Изобретение относится .к железнодорожному составу и касается крепления котла железнодорожной цистерны на раме ходовой части.
Известна железнодорожная цистерна, содержащая ходовую часть, рама которой включает хребтовую и шкворневые балки и концевые опоры, расположенные на шкворневых балках, узел крепления цилиндрического котла, в нижней части которого по обе стороны от оси жестко укреплены продольные лапы для крепления к хребтовой балке стержневым элементом, котел в зоне крепления к хребтовой балке снабжен ребрами с отверстиями, для стержневого элемента, жестко соединенными с лапами и обращенными к оси котла, а узел крепления содержит установленные на балке кронштейны и упругие элементы, размещенные на стержневом элементе, при этом с каждой стороны котла ребро размещено между стенками кронштейнов, а стержневой элемент закреплен в стенках кронштейнов.
Наиболее близким к предлагаемой является железнодорожная цистерна, в которой котел жестко закреплен на хребтовой балке рамы и установлен на опорах, каждая из которых включает в себя опорный лист, выполненный по контуру цилиндрической части котла и расположен на вертикальных листах, жестко соединенных между собой по торцам пластинами, а с внутренней стороны - горизонтальной плитой, установленной на упругом элементе, расположенном на верхнем листе шкворневой балки рамы, нижний конец каждого вертикального листа опоры котла расположен ниже верхнего конца вертикального листа шкворневой балки и установлен с зазором относительно последнего, причем в вертикальных листах опоры и шкворневой балки выполнены соос- ные отверстия, через которые пропущены крепежные элементы, на которых расположены дополнительные упругие элементы, размещенные в зазорах между листами.
(Л
С
ы
:Ю О ICJ
8
Недостатком известной цистерны является то, что она не обеспечивает надежности и долговечности в работе из-за чрезмерных динамических нагрузок от инерционных и колебательных сил массы жидкого груза котла.
Данная цистерна хотя и имеет в опорах упругие элементы, снижающие вибрационные нагрузки на котел, однако крепежные элементы, пропущенные через соосные отверстия в шкворневой балке и вертикальных листах опор котла при взаимных перекосах продольных и поперечных балок рамы от статических и динамических нагрузок массы жидкого груза передают эти усилия через вертикальные листы опор на корпус котла и тем самым создают дополнительные нагрузки.
Дополнительные нагрузки вызывают в корпусе котла дополнительные напряжения, что, в свою очередь, снижает долговечность цистерн из-за преждевременных поломок крепежных элементов вертикальных листов опор и самого котла, что особенно недопустимо для цистерн, перевозящих взрывоопасные сжиженные газы, например, жидкий водород.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности цистерны путем уменьшения нагрузок на котел от взаимных перекосов продольных и поперечных балок рамы от статических и динамических нагрузок массы жидкого груза.
Поставленная цель достигается тем, что в отличие от известной железнодорожной цистерны, содержащей ходовую часть и котел, установленный на раме, включающей продольные и поперечные балки, опоры, каждая из которых включает в себя опорный лист, выполненный по контуру цилиндрической части котла и размещенный на вертикальных листах жестко соединенных между собой по торцам пластинами, а с внутренней стороны - горизонтальной плитой, согласно изобретению, она снабжена установленным между горизонтальной плитой и рамой шарнирным узлом, состоящим из закрепленных на горизонтальной плите подпятников, с размещенной в их подшипниках осью в виде маятниковой цапфы в средней части которой, перпендикулярно ее оси в параллельной плоскости размещен подшипник с расположенной в нем цилиндрической осью, концы которой установлены в подшипниках, закрепленных на раме, при этом подшипники подпятников котла и подшипники рамы установлены с зазором по отношению к маятниковой цапфе с возможностью их перемещения по осям.
На фиг. 1 показана цистерна, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1; на фиг. 4 - вид Б на фиг, 3; на фиг. 5 - ось типа маятниковой цапфы.
Железнодорожная цистерна содержит
ходовую часть 1, котел 2. Концевые части котла 2 установлены на опорах 3. Каждая из опор 3 состоит из опорного листа 4, выполненного по контуру цилиндрической части
0 котла 2 и расположенного на вертикальных листах 5. Вертикальные листы 5 соединены между собой по торцам пластинами бис внутренней стороны - горизонтальной плитой 7. На горизонтальной плите 7 закрепле5 ны подпятники 8. Подпятники 8 имеют подшипники 9, в которых размещена ось 10, в виде маятниковой цапфы. Подпятники 8 установлены с зазорами по отношению к маятниковой цапфе 10. В средней части оси
0 10, в цапфе, перпендикулярно ее оси в параллельной плоскости размещен подшипник 11 с размещенной в нем цилиндрической осью 12. Цилиндрическая ось 12 опирается своими концами через
5 подшипники 13 на раму 14. Подшипники 13 установлены по отношению к маятниковой цапфе 10. Рама 14 содержит продольные балки 15, жестко соединенные между собой поперечными балками 16.
0При эксплуатации железнодорожной
цистерны, под воздействием перевозимого жидкого груза и веса самого котла 2 поперечные балки 16 и продольные балки 15 изгибаются. При изгибе продольных балок
5 15 поперечные балки 16 поворачиваются на определенный угол. Вместе с поперечной балкой поворачиваются и закрепленные на ней подшипники 13. Компенсация этого по- ворта осуществляется за счет шарнирного
0 соединения подшипников 13 и цилиндрической оси 12, а также подшипника 11 на маятниковой цапфе 10. При изгибе поперечной балки происходит поворот на некоторый угол оси 12 совместно с подшип5 ником 11 и осью маятниковой цапфы 10. Этот поворот компенсируется шарнирным соединением маятниковой цапфы 10 с подпятниками 8. Так как при изгибе продольных 15 и поперечных 16 балок точки
0 крепления опорных элементов вместе с поворотом на определенный угол перемещаются на некоторое линейное расстояние. Для компенсации этого линейного перемещения предусмотрено размещение первой
5 оси 10, в виде маятниковой цапфы и второй цилиндрической оси 12 в параллельных плоскостях, перпендикулярно друг к другу. Для этой же цели предусмотрена также установка подшипников подпятников 8 и подшипников рамы 13 с зазорами к маятниковой
цапфе 10 с возможностью перемещения по осям их установки.
При монтаже котла возможно поменять местами опорные элементы - к горизонтальным плитам 7 прикрепить подшипники 13, а к раме 14 прикрепить подпятники 8. В этом случае цилиндрическая ось 12 будет находиться в плоскости, расположенной ближе к горизонтальным плитам 7, а маятниковая ось 10 - в плоскости, расположен- ной ближе к раме 14. От такой замены функции всех элементов не претерпят никаких изменений.
При использовании предлагаемой железнодорожной цистерны по сравнению с известной повышается надежность работы устройства за счет обеспечения свободного углового и линейного перемещения опорных элементов по продольной и поперечным осям рамы; повышается долговечность работы цистерн, так как значительно снижается воздействие взаимных перекосов продольных и поперечных балок рамы на котел. Кроме того, сокращаются внеплановые ремонты железнодорожной цистерны и обес- печиваютсяперевозкин.а
железнодорожном транспорте взрывоопасного груза (например, жидкого водорода)за счет снижения инерционных и динамических нагрузок путем самоустановки котла относительно оси.
Формула изобретения Железнодорожная цистерна, содержащая ходовую часть и котел, установленный на раме, включающей продольные и поперечные балки, опоры, каждая из которых включает в себя опорный лист, выполненный по контуру цилиндрической части котла и размещенный на вертикальных листах, жестко соединенных между собой по торцам пластами, а с внутренней стороны- горизонтальной плитой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности цистерны путем уменьшения нагрузок на котел от взаимных перекосов продольных и поперечных балок рамы от статических и динамических нагрузок массы жидкого груза, она снабжена установленным между горизонтальной плитой и рамой шарнирным узлом, состоящим из закрепленных на горизонтальной плите подпятников, с размещенной в их подшипниках осью в виде маятниковой цапфы, в средней части которой перпендикулярно ее оси в параллельной плоскости размещен подшипник с расположенной в нем цилиндрической осью, концы которой установлены в подшипниках, закрепленных на раме, при этом подшипники подпятников котла и подшипники рамы установлены с зазором по отно- шению к маятниковой цапфе с возможностью их перемещения по осям.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 2003 |
|
RU2265535C2 |
Опорный узел котла железнодорожной цистерны | 1987 |
|
SU1438997A1 |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЦИСТЕРНА | 1992 |
|
RU2063347C1 |
Опора котла безрамной цистерны | 1985 |
|
SU1303466A1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ ОПОРА КОТЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2268179C2 |
Железнодорожная цистерна | 1984 |
|
SU1207867A1 |
КРЕПЛЕНИЕ КОТЛА ЦИСТЕРНЫ К ПОЛУРАМАМ | 2002 |
|
RU2257305C2 |
Железнодорожная цистерна | 1983 |
|
SU1169686A1 |
В. Ф. Карпов, А. Ф. Довженко, П. М. Прага, Л. А. Шад)^, И. Ю. Константинов, И. Г. Беляев, П. М. Ходос, А. Г. Милаш8 А. П. Коврига, В. В. Лукин, И. С. Щербань, В. Р. Обшаров, М. А. Лазутин, Б. С. Евстафьев, А. П. Котюк, В. И. Лариохин, Л. И. Евдокимов, В. С. Лагута, В. С. Ждамаров и Р. Г. Полоцкий | 1965 |
|
SU175078A1 |
Железнодорожная цистерна для порошкообразных грузов | 1980 |
|
SU939337A1 |
Использование: крепление котла железнодорожной цистерны на раме ходовой части. Сущность изобретения: железнодорожная цистерна содержит котел, установленный на опорах, каждая из которых оканчивается горизонтальной плитой 7. На горизонтальной плите 7 установлены подпятники 8 с размещенной в их подшипниках осью в виде маятниковой цапфы, в средней части которой перпендикулярно ее оси в параллельной плоскости размещен подшипник 11с расположенной в нем цилиндрической осью 12, концы которой установлены в подшипниках 13, закрепленных на раме 14, при этом подшипники подпятников 8 котла и подшипники 13 рамы установлены с зазором по отношению к маятниковой цапфе с возможностью их перемещения по осям. 5 ил.
А
г
15 16
фиг. 2
Видб
фиг.З
фигЛ
Железнодорожная цистерна | 1984 |
|
SU1207867A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1990-01-05—Подача