Шариковая втулка Петухова П.З. для вращательного и возвратно-поступательного движений Советский патент 1992 года по МПК F16C33/38 

Описание патента на изобретение SU1732043A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к грузоподъемным кранам, колесные опоры которых иногда требуют продольных перемещений вдоль их осей.

Для закрепления крановых колес в опорах кранов обычно используются шариковые или роликовые подшипники, которые жестко закрепляют ходовые колеса вдоль их осей вращения. В результате этого при перекосе крана (забегание одной стороны крана относительно другой, например, из-за нахождения груженой тележки на противоположной стороне крана) возникает распор диагональных колес моста, вызывающий изменение силы трения между ребордами колес и головок подкрановых рельсов,1 дополнительный расход мощности привода механизма моста, усиленный износ реборд колес и головок рельсов и другие вредные явления {образование трещин в буксовых частях балок и металлоконструкций моста).

Известны конструкции опор крановых колес, предлагаемых для устранения

перекоса мостов мостовых и козловых кранов.

Однако все они рассчитаны на применение опор, которые жестко крепят крановые ходовые колеса вдоль их осей.

Наиболее близким к изобретению является самосмазывающийся сепаратор подшипника качения, состоящий из двух концентрических колец с гнездами подтела качения и перемычками между ними,

Недостатком этого сепаратора является то, что он не может воспринимать осевые усилия во время вращения, а также совершать возвратно-поступательные движения.

Целью изобретения является создание шариковой втулки, передающей большие радиальные усилия и осевые перемещения, а также уменьшение радиальных размеров.

Поставленная цель достигается тем, что втулка, включающая сепаратор и шарики, отличается тем, что, с целью уменьшения радиального размера подшипника она не имеет наружной и внутренней втулок (колец), а сепаратор ее дополнительно снабсл

с

VI

Сл)

го о

CJ

жен наружной втулкой, причем внутренняя и наружная втулки сделаны в виде труб, наружная из которых выполнена из двух продольных половин, скрепленных соединением в виде ласточкиного хвоста, шарики между указанными трубами размещены в сферических гнездах с отверстиями, наибольший размер которых меньше диаметра шариков.

Шариковая втулка радиально-осевого типа передает радиальные нагрузки от вращающейся детали (например, ходового колеса крана) на вал только через шарики, помещенные в сепараторе, выполненном в виде двух труб, охватывающих эти шарики по бокам. Сепаратор не воспринимает радиальных нагрузок. Торцовые радиальные ряды шариков выступают наружу от торцов труб сепаратора и поз гому при соприкосновении с невращающимися (или вращающимися) деталями, насаженными на ось (или вал), могуг вращаться. Поэтому втулка может легко перемещаться вдоль своей оси. При работе втулка вращается вокруг своей оСи (или вала) и одновременно легко перемещается по оси или валу при соприкосновении с деталями, насаженными на последний. Радиально-осевая шариковая втулка не создает значительных сил тренич при осевом перемещении опоры мостового или козлового крэна во время перекоса ( с од .ои гтзроны моста относительно др,гои) и тем ьршнгсгвуст образова- ни Сюльшч ne,je-oc м-х нагрузок во время заклинивания ходовых колес крана,

На фиг. 1 изображена втулка, вид спереди; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечения Б-Б и В-В на фиг. 1; на фиг. А - узел I на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 2.

Втулка выполнена из сепаратора и шариков. Сепаратор имеет внутреннюю 1 и наружную 2 трубы (фиг.З). Наружная труба сделана из двух продольных половин, скрепленных между собой двумя соединениями в виде ласточкиного хвоста 3. Шарики 4 размещены в сферических гнездах 5 (фиг.4), отштампованных в наружной 1 и внутренней 2 трубах сепаратора. Вал опирается на выступы шариков 6, а втулка (на- пример, ходового колеса крана) - на выступы шариков 7. Шарики торцовых радиальных рядов шариков соприкасаются с деталями, насаженными на вал выступами 8 (фиг.5).

Втулка имеет диаметр снаружи D и внутри d, а длину I. Шаг между двумя радиальными рядами шариков равен t.

Втулка работает следующим образом.

Допустим, что втулка вставлена в ступицу ходового колеса крана. Диаметр отверстия ступицы должен быть равен D. a

диаметр вала d. Наружные точки 9 выступов 7 (фиг.4) шариков втулки воспринимают нагрузку от ступицы ходового колеса крана, а точки 10 выступов 6 шариков передают эту

нагрузку на вал ходового колеса, Следовательно, радиальную нагрузку воспринимают только шарики А, а трубы 1 и 2 сепаратора ее не воспринимают.

Осевую нагрузку воспринимают шари0 ки торцовых радиальных рядов. Эта нагрузка передается выступами 8 шариков (фиг.5). Поскольку втулка радиально-осевая, то она под действием небольшой осевой силы будет легко перемещаться по валу, в то время

5 как радиальная нагрузка на нее может быть весьма большой, поскольку она может иметь несколько радиальных рядов шариков. Для соединения в виде ласточкиного хвоста 3 (фиг.4) соединяют две половины

0 наружной трубы 2 сепаратора. Сферические гнезда 5 шариков 4 не восринимают радиальных нагрузок.

Технико-экономический эффект предлагаемой втулки состоит в том, что ее радиаль5 ныи размер по половине сечения меньше радиального размера аналогичного сечения обычного шарико или роликоподшипника в 1,25-2 раза. Вал, вставляемый во втулку, меньше внутреннего диам етра отверстия

0 детали, которая надевается на данную втулку на величину двух толщин наружного и внутреннегоо колец. Кроме того, конструкция втулки позволяет нагружать ее шарики большими радиальными нагрузками.

5Нагрузка предлагаемой втулки больше

расчетной радиальной нагрузки однорядного радиального подшипника примерно в m раз, где m - число радиальных рядов данной втулки.

0 Преимущество предлагаемой втулки - это способность ее перемещаться вдоль своей оси по валу (или оси), на который она насажена, Эта особенность втулки требуется в ряде констукций сборочных единиц,

5 например, в опорных узлах ходовых крановых колес мостов мостовых, козловых, портальных и перегрузочных кранов. Формула изобретения Шариковая втулка для вращательного и

0 возвратно-поступательного движений, содержащая шарики и выполненный из коак- сиально-расположенных двух труб корпус с гнездами для размещения в них шариков, отличающаяся тем, что, с целью

5 повышения нагрузочной способности, со стороны торцов втулки гнезда выполнены дополнительно полуоткрытыми, при этом наружная труба выполнена из двух продольных частей, каждый стык которых скреплен посредством ласточника хвоста.

Фиг.1

ВидА

Похожие патенты SU1732043A1

название год авторы номер документа
ЛИНЕЙНЫЙ АКТУАТОР И ЛИНЕЙНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ 2018
  • Борецкий Владимир Ростиславович
RU2700562C1
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2005
  • Винник Николай Иосифович
  • Аксёнов Алексей Александрович
  • Свиридов Леонид Тимофеевич
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Герус Александр Владимирович
RU2279573C1
Узел ходовой части крана 1991
  • Соколов Леонид Иванович
SU1794860A1
БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА 1998
  • Кузнецов А.Г.
  • Гордиенко В.Я.
  • Никонов А.И.
RU2155927C2
Металлорежущий станок с автоматической сменой инструмента 1978
  • Токидзи Симадзири
  • Хидео Кацубе
SU727119A3
Линейный исполнительный механизм 2021
  • Шурыгин Виктор Александрович
  • Серов Валерий Анатольевич
  • Большаков Алексей Владимирович
  • Жуков Илья Сергеевич
RU2752673C1
КОЗЛОВОЙ КРАН 1969
  • И. И. Абрамович, Р. К. Алексеев, В. Н. Березин, И. И. Бененсон, С. А. Новичкова, Г. А. Котельников, В. М. Ауэрбах А. П. Резник
SU246802A1
Линейный исполнительный механизм гидросооружений 2021
  • Шурыгин Виктор Александрович
  • Серов Валерий Анатольевич
  • Большаков Алексей Владимирович
  • Трофимов Виталий Евгеньевич
  • Жуков Илья Сергеевич
RU2752672C1
ПОНИЖАЮЩИЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР МОТОР-КОЛЕСА 1992
  • Астафьев Г.Н.
  • Коломейцев А.П.
  • Бобров В.Н.
  • Бабинов С.В.
  • Медведев В.Г.
  • Сударев П.А.
  • Смородов В.И.
  • Махова Т.В.
RU2049281C1
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 732 043 A1

Реферат патента 1992 года Шариковая втулка Петухова П.З. для вращательного и возвратно-поступательного движений

Использование: в машиностроении для грузоподьемных кранов, колесные опоры которых требуют продольных перемещений вдоль их осей. Сущность: шариковая втулка выполнена из коаксиально расположенных двух труб с гнездами для размещения в них шариков. Со стороны торцов втулки гнезда выполнены полуотк; рытыми. При этом наружная труба выполнена из двух продольных частей, каждый стык которых скреплен посредством ласточкина хвоста. 5 ил.

Формула изобретения SU 1 732 043 A1

Фиг.З

г-г

Фиг.5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1732043A1

Самосмазывающийся сепаратор под-шипНиКА КАчЕНия 1977
  • Морозов Валентин Георгиевич
  • Бурмистров Лев Сергеевич
SU806919A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 732 043 A1

Авторы

Петухов Павел Захарович

Даты

1992-05-07Публикация

1989-07-19Подача