перпендикулярна оси трассируюш,его элемента.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид с частичными разрезами деталей; на фиг. 2 - устройство с нриснособлепием для трассирования, смонтированным па поворотном рычаге; на фиг. 3 - устройство, смонтированное на кронштейне установочного приспособления; на фиг. 4- установка устройства в кабине.
Устройство для измерения параметров обзорности содержит пластину 1, монтируемую в кабине на кронштейне 2 установочного приспособления (фиг. 3), поворотный рычаг 3 и приспособление 4 для трассирования линий наблюдения.
Пластина 1 выполнена со сквозной прорезью 5 и параллельными, расположенными по ее обеим сторонам пазами 6, предназначенными для монтажа основания 7 приспособлепия для трассирования, которое представляет собой каретку с угловой шкалой Ь, центральным винтом 9, входяш,им в прорезь 5, и полозьями 10, входяш,ими в пазы 6 пластины. Основание 7 может перемеш,аться вдоль прорези 5 и пазов 6 между крайним левым положением на пластине, соотБетствуюш,им крайнему левому положению левого глаза на эллипсе Л (фиг. 4), являюш,емся геометрическим местом точек возможных положений левого глаза, и крайним правым положением на пластине, соответствующим крайнему правому положению правого глаза па эллипсе Б, являющемся аналогичным геометрическим местом точек для правого глаза. Основание 7 может фиксироваться гайкой 11 винта 9 в указанных крайних, а также в среднем положении, соответствующем точкам эллипса Б, определяющего возможные положепия глаз по высоте. На пластине выполнена также другаз сквозная прорезь 12 и параллельные ей пазы 13, предназначенные для монтажа основания 14 поворотного рычага 3, образованного кареткой с угловой шкалой 15, центральным винтом 16, входящим в прорезь 12, и полозьями Г/, входящими в пазы 13 пластины. Основание 14 поворотного рычага может перемещаться вдоль прорези 12 и пазов 13, занимая крайние положения на пластине, соответствующие предельным положениям центров поворота головы.
На поворотном рычаге выполнены сквозная прорезь 18 и пазы 19 для монтажа основания 7 приспособления для трассирования. Длина прорези 18, определяющая крайние положения на поворотном рычаге приспособления для трассирования, равна базисному расстоянию центрами глаз, а расстояние от середины прорези до центрального винта 16 основания 14 поворотного рычага соответствует удаленности глаз от цептра поворота головы.
Указанные антропометрические величины выбираются средними для контингента операторов, а крайние положения основания 14 поворотного рычага на пластине выбраны, исходя из положепий центров поворота головы на эллипсе геометрического места точек центров поворота головы в начале поворота головы в
соответствующую сторону, который начинается после предельного (около 30°) поворота глаз п продолжается до совпадения оптической оси глаз с объектом наблюдения при неизменном предельном угле поворота глаз.
Приспособление для трассирования представляет собой поворотно установленную на основании 7 стойку 20, в которой с помощью горизонтальной оси 21 универсального шарнира 22 смонтирован трассирующий элемент
23, ось которого перпендикулярна другой оси 24 универсального шарнира. Универсальный шарнир оснащен угловой шкалой 25, определяющей наклон плоскости оси трассирующего элемента к горизопту, и угловой шкалой 26,
определяющей поворот оси трассирующего элемента в этой плоскости. Трассирующий элемент, который может быть выполнен в виде телескопического выдвижного штока 27 или оптического прибора (на чертежах не
изображен), фиксируется в любых положениях поворота вокруг осей универсального шарпира гайками 28.
Для измерения параметров обзорности кабины пластипа 1 устройства монтируется на
имеющем продольную, вертикальную и поперечную регулировки кронштейна 2 установочного приспособлепия, представляющего собой портальный штатив с выдвижными опорами 29, устанавливаемыми на пол кабины так,
чтобы отверстия 30 промежуточной детали штатива совпали с положением контрольной точки R сиденья оператора (фиг. 4), являющейся началом системы координат для установки пластины 1 с учетом коррекции, зависящей от наклона спинки сиденья.
Последовательно перемещая основание 7 приспособления для трассирования в пределах прорези 5 пластины из левого крайнего в правое крайнее положение, определяют по
шкале 26 предельные углы видимости влево и вправо, совмещая конец телескопического штока 27 с точками па границах прозрачных и непрозрачных частей кабины или зоны ветрового стекла, очищаемой стеклоочистителем.
При среднем по длине прорези 5 пластины положении основания 7 приспособления для трассирования по шкале 25 определяют предельпые углы видимости в вертикальной плоскости при положениях пластины по вертикали, соответствующих положениям центра универсального шарнира 22 в предельных точках эллипса Б.
Установив основание 14 поворотного рычага 3 в прорезь 12 и пазы 13 пластины, а основапие 7 приспособления для трассирования - в прорезь 18 и пазы 19 поворотного рычага (фиг. 2), определяют по угловой шкале 15 и фиксируют угол поворота рычага 3 при предельном повороте (шкала 26) лимитируюшего
глаза в соответствующую сторону по совмещению штока 27 с объектом наблюдения, после чего при неизменном угле поворотного рычага (поворот головы) определяют бинокулярное затенение по шкале 26 приспособления для трассирования из его положений на поворотном рычаге, соответствуюших левому и правому глазам.
Предмет изобретения
Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства, содержашее воспроизводяш,ий места положений глаз и центров поворота головы оператора элемент, выполненный в виде пластины, смонтированной на установленном внутри кабины кронштейне, и приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения в виде трассируюш;его элемента, смонтированного в поворотной вокруг вертикальной оси стойке с основанием, устанавливаемым в места положении глаз оператора на пластине, а также на поворотном рычаге с основанием, монтируемым на пластине в местах, соответствуюпитх положениям центров поворота головы оператора, отличаюш;ееся тем, что, с целью повышения удобства пользования и точности измерений, пластина и поворотный рычаг выполнены со сквозными прорезями и параллельными расположенными по их обеим сторонам пазами, основания стойки и поворотного рычага образованы шарнирио соединенными с ними и оснаш:енными угловыми шкалам каретками, снабженными каждая центральным винтом и иолозьями, входящими соответственно в прорезь и пазы, а трассирующий элемент смонтирован на стойке посредством оснащенного угловыми шкалами уииверсального шарнира, одна из осей которого гор1 3онтальна, а другая - перпендикулярна оси
трассирующего элемента.
Авторы
Даты
1975-11-05—Публикация
1974-08-13—Подача