим решением является передвижной источник сейсмических колебаний, включающий преобразователь .установленный с возможностью вертикального перемещения по направляющим механизма подъема, жестко закрепленного на платформе транспортного средства, генератор импульсов, электрически соединенный с преобразователем силовыми проводами, размещенными на кронштейнах, закреп- ленных на транспортном средстве.
Силовые провода, связывающие между србой преобразователь и генератор импульсов, размещенный в кузове источника, выполнены из четырех серийных проводов крупного сечения (например, провод типа ППСРВМ).
Эти провода подключень к нижней части генератора импульсов и выходят снизу кузова, уложены под ступенькой транспор- тного средства, укреплены на капоте дизеля с помощью трех кронштейнов. Далее провода свободно свисают между преобразователем и передней частью транспортного средства, обеспечивая своими свободными петлями компенсацию передвижения преобразователя вверх и вниз 2.
Недостатком данной конструкции является неупорядоченное движение токопро- водящих проводов при спуске, подъеме и
работе устройства, что приводит к ударам и трениям проводов об элементы преобразователя, механизма подъема и транспортного средства, а также неопределенное, непредугадываемое транспортное положение проводов. Все это может привести к механическим повреждениям оплетки изоляции и электрическому пробою проводов, что, в свою очередь, создает небезопасные условия обслуживания и аварийное состояние источника.
Целью изобретения является повышение надежности и улучшение условий эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем. что в передвижном источнике сейсмических колебаний, включающем преобразователь, ус- тановленный с возможностью вертикального перемещения по направляющим механизма подъема, жестко закрепленного на платформе транспортного средства, генератор импульсов, электрически соединенный с преобразователем сило- выми проводами, размещенными на кронштейнах, закрепленных на транспортном средстве, кронштейн выполнен в виде коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем, и короба под силовые провода, кинема- тически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя.
Выполнение кронштейна в виде коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, обеспечивает изменение длины коромысла в процессе его перемещения при работе источника, необходимое для компенсации изменения расстояния между местами фиксации проводов на преобразователе и транспортном средстве.
Короб под силовые провода обеспечивает укладку проводов в количестве 4 шт,. общим сечением 120 мм , их механическую броневую защиту от повреждений об элементы транспортного средства, преобразователя, механизма подъема и фиксации, а также упорядоченное перемещение силовых проводов при подъеме, спуске и импульсной работе источника.
Кинематическая связь направляющей с преобразователем м короба под силовые провода с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения, исключает неупорядоченное, непредугадываемое перемещение силовых проводов в процессе спуска и подъема преобразователя, а возможность поворота кронштейна в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя, обеспечивает свободный поворот его в вертикальном и горизонтальном направлениях и компенсацию неточности сборки и неплоскостность осей, на которых закреплены короб и направляющая.
На фиг. 1 представлен источник, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение Г-Г на фиг. 3.
Передвижной источник сейсмических колебаний содержит генератор импульсов (не показан), преобразователь 1, перемещающийся по направляющим 2 механизма 3 подъема,установленного на транспортном средстве 4, кронштейн 5, выполненный в виде коромысла, состоящего из короба 6 под силовые провода 7, по которым подается электрический импульс от генератора импульсов к преобразователю 1, и направляющей 8, на которой установлены подшипники 9, соединенные с коробом 6. Благодаря предлагаемому кронштейну, выполненному в виде коромысла, обеспечивается возможность взаимного продольного перемещения частей кронштейна 5 и изменение его длины.
Для исключения проворота направляющей 8 относительно короба 6 на направляющей 8 выполнена лыска 10. Направляющая 8 одним концом кинематически связана посредством шарнирного соединения, имеющего оси 11 и 12, с механизмом 3 подъема. Коробчатый профиль б одним концом кинематически связан при помощи шарнирного соединения, имеющего оси 13 и 14, с транспортным средством.
Устройство работает следующим образом.
Из кабины транспортного средства распределителем гидросистемы подается команда на спуск преобразователя 1 на грунт.
Преобразователь 1, скользя по складывающимся направляющим 2 механизма 3 подъема, опускается на грунт. При этом направляющие 2 выдвигаются вниз, меняя
свое положение. Конец кронштейна 5, связанный через направляющую 8 с осью 11. закрепленной на механизме 3 подъема, опускается, поворачиваясь вокруг оси 13, свя5 занной с транспортным средством 4, до прекращения движения преобразователя 1 и направляющих 2. Одновременно кронштейн 5 поворачивается вокруг осей 12 и 14. компенсируя неточности сборки и непло0 скостность установки осей 11 и 13.
При подъеме преобразователя 1 направляющие 2 складываются, поднимая край кронштейна 5. связанный с осью 11.
5 одновременно вытягивая из подшипников 9 направляющую 8, таким образом обеспечивая увеличение длины коромысла.
В поднятом транспортном положении направляющие 2 механизма 3 подъема и
0 преобразователь 1 жестко фиксируются фиксирующими элементами механизма . подъема, перемещение их друг относительно друга исключается, и кронштейн 5, закрепленный посредством шарниров на
5 механизме 3 подъема и транспортном средстве 4, также остается в неподвижном, зафиксированном, растянутом положении.
Описываемое выполнение кронштейна для размещения силовых проводов позво0 ляет повысить надежность передвижного устройства за счет упорядочения движения проводов при спуске, подъеме преобразователя в рабочее и транспортное положения и при импульсной работе источника, так как
5 исключает механические повреждения оплетки изоляции и электрические пробои проводов, что в свою очередь исключает появление небезопасных условий обслуживания и аварийных состояний источника.
0
Формулаизобретения Передвижной источник сейсмических колебаний, включающий преобразователь, установленный с возможностью вертикаль5 ного перемещения по направляющим механизма подъема, жестко закрепленного на платформе транспортного средства, генератор импульсов, электрически соединенный с преобразователем силовыми проводами.
0 размещенными на кронштейнах, закрепленных на транспортном средстве, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и улучшения условий эксплуатации, кронштейн выполнен в виде
5 коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного
продольного перемещения и поворота в стях, одна из которых параллельна верти- двух взаимно перпендикулярных плоско- калькой оси преобразователя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Передвижной источник сейсмических импульсов | 1989 |
|
SU1805420A1 |
Источник сейсмических волн и гидромеханизм для подъема и опускания излучателя | 1990 |
|
SU1793401A1 |
Источник сейсмических волн | 1989 |
|
SU1728819A1 |
Передвижное устройство возбуждения поперечных сейсмических волн | 1981 |
|
SU986191A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1983 |
|
SU1111113A1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2005 |
|
RU2289150C1 |
Электродинамический источник сейсмических импульсов | 1979 |
|
SU1105842A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1987 |
|
SU1500960A1 |
ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ УДАРНОГО ТИПА | 2002 |
|
RU2246740C2 |
Импульсный источник сейсмических сигналов | 1990 |
|
SU1778729A1 |
Изобретение относится к передвижным источникам для возбуждения сейсмических импульсов. Цель - повышение надежности и улучшение условий эксплуатации. В передвижном источнике сейсмических колебаний, содержащем преобразователь 1, кронштейн 5 выполнен в виде коромысла, состоящего из направляющей, кинематически связанной с преобразователем 1, и короба под силовые провода, кинематически связанного с платформой транспортного средства, соединенных между собой с возможностью относительного продольного перемещения и поворота в двух взаимно перпендикулярных областях, одна из которых параллельна вертикальной оси преобразователя. 5 ил. (Л С vj 00 (Ј чэ ///// Г1
е-з
/
Фиг.Ь
Ј11
фиг, 5
Устройство для возбуждения сейсмических импульсов | 1980 |
|
SU988075A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Источник сейсмических колебаний Сейсмодин | |||
Проспект, С7200/15УХЛ1, Харьков, СХ, 1987 | |||
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1989-04-26—Подача