Шарнирный четырехзвенник Советский патент 1992 года по МПК F16F15/22 

Описание патента на изобретение SU1724969A1

Изобретение относится к уравновешиванию и может быть использовано для исключения вибраций, передающихся на фундамент машинного агрегата от механизма шарнирного четырехзвенника с ведущим звеном, вращающимся с постоянной угловой скоростью.

Известен механизм шарнирного четырехзвенника, состоящий из неподвижной стойки, кривошипа, шатуна и коромысла. Звенья соединены между собой шарнирно в следующей последовательности: стойка - кривошип, кривошип - шатун, шатун - коромысло, коромысло - стойка,

Однако распределением масс подвижных звеньев механизма обеспечивается равенство нулю главного вектора сил инерции. Главный момент сил инерции остается неуравновешенным, это приводит к тому, что на фундамент машинного агрегата передаются периодически изменяющиеся нагрузки, т.е. механизм будет источником

вибраций машинного агрегата. Для уравновешивания главного момента необходимо вводить дополнительные звенья.

Наиболее близким к изобретению является механизм шарнирного четырехзвенника, в который вводится уравновешивающее устройство, состоящее из двух стержней, соединенных между собой шарниром и крепящихся шарнирно к кривошипу и стойке таким образом, что стержни, кривошип и стойка образуют между собой пзраллелог- раммный контур. Соотношения длин уравновешивающих звеньев, координаты точек их крепления к стойке и параметры геометрии масс уравновешивающих звеньев определяются из условия равенства нулю главного вектора сил инерции и условия уравновешенности первой гармоники главного момента сил инерции механизма. Механизм имеет равный нулю главный вектор сил инерции и уравновешенную первую гармонику главного момента сил инерции, а

С/1

С

XI N3 Ю О О

величина главного момента неуравновешенных сил уменьшается на величину первой гармоники.

Недостатком известного решения яв- лется неуравновешенность второй и последующих гармоник главного момента сил инерции, т.е. механизм будет оставаться источником вибраций фундамента машинного агрегата. Наличие вибраций фундамента машинного агрегата приводит к уменьшению надежности и долговечности узлов машины.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности машинного агрегата за счет полного уравновешивания главного вектора и главного момента сил инерции шарнирного четырехзвенника.

Для достижения поставленной цели в известном шарнирном четырехзвеннике, содержащем установленные на стойке кривошип и коромысло, связанные между собой шатуном, а также механизм уравновешивания в виде дополнительного шарнирного четырехзвенника, выполненного подобным контуру шарнирного четырехзвенника, кривошипы обоих четырехзвен- ников жестко соединены, а параметры механизма определены зависимостями

Is/le I3/I2; 5уз + 1з5У2/12 0: Sys + IsSye/le 0; Sy.+ li (mi - Sy2/l2) + l5d (terns + Sye) соз(5) 0;

J3 + l32Sy2/l2 - J5 - l52Sy6/l6 0;

J2 - l2Sy2 - Je + 1б.5уб 0;

Sxi + Isd (lems + Sye) sin(5)/l3le 0;

Sx2 0; Sx3 0; SX5 0; SX6 0,

где h, 12, Is, Is, le - длины соответствующих звеньев;

d - расстояние между шарнирами, соединяющими кривошип и коромысло со стойкой;

5x1, 5x2, 5x3, 5x5, 5x6 - статические моменты масс соответствующих звеньев относительно продольных осей этих звеньев;

5у1, 5У2, 5уз, Sys, Sye - статические моменты масс соответствующих звеньев относительно поперечных осей этих звеньев;

Ji, J2, Js, Js, Je моменты инерции масс соответствующих звеньев относительно точек пересечения продольных и поперечных осей;

т2, ms- массы соответствующих звеньев;

д - угол поворота механизма уравновешивания относительно шарнирного четырехзвенника вокруг шарнира, соединяющего кривошип со стойкой.

На чертеже приведена схема шарнирного четырехзвенника с предлагаемым уравновешивающим приспособлением.

Шарнирный четырехзвенник состоит из кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, стойки

4. Кривошип, шатун, коромысло соединены между собой шарнирами 7, 8. Кривошип и коромысло присоединены шарнирно к стойке в точках 9, 10.

Для уравновешивания в четырехзвенник введено уравновешивающее устройство, состоящее из первого 5 и второго 6 стержня, соединенных между собой шарниром 11. Первый стержень 5 прикреплен к

кривошипу шарниром 12, второй стержень 6 прикреплен к стойке шарниром 13. Первый и второй стержни вместе со стойкой и кривошипом образуют четырехсторонний контур, подобный контуру основного четырехзвенника с коэффициентом подобия К, так что выполняются следующие соотношения:

30

Is le Kl2; l7 Kd;le Kli;

где h, I2, з, Is, le - длины соответствующих звеньев;

I - расстояние между шарнирами 9 и 12;

Is- расстояние между шарнирами 9 и 13;

d -расстояние между шарнирами 9 и 10.

Такой контур получается двойным по- воротом контура основного механизма вначале на 180° вокруг биссектрисы угла, образованного прямыми, соединяющими соответственно шарниры 9 и 7, 9 и 10, а затем на угол д вокруг шарнира 9. Угол д мо- жет быть любым и выбирается из конструктивных, соображений.

Распределение масс звеньев механизма осуществлено по следующей системе ал- гебраических уравнений:

Is/le Is/12,1 5уз + 1з5У2/12 0; 5У5 + 1б5Уб/1б 0;

Sy/f И (mi - Sy2/l2) + Isd (lems + 5уе) соз((5)/1з1б 0;

Js + l32Sy2/l2 - Js - ls2Sye/l6 0;

J2 - l2Sy2 - Je + leSye 0;

3x1 + Isd (lems + Зуб) ((5) 0; 3x2 0; Sx3 0; SX5 0; SX6 0,

где h, l2, b, Is, le - длины соответственно кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, первого 5 и второго 6 уравновешивающих стержней;

5x1, 5x2, 3x3, 5x5, 5Х6 - статические моменты масс соответственно кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, первого 5 и второго 6 уравновешивающих стержней относительно осей xi, i 1, 2, 3, 5, 6, этих звеньев;

5у1, 5у2, Зуз, 5у5, 5ув - статические мо- менты масс соответственно кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, первого 5 и второго б уравновешивающих стержней относительно осей YI, 1 1,2, 3, 5, 6, этих звеньев;

J1, J2, Js, Js, Je - моменты инерции масс соответственно кривошипа 1, шатуна 2,, коромысла 3, первого 5 и второго 6 уравновешивающих стержней относительно шарниров 9, 7, 10, 12, 13;

гп2, HIS - массы соответственно шатуна 2 и первого уравновешивающего стержня 5;

d - расстояние между центрами шарниров 9 и 10;

д - угол между прямой, соединяющей шарниры 9 и 10, и прямой, соединяющей шарниры 9 и 13.

Кривошип 1 приводится во вращение с постоянной угловой скоростью вокруг шар- нира 9 двигателем, расположенным на общей с механизмом стойке (не показан). Движение через шатун 2 передается на коромысло 3, совершающее вращательное движение вокруг шарнира 10.

Посредством шарнирной связи 12 движение от кривошипа 1 передается уравновешивающим стержням 5 и 6. При этом, стержень 6 совершает вращательное движение вокруг шарнира 13, а стержень 5плоскопараллельное движение. Соотношения параметров четырехзвенника с дополнительным уравновешивающим приспособлением обеспечивают следующие кинематические зависимости:

р& р - pi; рэ р - рз; где р, р2, рз, Р5, р& - угловые скорости соответственно кривошипа 1, шатуна 2, коромысла 3, первого 5 и второго 6 уравновешивающих стержней.

Наличие подобных зависимостей между угловыми скоростями звеньев и соотношения масс, моментов инерции, длин, описываемых системой уравнений, обеспечит равенство нулю главного вектора и главного момента сил инерции. Следовательно, на стойку машинного агрегата не будут передаваться вибрации от механизма шарнирного четырехзвенника.

Формула изобретения Шарнирный четырехзвенник, содержащий кривошип, шатун, коромысло, стойку и механизм уравновешивания в виде дополнительного шарнирного четырехзвенника, отличающийся тем, что, с целью повышения качества уравновешивания, дополнительный четырехзвенник выполнен подобным контуру шарнирного четырехзвенника, кривошипы обоих четырехзвен- ников жестко соединены, а параметры механизма определены зависимостями le 2

5У1 + h m2 - -Ј- Sy2 +

+ ,5. (lems + Зуб) cos д 0;

Зуз + -jf-Sy2

0; 3У5 + .-j|- Зуб 0;

J3+tf

1

12

5у2 - Js - Is2 -jjp 5У6 0; 0;

J2 125у2 - Je + 1б5уб

5x1 + (rnsle + Sye) sin 6 0;

5x2 0; Зхз 0; 5x5 0; SX6 О, где И, h, з, Is, le - длины соответствующих звеньев;

d - расстояние между шарнирами, соединяющими кривошип и коромысло со стойкой;

3x1, 5x2, 3x3, 3x5, Зхб - статические моменты масс соответствующих звеньев относительно продольных осей этих звеньев;

3У1, Зу2, Зуз, Sys, Зуб - статические моменты масс соответствующих звеньев относительно поперечных осей этих звеньев;

J2, Js, Js, Je - моменты инерции масс соответствующих звеньев относительно точек пересечения продольных и поперечных осей этих звеньев;

ГП2 и ms - массы соответствующих звеньев;

(5-угол поворота механизма уравновешивания относительно шарнирного четы рехзвенника вокруг шарнира, соединяющего кривошип со стойкой.

Редактор И. Ванюшкина Техред М.Моргентал

Корректор О. Кравцова

Похожие патенты SU1724969A1

название год авторы номер документа
Уравновешенный шарнирный четырехзвенник 1990
  • Доронин Владимир Иванович
  • Шульга Андрей Викторович
SU1805253A1
Шарнирный четырехзвенник 1990
  • Доронин Владимир Иванович
  • Шульга Андрей Викторович
SU1800170A1
ШАРНИРНЫЙ ЧЕТЫРЕХЗВЕННИК 1994
  • Доронин В.И.
  • Даньшин Ю.В.
RU2087779C1
СДВОЕННЫЙ ПОЛЗУННО-КОРОМЫСЛОВЫЙ МЕХАНИЗМ 1991
  • Доронин В.И.
  • Поспелов А.И.
  • Солодилов В.Я.
RU2051303C1
Дезаксиальный кривошипно-ползунный механизм 1989
  • Доронин Владимир Иванович
  • Поспелов Александр Иванович
SU1747775A1
ОППОЗИТНЫЙ КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ 1998
  • Доронин В.И.
RU2148744C1
Высадочный автомат 1989
  • Соловей Самуил Ариевич
  • Ватчин Георгий Власович
  • Фраер Иосиф Гецелевич
SU1701417A1
Вертикальный кривошипный пресс-автомат 1984
  • Церлюк Марк Давидович
  • Давыдов Юрий Александрович
  • Каржан Виктор Владимирович
  • Мельник Владимир Александрович
SU1180275A1
Уравновешенный кривошипно-ползунный механизм 1988
  • Доронин Владимир Иванович
  • Поспелов Александр Иванович
SU1627769A1
Привод ножа режущего аппарата 1990
  • Джавахян Размик Патваканович
  • Акопджанян Завен Араратович
  • Гаспарян Карен Володяевич
  • Артюхин Владимир Фомич
  • Кавторин Сергей Васильевич
SU1794366A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 724 969 A1

Реферат патента 1992 года Шарнирный четырехзвенник

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для уравновешивания шарнирных четы- рехзвенников. Цель изобретения-повышение качества уравновешивания шарнирного четырехзвенника. Механизм уравновешивания выполнен в виде дополнительного шарнирного четырехзвенника с контуром, подобным контуру шарнирного четырехзвенника. Кривошипы обоих четырехзвен- ников жестко соединены, а параметры механизма связаны определенными зависимостями. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 724 969 A1

Заказ 1164ТиражПодписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1724969A1

Щепетильников В.А
Уравновешивание механизмов
- М.: Машиностроение, 1982
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка 1922
  • Тарасов К.Ф.
SU46A1
Авторское свидетельство СССР №757795, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 724 969 A1

Авторы

Доронин Владимир Иванович

Шульга Андрей Викторович

Даты

1992-04-07Публикация

1989-10-10Подача