Изобретение относится к охлаждающим жидкостям, используемым в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также теплообменных агрегатах.
Известна охлаждающая жидкость на основе водного раствора гликоля с добав- лением присадки, в качестве которой используют 1-10%-ный бутанольный раствор олигоорганосилоксанового эфира общей формулыГ R
KIO--SI-O--R
.ORi где R - алкил или арил;
Jn
Rf- Сз С20-алкил;
п 2-10,
причем количество введенной присадки составляет 0,001-0,1 мас.%.
Недостатком данной охлаждающей жидкости является ограниченный срок службы (1-2 года), в связи с низкими антикоррозионными свойствами, вызванными воздействием кислых агентов окружающей среды и снижением рН жидкости, что приводит к интенсивной коррозии металлов, а также использование такого дорогого и дефицитного сырья как этиленгликоль.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является
ч
ND Os
I-N 00
Ю
охлаждающая жидкость, содержащая водный раствор этиленгликоля, являющийся органической низкозамерзающей основой, с добавлением антикоррозионной присадки, в качестве которой в ее состав введен 2-алкил-2-имидазолин общей формулы
R-C-N-CH
где R - алкильный радикал нормального строения с 1-20 атомами углерода, причем количество введенной присадки составляет 0,01-1 мас.%,
Недостатком известной охлаждающей жидкости является ограниченный срок службы (на легковых автомобилях - 2 года, на грузовых - 1 год), в связи с низкими антикоррозионными свойствами жидкости, вызванными малым резервом щелочности в результате воздействия кислых агентов окружающей среды (диоксида углерода (С02), диоксида серы (S02), оксидов азота), содержащихся в атмосфере и в выхлопных газах двигателей. В результате снижается рН среды, происходит подкисление охлаждающей жидкости, что вызывает интенсивную коррозию металлов.
Кроме того, недостатком является также использование такого дорогого и дефицитного сырья как этиленгликоль.
Целью изобретения является увеличение срока службы охлаждающей жидкости и улучшения ее антикоррозионных свойств. Поставленная цель достигается тем, что в известной охлаждающей жидкости, содержащей водный раствор органической низкозамерзающей основы и антикоррозионную присадку, в качестве органической низкозамерзающей основы жидкость содержит водный раствор натриевой соли адипиновой кислоты, а в качестве антикоррозионной присадки - натрий тетраборнокислый, натрий азотистокислый, калий и/или натрий азотнокислый, силикат натрия и 2-меркап- тобонзтиазол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Натриевая соль адипиновой
кислоты18-40
Натрий тетраборнокислый0,2-1 Натрий азотистокислый 0,03-0,25 Калий и/или натрий азотнокислый 0,01-0,1 Силикат натрия 0,01-0,15 2-Меркаптобензтиазол0.002-О.Г5
ВодаОстальное
Использование в качестве органиче- ской низкозамерзающей основы водного
раствора натриевой соли адипиновой кислоты в сочетании с заявляемыми соединениями, применяемыми в качестве антикоррозионной присадки, позволяет снизить скорость коррозии черных и цвет0 ных металлов, из которых выполнены двигатели внутреннего сгорания и теплооб- менные агрегаты, за счет создания щелочной среды с большим резервом щелочности (164см 0,1н. HCI), придающим охлаждаю5 щей жидкости экранирующий эффект, нейтрализующим воздействие кислых агентов среды и стабилизирующим защитные пленки на поверхности металла, образующиеся за счет введения антикоррозионной при0 садки, что позволяет увеличить срок экс- плуатации заявляемой охлаждающей жидкости.
Кроме того, благодаря наличию солевых добавок, снижающих температуру замерза5 ния, заявляемая охлаждающая жидкости предотвращает размораживание системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания и теплообменных агрегатов в зимнее время года.
0 При большем, чем 40 мас.% содержании натриевой соли адипиновой кислоты и большем, чем заявлено содержании компонентов антикоррозионной присадки, происходит частичная кристаллизация солей, и
5 охлаждающая жидкость становится неработоспособной.
При меньшем, чем 18 мас.% содержании натриевой соли адипиновой кислота и меньшем, чем заявлено, содержании ком0 понентов антикоррозионной присадки, защитная пленка становится пористой, ин- гибирующее действие охлаждающей жидкости снижается, что приводит к увеличению скорости коррозии.
5
В лабораторных условиях осуществлялось приготовление заявляемой охлаждающей жидкости и ее испытание.
Для приготовления охлаждающей жид0 кости используют щелочной сток производства капролактама, представляющий собой водный раствор натриевой соли адипиновой кислоты (ТУ 113-03-488-84).
Указанный раствор нагревают -до
5 40°С и при постоянном перемешивании последовательно добавляют компоненты антикоррозионной присадки: натрий тетраборнокислый, натрий азотистокислый, калий и/или натрий азотнокислый, силикат натрия, 2-меркаптобензтиазол. Каждую последующую присадку вносят после растворения предыдущей.
Для получения сравнительных данных готовилось 5 составов охлаждающей жидкости, причем в примерах 1-3 соотношение компонентов лежит в защищаемых пределах, а в примерах 4-5 выходит за защищаемые пределы. Данные приведены в табл. 1.
Кроме того, готовился состав по прототипу (пример 6), содержащий 50%-ный раствор этиленгликоля с присадкой 2- амил-2-имидазолина в количестве 0,05 мас.%.
Каждый из составов подвергался испытанию, для чего бралось 200 см3 лриго- товленной охлаждающей жидкости и помещалось в термостатированную ячейку с температурой 70°С, после чего осуществлялось барботирование воздухом со скоростью 6 л/ч в течение 336 ч. В ячейку помещались исследуемые образцы металла: латунь марки Л-63; медь марки М-3; алюминиевый сплав марки AI-9; свинцово- оловянный припой марки ПОССУ40-2, серый чугун марки СЧ-20, между которыми имелся контакт.
После окончания испытания определялся коэффициент коррозии металлов (г/м2 ч). рН охлаждающей жидкости до и после испытаний, резерв щелочности охлаждающей жидкости до и после испытаний и температура кристаллизации охлаждающей жидкости.
Результаты испытаний приведены в табл.2..
Как видно из приведенных примеров антикоррозионные свойства охлаждающей жидкости, выраженные коэффициентом коррозии металлов, количественное соотношение компонентов которой лежит в за щи- щаемых пределах, по сравнению с антикоррозионными свойствами охлаждающей жидкости, взятой за прототип, повышаются. Благодаря стабильности величины рН в начале и конце испытаний и значительно- му резерву щелочности заявляемой охлаждающей жидкости срок ее службы
продлевается и возрастает предпопожи тельно в 2-2,5 раза.
Использование заявляемой охлаждаю щей жидкости обеспечивает по сравнению с известной охлаждающей жидкостью, взятой за прототип, следующие преимуществ увеличение срока службы за счет увели чения резерва щелочности и улучшения антикоррозионных свойств охлаждающей жидкости;
снижение токсичности охлаждающей жидкости благодаря отсутствию летучих компонентов антикоррозионной присадки, утилизация отхода производства капро- лактама, содержащего натриевую соль ади- пинрвой кислоты;
исключение использования дорогого и дефицитного сырья - этиленгликоля. Формула изобретения Охлаждающая жидкость, содержащая водный раствор органической низкозамерзающей основы и антикоррозионную при садку, отличающаяся тем, что. с целью увеличения срока службы охлаждающей жидкости и улучшения ее антикоррозионных свойств, в качестве органической низ козамерзающей основы жидкость содержит водный раствор натриевой соли адипино- вой кислоты, а в качестве антикоррозионной присадки - натрий тетраборнокислый, натрий азотистокислый, калий и/или натрий азотнокислый, силикат натрия и 2-меркап тобензтиазол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Натриевая соль адипиновой кислоты 18-40Натрий тетрабор1
нокислый0,2-1.0
Натрий азотистокислый0,03-0.25 Калий и/или натрий азотнокислый 0,01-0,10 Силикат натрия 0,01-0,15 2-Меркаптобензтиазол.0,002-6.05
ВодаОстальное
Т а б л и ц а 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2001 |
|
RU2213119C2 |
Рецептура охлаждающей жидкости | 2019 |
|
RU2751880C2 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости, совместимой с другими охлаждающими жидкостями | 2019 |
|
RU2748915C2 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости с увеличенным сроком службы | 2019 |
|
RU2748914C2 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости для эксплуатации в особо тяжелых условиях | 2019 |
|
RU2748916C2 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости | 2019 |
|
RU2751879C2 |
КОНЦЕНТРАТ АНТИФРИЗА | 2004 |
|
RU2263131C1 |
АНТИФРИЗ | 2001 |
|
RU2206592C1 |
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИХ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ | 2006 |
|
RU2302479C1 |
КОНЦЕНТРАТ ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ | 2008 |
|
RU2362792C1 |
Изобретение относится к охлаждающим жидкостям, используемым в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и теплообменных агрегатах. Цель изобретения - увеличение срока службы охлаждающей жидкости и улучшение ее антикоррозионных свойств. Указанная цель достигается путем использования охлаждающей жидкости, содержащей в качестве ор ганической низкозамерзающей основы вод ный раствор натриевой соли адипиновой кислоты, а в качестве антикоррозионно / присадки - натрий тетраборнокислый, на трий азотнокислый, калий и/или натрий азотнокислый, силикат натрия и 2-меркап- тобензтиазол при следующем соотношении компонентов, мас.%: натриевая соль адипи- новой кислоты 18-40; натрий тетраборнокислый 0,2-1,0; натрий азотистокислый 0,03-0,25; калий и/или натрий азотнокислый 0,01-0,10; силикат натрия 0,01-0,15; 2- меркаптобензтиазрл 0,002-0,05; водз остальное. Срок службы предложенной охлаждающей жидкости возрастает в 2,0-2.5 раза по сравнению с прототипом, ее антикоррозионные свойства повышаются. Кроме того, она менее токсична по сравнению с прототипом и дает возможность использования отходов производства капролактама (натриевая соль адипиновой кислоты). 2 табл. (Л С
9,16 9,14 9,15 9,15
1
2
3
ц
5Выпадение кристаллов на поверхности металлов и в объеме охлЗедагацей жидкости
6(прототип)7,8
9,02 9,12 9,1.2 8,4.
6,9
0,01 0,005 0, 0,02
0,008
0,01 0,002 0,006 0,04
0,005 9,007 0,007 0,006
0,009 i 0,02
0,010,006
0,00950,004
0,0090,003
0,050,02
0,40 . 0,06
-31+1 -30+1 -18+1
-3511
Примечание. Охлаждающая жидкость в примерах 1-4 представляет собой темно-окрашенный гомогенный раствор
Таблиц а2
цей жидкости
-31+1 -30+1 -18+1
-3511
180 164 143 140
190
20
. 174 160
130 126
178 16
ВОГ-СОЮЗПАП^ 'Г":^^'Г>&Г' V>&\''^'','''^'~-l!l l..:i^^tii.^~i,fiili\ 'il^ lil-БИБЛИОТЕКААНТИФРИЗ | 0 |
|
SU296800A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1990-06-25—Подача