Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес Советский патент 1992 года по МПК B21H1/04 B21K1/28 

Описание патента на изобретение SU1729670A1

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению цельнокатаных .железнодорожных колес путем горячего деформирования.

Известные технологические способы .изготовления цельнокатаных железнодорожных колес путем горячего деформирования, включающие осадку, формовку, прокатку колеса, выгибку и прошивку отверстия в ступице, не обеспечивают стабильного положения обода относительно ступицы в осевом направлении. Это вынуждает увеличивать припуски на мехобработку отдель- ных элементов колеса, что ведет к увеличению расхода металла.

Известны способы изготовления железнодорожных колес, которые на заключительной стадии деформирования включают осадку обода по ширине, выгибку диска в осевом направлении и прошивку отверстия в ступице. При этом прошивку ведут пуансоном при зажатом выгибными штампами диске..

Известны также способы изготовления цельнокатаных железнодорожных колес, которые включают штамповку и прокатку

диска с одновременной гибкой его в осевом направлени, выгибку диска и прошивку отверстия в ступице при зажатом штампами диске, прокатку диска по длине, равную окончательной длине, а выгибку диска ведут без вытяжки его по длине.

Недостатком всех этих способов является то, что, осуществляя прошивку отверстия в ступице при зажатом диске, в дальнейшем при термообработке меняется положение обода относительно ступицы в осевом направлении.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления железнодорожных колес, в соответствии с которым осуществляют осадку ступицы по длине, выгибку диска, осадку обода по ширине и открытую прошивку отверстия в ступице. При этом выгибку диска ведут до получения промежуточной его формы, а окончательное формообразование колес производят воздействием термических напряжений в процессе термообработки.

Недостатком этого способа является низкая точность окончательного формооб(А

С

VJ

ho

О

VI

о

разования колеса с помощью термических напряжений (перемещение ступицы в осевом направении относительно обода), так как эти .термические напряжения перемещают ступицу в осевом направлении как в сторону наружной поверхности колеса, уменьшая величину К (фиг.2), так и в сторону внутренней поверхности колеса, увеличивая значение К. Это зависит от уровня и характера остаточных напряжений, которые образуются при прошивке отверстия в ступице при зажатом штампами диске. Поэтому задача заключается в том, чтобы эти остаточные напряжения, возникающие при прошивке, довести до уровня, близкого к нулю, что позволит в дальнейшем уменьшить смещение ступицы относительно обода при термической обработке.

Цель изобретения - экономия металла за счет повышения точности параметров колес и снижения припусков на-механическую

обработку.

Поставленная цель достигается тем, что предварительную оыгибку диска в осевом направлений осуществляют о процессе осад|: 1 обода по ширине и ступицы по длине, а окончательную выгибку диска осуществляют одновременно с прошивкой отверстия в ступице с ограничением величины осевого смещения обода,

На фиг.1 изображено прокатанное колесо перед предварительной выгибкой; на фиг.2 - колесо после предварительной выгибки диска с одновременной осадкой обода по ширине и ступицы по длине (контур пунктиром - после осадки обода и ступицы, контур сплошной линией - до осадки); на фиг.З - то же, после окончательной выгибки диска (контур колеса обозначен пунктиром) в процессе прошивки отверстия в ступице. На чертежах обозначены обод 1 колеса, диск 2 колеса, ступица 3 колеса, верхний выгибной штамп 4, нижний выгибной штамп 5, прошивень 6, оыдавка 7, прошивочный штамп 8 и упор 9.

Сущность изобретения состоит в том, что для получения железнодорожных колес требуемого качества, размеров и конфигурации диска предварительную выгибку (на величину Ki) диска (фиг.2) прокатанного колеса (фиг.1) в осевом направлении осуществляют в процессе осадки обода по ширине (обжатия bi и Ьз) и ступицы 3 подлине (обжатия Ьз и Ы) штампами 4 и 5. При этом остаточные напряжения в колесе вследствие наличия процесса деформации снижаются. Окончательную выгибку диска в том же направлении на окончательные размеры (величину Ка) ведут при прошивке прошивнем 6 отверстия в ступице 3 (удаление выдавки 7). При этом ограничение хода обода и осевом направлении осуществляется упором 9.

Использование предлагаемых технологических операций обеспечивает получение требуемого размера выгибки диска (параметра «2, фиг.З). В частности, обеспечивает эконо ю металла за счет снижения припусков на мехобработку обода и ступицы.

Пример. Исходную заготовку для вагонных железнодорожных колес диаметром 950 мм, массой 470 кг нагревали в коль- ц евой печи до температуры деформирования 1260-1280°С, осаживали

на 30% высоты на прессе усилием 2000 тс для удаления окалины с боковой поверхности, осаживали гладкими плитами в технологическом кольце на прессе усилием 5000 тс. На этом же прессе осуществляли разгонку центральной зоны металла пуансоном для распределения объемов металла между ободом и ступицей, на прессе усилием 10000 тс формовали ступицу длиной 215 мм, на колесопрокатном стане, прокатывали

другую часть диска и обода (колесо после прокатки - на фиг.1), обеспечивая ширину обода 142 мм, на прессе усилием 3500 тс штампами 4 и 5 (фиг.2), осуществляли при 850-900°С предварительную выгибку диска

до размера Ki - 79 мм одновременно с осадкой обода по ширине (bi 2,5мм, 02 - 1,5 мм), на прессе 500 тс прошивали пуансоном. б (фиг.З) отверстие в ступице 3, удаляя выдан ку 7. При этом обеспечивали перемещенио обода относительно ступицы 3 на величину К2 - KI 3 мм, ограничивая это перемещение упором 9. Полученные колеса имели стабильное положение обода 1 относительно ступицы 3. т.е. в пределах 82-84,

что позволило снизить припуск на мехобработку боковых поверхностей обода и торцов ступицы c(bi + 02) 7-8 мм и(Ьз+ Ы) 20-21 мм до соответственно 4,5-5,5 и 14-15 мм. Это обеспечило экономию металла на одном колесе до 10 кг.

Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает, по сравнению с прототипом, экономию металла путем повышения точности положения обода относительно ступицы и уменьшения припусков на мехобработку этих элементов колеса.

Форму л а изо бретен и я Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес, включающий- штамповку, прокатку, осадку обода и ступицы, предварительную выгибку диска в осевом направлении, прошивку отверстия в ступице и окончательную выгибку диска,

ФигЗ

Составитель М. Валетов

Редактор М. Кобылянская Техред М.МоргенталКорректор М. Шароши

/..

Заказ 1465ТиражПодписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Похожие патенты SU1729670A1

название год авторы номер документа
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2004
  • Королев С.А.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
  • Голышков Р.А.
  • Крошкин В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Роньжин А.И.
  • Пашолок И.Л.
  • Разумов А.С.
RU2259279C1
Способ изготовления железнодорожных колес 1981
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Корж Василий Иванович
  • Крашевич Виктор Наумович
SU986560A1
Механизированная поточная линия для изготовления железнодорожных колес 1989
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Васильковский Виталий Панкратьевич
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
  • Блик Федор Семенович
  • Игнатьев Юрий Павлович
  • Илюкович-Страковский Александр Будимирович
  • Шевелев Валентин Васильевич
  • Богачев Станислав Павлович
SU1731379A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Паpышев Ю.М.
RU2080200C1
Способ изготовления цельнокатаных колес с изогнутым диском 1990
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Илюкович-Страковский Александр Будимирович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Буряк Анатолий Викторович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Белущенко Александр Вячеславович
  • Корж Дмитрий Васильевич
SU1750819A1
Способ изготовления цельнокатаных колес 1975
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Непорожний Виталий Александрович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
SU530723A1
Способ производства железнодорожных колес 1975
  • Ганаго Олег Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Серяченко Виктор Константинович
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
SU524589A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2007
  • Романенко Василий Павлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Севастьянов Александр Александрович
  • Волков Михаил Александрович
RU2355502C1
Способ изготовления цельноштампокатаных колес 1987
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Пахомов Геннадий Ефимович
  • Корж Василий Иванович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Крашевич Виктор Наумович
SU1516205A1
Способ изготовления железнодорожных колес преимущественно с криволинейным диском 1989
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Комратов Юрий Сергеевич
  • Шестак Василий Данилович
  • Амелин Валерий Михайлович
SU1692711A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 729 670 A1

Реферат патента 1992 года Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение может быть использовано для изготовления цельнокатаных железнодорожных колес. Предварительную выгибку диска в осевом направлении осуществляют в процессе осадки обода по ширине и ступицы по длине. Окончательную выгибку диска осуществляют одновременно с прошивкой отверстия в ступице с ограничением величины осевого смещения обода. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 729 670 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1729670A1

Способ изготовления железнодорожныхКОлЕС 1979
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Перков Борис Алексеевич
  • Сальников Иван Григорьевич
  • Корж Василий Иванович
  • Кузмичев Михаил Васильевич
SU795712A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб 1915
  • Пантелеев А.И.
SU1981A1

SU 1 729 670 A1

Авторы

Валетов Михаил Серафимович

Староселецкий Михаил Ильич

Васильковский Виталий Панкратьевич

Рыков Валерий Александрович

Блик Федор Семенович

Пахомов Геннадий Ефимович

Ващенко Александр Константинович

Даты

1992-04-30Публикация

1990-03-21Подача