Экскаватор-драглайн Советский патент 1992 года по МПК E02F3/48 

Описание патента на изобретение SU1728394A1

Изобретение откосится к горному вые- мочно-погрузочному оборудованию, предназначенному для производства перегрузочных работ, в частности при перемещении полезного ископаемого или вскрышных пород с нижних горизонтов карьера, и может быть использовано в горнодобывающей, строительной и других отраслях промышленности для подъема горной массы с больших глубин.

Известен экскаватор-драглайн, включающий рабочее оборудование, ходовую часть и поворотную платформу с механизмами 1.

Недостатком этой конструкции является незначительная глубина черпания при отработке горизонтального забоя, которая

ограничивает область применения драглайнов, например, на перегрузочных пунктах при подъеме горной массы с нижележащих горизонтов карьера. Действительно, для обеспечения возможности отработки горизонтального забоя, расположенного ниже уровня установки экскаватора, и увеличения при этом глубины его черпания, необходимо выполнение следующих условий:

1. Равнодействующая веса ковша и силы тяги направлена вниз, поскольку только в этом случае возможно внедрение режущей кромки в породу и наполнение ей ковша. У рассмотренной же конструкции драглайна, начиная с определенной глубины Н (примерно 20-25 м равнодействующая Р веса ковша G и силы тяги Р направлена

ю

00

со ю

ь.

вверх, что приводит к подъему режущей кромки ковша и делает невозможным его наполнение породой при отработке горизонтального забоя (см. фиг. 1).

2. Наполнение ковша породой и его подъем осуществляют на максимальном вылете стрелы (при вертикальном или близком к этому положению подъемного каната). Однако у рассмотренной конструкции драглайна имеется зона самовыгрузки ковша, которая ограничена углом « 15-20° между осью подъемного каната и вертикальной линией, проходящей через головной блок стрелы. В этой зоне ковш экскаватора самопроизвольно наклоняется и опрокидывается при вертикальном подъемном канате, повисая зубьями вниз (см. фиг. 2).

В зависимости от глубины черпания Н величина зоны самовыгрузки ковша L для ЭШ-10/70 составляет:

L (H + h + Lc Sin/)tg«. м,

где h - высота пяты стрелы, h 2.5 м; Ц - длина стрелы, Ц 70 м;

угол наклона стрелы,/9 30°; а- угол, определяющий зону самовыгрузки ковша, о 20°Таким образом, при Н 20 м, L 20 м, что уменьшает глубину черпания драглайна при отработке горизонтального забоя на величину

АН L tgy, м,

где у- угол откоса уступа, град. При у 50°; АН 24 м.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является экскаватор-драглайн с измененной схемой подвески ковша (выбран в качестве прототипа), предусматривающей установку подъемной рамы на шарнирах боковых стенок ковша, которая соединена с подъемным канатом дополнительной цепью.

Применение новой конструкции подвески рабочего оборудования драглайна может в некоторой степени устранить опрокидывание ковша в зоне самовыгрузки, однако данная схема является очень сложной как в конструктивном выполнении, так и в вопросе управления процессом разгрузки ковша, что сказывается на снижении надежности и увеличении дополнительных затрат на переоборудование ковша.

Однако такая подвеска ковша не устраняет основного недостатка драглайна - не

обеспечивает возможности увеличения глубины его черпания при отработке горизонтального забоя, поскольку как было показано выше, начиная с определенной

высоты уступа, равнодействующая силы тяги и веса ковша направлена вверх и не позволяет его режущей кромке внедряться в породу.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей путем увеличения глубины черпания при отработке горизонтального забоя.

Сущность изобретения заключается в том , что поставленная цель достигается тем,

что экскаватор-драглайн, включающий смонтированную на ходовой части поворотную платформу со стрелой ковш с проушинами тяговых цепей и подъемными цепями, соединенными с подъемной лебедкой, тяговую лебедку и направляющие блоки, снабжен дополнительной поворотной платформой, на которой смонтированы тяговая лебедка и направляющие блоки с возможностью ее перестановки и крепления по

глубине забоя на соответствующих уровнях разрабатываемых горизонтов, при этом проушины тяговых цепей и верхние части подъемных цепей соединены между собой посредством дополнительных отрезков цепей.

Несмотря на то, что отдельные элементы предлагаемой конструкции известны из других источников, в данном случае сочетание их придает экскаватору-драглайну совершенно новые признаки, позволяющие увеличить глубину его черпания при отработке горизонтального забоя.

Так, установка тяговой лебедки и направляющих блоков тягового каната на дополнительной платформе, которую размещают на уровне разрабатываемого горизонта, позволяет уменьшить угол между осью тягового каната и горизонтальной поверхностью отрабатываемого забоя и таким

образом обеспечивает направление равнодействующей силы тяги и веса ковша вниз вне зависимости от глубины черпания. В результате, как было показано выше, создаются необходимые условия для наполнения

ковша породой. При этом замена разгрузочного блока и разгрузочного каната двумя отрезками цепей, которые соединяют с проушинами тяговых цепей и верхней частью цепей подъема, позволяет ликвидировать

зону самовыгрузки ковша.и в сочетании с рассмотренными выше признаками производить наполнение и подъем ковша на максимальном вылете стрелы, что также обеспечивает увеличение глубины черпания

драглайна при отработке горизонтального забоя.

На фиг. 3 изображен предлагаемый экс каватор-драглайн в момент черпания породы и подъема ковша, вид сбоку; на фиг. 4 - то же, в момент разгрузки ковша; на фиг. 5 - схема подвески ковша предлагаемого экс.- каватора-драглайна,

Экскаватор-драглайн содержит ходовую часть 1, поворотную платформу 2 с механизмами и рабочим оборудованием. При этом его тяговая лебедка 3 и направляющие блоки тягового каната 4 устанавливаются на дополнительной поворотной платформе 5, которую размещают на уровне разрабатываемого горизонтального забоя 6.

В качестве дополнительной поворотной платформы 5 целесообразно использовать ходовую часть с поворотным кругом от серийного экскаватора-мехлопаты (например. ЭКГ-5), которую для страховки необходимо закрепить к откосу уступа якорем 7. Помимо этого разгрузочный блок и разгрузочный канат подвески ковша заменяют двумя отрезками цепей 8, которые соединяют с проушинами 9 тяговых цепей 10 и верхней частью цепей подъема 11.

Работа экскаватора-драглайна осуществляется следующим образом.

Ковш 12 опускается на поверхность забоя 6 (образованного например, при разгрузке горной массы 13 автосамосвалами 14 на перегрузочном пункте глубокого карьера) при вертикальном подъеме каната 15 (положение подъемного 15 и тягового 16 канатов драглайна показано на фиг. 1 штрихпунктирной линией). При этом замена разгрузочного блока и разгрузочного каната подвески ковша двумя отрезками цепей 8 позволяют опуститься ковшу 12 на свое днище (а не на режущую кромку и арку, как у серийных драглайнов). Машинистом экскаватора приводится в действие тяговая лебедка 3 и посредством направляющих блоков 4 ковш смещается в сторону дополнительной поворотной платформы 5.

При этом размещение последней на уровне разрабатываемого горизонта (у верхней кромки траншеи с разрабатываемой горной массой) обеспечивает наиболее благоприятные условия для наполнения ковша горной массой, поскольку равнодействующая силы тяги и веса ковша направлена вниз. По окончании черпания приводится в действие подъемная лебедка, расположенная на поворотной платформе 2. и при намотке на ее барабан подъемного каната 15 происходит отрыв груженого ковша 12 и его

подъем на требуемую высоту (положение подъемного 15 и тягового 16 канатов показано на фиг. 1 сплошной линией).

При этом замена разгрузочного блока и

разгрузочного каната подвески ковша двумя отрезками цепей 8 ликвидирует зону сэ- мовыгрузки ковша, что обеспечивает подъем на максимальном вылете стрелы и тем самым, как было показано выше, позволяет увеличить глубину черпания драглайна при отработке горизонтального забоя.

По окончании подъема ковша поворотная платформа 2 одновременно с дополнительной поворотной платформой 5 поворачивается в сторону места разгрузки горной массы. При этом для опрокидывания ковша с измененной схемой подвески его необходимо установить на верхнюю бровку

17 уступа (или пионерной насыпи) таким образом, чтобы центр тяжести находился над откосом 18 (фиг. 2). Ослабление подъемного каната 15 приводит к опрокидыванию ковша и высыпания из него горной массы. В дальнейшем поворотом драглайна и дополнительной поворотной платформы 5 ковш возвращают на поверхность забоя 6 и цикл работ повторяется. Таким образом, по сравнению с известным предлагаемое изобретение позволяет увеличить глубину черпания драглайна при отработке горизонтального забоя за счет обеспечения рационального направления действия равнодействующей силы тяги и веса ковша при наборе породы

и ликвидации зоны его самовыгрузки при максимальном вылете стрелы.

За базовый объект принят серийно выпускаемый НКМЗ экскаватор-драглайн ЭШ- 10/70, который эксплуатируется на руднике

Полтавского ГОКа. Ввиду незначительной глубины черпания при отработке горизонтального забоя такой экскаватор не может применяться на перегрузочном пункте для подъема полезного ископаемого и вскрышных пород с нижних горизонтов карьера на поверхность. В результате для подъема горной массы на борту карьера был построен наклонный конвейерный подъемник, являющийся связующим звеном между внутрикарьерным автомобильным и железнодорожным транспортом на поверхности. Однако большие затраты на сооружение и эксплуатацию подъемника, стационарное его расположение на борту карьера, увеличивающее расстояние транспортирования горной массы автосамосвалами внутри карьера, необходимость дробления горной массы и т. д. значительно снижают эффективность горных работ.

Применение драглайна предложенной конструкции позволит увеличить глубину его черпания при отработке горизонтального забоя до 100 м, что создает благоприятные условия для подъема горной массы с нижних горизонтов карьера на поверхность. В результате появится возможность рассредоточения и мобильности перегрузочных пунктов, и сокращения таким образом расстояния транспортирования горной массы автосамосвалами внутри карьера, транспортировки скальной горной массы без предварительного дробления, поэтапного ввода и сокращения на эти цели капитальных затрат.

Экономический эффект от внедрения предлагаемого изобретения на руднике Полтавского ГОКа составит 727,2 тыс. руб. на один модернизированный драглайн ЭШ- 10/70.

Формула изобретения Экскаватор-драглайн, включающий смонтированную на ходовой части поворотную платформу со стрелой и ковш с проиушинами тяговых цепей и подъемными цепями, соединенными с подъемной лебедкой, тяговую лебедку и направляющие блоки, отличающийся тем, , с целью расширения технологических возможностей путем увеличения глубины черпания при разработки горизонтального забоя, он снабжен дополнительной поворотной платформой, на которой смонтированы тяговая лебедка и направляющие блоки с возможностью ее перестановки и крепления по глубине забоя на соответствующих уровнях разрабатываемых горизонтов, при этом проушины тяговых цепей и верхние части подъемных цепей соединены между собой

посредством дополнительных отрезков цепей.

Фиг. 3

/// ///77 /7/

ФигЛ

Т /577

Похожие патенты SU1728394A1

название год авторы номер документа
Перегрузочный пункт скальной породы в карьере 1990
  • Леляков Игорь Иванович
  • Малушка Александр Иванович
  • Эскин Владимир Самуилович
  • Бенько Николай Петрович
  • Гонцул Владимир Алексеевич
  • Гончаренко Владимир Андреевич
  • Козак Леонид Григорьевич
  • Олюха Виктор Сергеевич
  • Крикун Евгений Дмитриевич
SU1765414A1
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ НА ГЛУБОКИХ КАРЬЕРАХ 1992
  • Шарин Владимир Васильевич
RU2046951C1
ПОГРУЗОЧНЫЙ ЭКСКАВАТОР-ДРАГЛАЙН 2000
  • Трубецкой К.Н.
  • Киселев Н.Н.
  • Домбровский А.Н.
  • Сеинов Н.П.
  • Сидоренко И.А.
  • Шендеров А.И.
RU2186178C1
Рабочее оборудование экскаватора-драглайна 1985
  • Эскин Владимир Самуилович
  • Емец Николай Архипович
  • Леляков Игорь Иванович
  • Мальцев Борис Александрович
  • Пазинич Павел Павлович
SU1265255A1
Рабочее оборудование экскаватора-драглайна 1985
  • Эскин Владимир Самуилович
  • Емец Николай Архипович
  • Леляков Игорь Иванович
  • Мальцев Борис Александрович
SU1283303A1
ЭКСКАВАТОР-ДРАГЛАЙН 2000
  • Кузьмичев М.А.
  • Рубахин В.Е.
RU2186909C1
ПОГРУЗОЧНЫЙ ЭКСКАВАТОР-ДРАГЛАЙН 2010
  • Домбровский Артём Николаевич
  • Сидоренко Иосиф Алексеевич
  • Котровский Михаил Никитьевич
RU2431719C1
Экскаватор-драглайн для подводной разработки горных пород 1984
  • Окользин Евгений Петрович
  • Раздольный Владимир Александрович
  • Хантеев Владимир Георгиевич
SU1168673A1
Способ оперативного измерения производительности экскаватора-драглайна 1987
  • Бучин Игорь Рафаэлович
  • Ворончихин Сергей Вениаминович
  • Перминов Александр Сергеевич
  • Филиппенко Анатолий Иванович
  • Шевченко Владимир Григорьевич
SU1585462A1
ПОГРУЗОЧНЫЙ ЭКСКАВАТОР-ДРАГЛАЙН 1994
  • Трубецкой Климент Николаевич
  • Малышев Юрий Николаевич
  • Сеинов Николай Павлович
  • Киселев Николай Николаевич
  • Сидоренко Иосиф Алексеевич
  • Домбровский Артем Николаевич
  • Солод Сергей Васильевич
  • Гольдбухт Евгений Ефимович
  • Мацкало Алексей Антонович
RU2079609C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 728 394 A1

Реферат патента 1992 года Экскаватор-драглайн

Использование: разработка горизонтального забоя при увеличенной глубине черпания. Экскаватор включает ходовую часть 1, поворотную платформу 2. Тяговая лебедка 3 и блоки 4 установлены на дополнительной поворотной платформе 5. Разгрузочный блок и разгрузочный канат подвески ковша 12 заменяют двумя отрезками цепей 8, которые соединяют с проушинами 9 тяговых целей 10 и верхней частью цепей подъема 11. При работе ковша 12 опускается на поверхность забоя 6. При помощи лебедки 3 и блоков 4 ковш 12 перемещается в сторону поворотной платформы 5. После набора породы в ковш 12 последний посредством подъемной лебедки экскаватора-драглайна поднимается на требуемую высоту. По окончании подъема ковша 12 поворотные платформы 2 и 5 поворачиваются одновременно в сторону разгрузки горной массы. Для разгрузки ковш 12 устанавливают на верхнюю бровку уступа так, что. центр тяжести находится над откосом. При ослаблении каната 15 обеспечивают опрокидывание ковша 12. Зил. (Л С

Формула изобретения SU 1 728 394 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1728394A1

Подэрни Р.Ю
Горные машины и комплексы для открытых работ
- М.: Недра, 1985, с
Халат для профессиональных целей 1918
  • Семов В.В.
SU134A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Способ нейтрализации гидролизатов растительного сырья 1980
  • Гельфанд Ефим Дмитриевич
SU939557A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 728 394 A1

Авторы

Леляков Игорь Иванович

Малушка Александр Иванович

Эскин Владимир Самуилович

Бенько Николай Петрович

Гонцул Владимир Алексеевич

Гончаренко Владимир Андреевич

Козак Леонид Григорьевич

Ольха Виктор Сергеевич

Крикун Евгений Дмитрович

Даты

1992-04-23Публикация

1990-05-08Подача