Изобретение относится к машиностроению, в частности к грузоподъемным кранам, колесные опоры которых иногда требуют продольных перемещений вдоль их осей.
Для закрепления крановых колес в опорах кранов обычно используются шариковые или роликовые подшипники, которые жестко закрепляют ходовые колеса вдоль их осей вращения. В результате этого при перекосе крана (забегание одной стороны крана относительно другой, например, из-за нахождения груженой тележки на противоположной стороне крана) возникает распор диагональных колес моста, вызывающий изменение силы трения между ребордами колес и головок подкрановых рельсов,1 дополнительный расход мощности привода механизма моста, усиленный износ реборд колес и головок рельсов и другие вредные явления {образование трещин в буксовых частях балок и металлоконструкций моста).
Известны конструкции опор крановых колес, предлагаемых для устранения
перекоса мостов мостовых и козловых кранов.
Однако все они рассчитаны на применение опор, которые жестко крепят крановые ходовые колеса вдоль их осей.
Наиболее близким к изобретению является самосмазывающийся сепаратор подшипника качения, состоящий из двух концентрических колец с гнездами подтела качения и перемычками между ними,
Недостатком этого сепаратора является то, что он не может воспринимать осевые усилия во время вращения, а также совершать возвратно-поступательные движения.
Целью изобретения является создание шариковой втулки, передающей большие радиальные усилия и осевые перемещения, а также уменьшение радиальных размеров.
Поставленная цель достигается тем, что втулка, включающая сепаратор и шарики, отличается тем, что, с целью уменьшения радиального размера подшипника она не имеет наружной и внутренней втулок (колец), а сепаратор ее дополнительно снабсл
с
VI
Сл)
го о
CJ
жен наружной втулкой, причем внутренняя и наружная втулки сделаны в виде труб, наружная из которых выполнена из двух продольных половин, скрепленных соединением в виде ласточкиного хвоста, шарики между указанными трубами размещены в сферических гнездах с отверстиями, наибольший размер которых меньше диаметра шариков.
Шариковая втулка радиально-осевого типа передает радиальные нагрузки от вращающейся детали (например, ходового колеса крана) на вал только через шарики, помещенные в сепараторе, выполненном в виде двух труб, охватывающих эти шарики по бокам. Сепаратор не воспринимает радиальных нагрузок. Торцовые радиальные ряды шариков выступают наружу от торцов труб сепаратора и поз гому при соприкосновении с невращающимися (или вращающимися) деталями, насаженными на ось (или вал), могуг вращаться. Поэтому втулка может легко перемещаться вдоль своей оси. При работе втулка вращается вокруг своей оСи (или вала) и одновременно легко перемещается по оси или валу при соприкосновении с деталями, насаженными на последний. Радиально-осевая шариковая втулка не создает значительных сил тренич при осевом перемещении опоры мостового или козлового крэна во время перекоса ( с од .ои гтзроны моста относительно др,гои) и тем ьршнгсгвуст образова- ни Сюльшч ne,je-oc м-х нагрузок во время заклинивания ходовых колес крана,
На фиг. 1 изображена втулка, вид спереди; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечения Б-Б и В-В на фиг. 1; на фиг. А - узел I на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 2.
Втулка выполнена из сепаратора и шариков. Сепаратор имеет внутреннюю 1 и наружную 2 трубы (фиг.З). Наружная труба сделана из двух продольных половин, скрепленных между собой двумя соединениями в виде ласточкиного хвоста 3. Шарики 4 размещены в сферических гнездах 5 (фиг.4), отштампованных в наружной 1 и внутренней 2 трубах сепаратора. Вал опирается на выступы шариков 6, а втулка (на- пример, ходового колеса крана) - на выступы шариков 7. Шарики торцовых радиальных рядов шариков соприкасаются с деталями, насаженными на вал выступами 8 (фиг.5).
Втулка имеет диаметр снаружи D и внутри d, а длину I. Шаг между двумя радиальными рядами шариков равен t.
Втулка работает следующим образом.
Допустим, что втулка вставлена в ступицу ходового колеса крана. Диаметр отверстия ступицы должен быть равен D. a
диаметр вала d. Наружные точки 9 выступов 7 (фиг.4) шариков втулки воспринимают нагрузку от ступицы ходового колеса крана, а точки 10 выступов 6 шариков передают эту
нагрузку на вал ходового колеса, Следовательно, радиальную нагрузку воспринимают только шарики А, а трубы 1 и 2 сепаратора ее не воспринимают.
Осевую нагрузку воспринимают шари0 ки торцовых радиальных рядов. Эта нагрузка передается выступами 8 шариков (фиг.5). Поскольку втулка радиально-осевая, то она под действием небольшой осевой силы будет легко перемещаться по валу, в то время
5 как радиальная нагрузка на нее может быть весьма большой, поскольку она может иметь несколько радиальных рядов шариков. Для соединения в виде ласточкиного хвоста 3 (фиг.4) соединяют две половины
0 наружной трубы 2 сепаратора. Сферические гнезда 5 шариков 4 не восринимают радиальных нагрузок.
Технико-экономический эффект предлагаемой втулки состоит в том, что ее радиаль5 ныи размер по половине сечения меньше радиального размера аналогичного сечения обычного шарико или роликоподшипника в 1,25-2 раза. Вал, вставляемый во втулку, меньше внутреннего диам етра отверстия
0 детали, которая надевается на данную втулку на величину двух толщин наружного и внутреннегоо колец. Кроме того, конструкция втулки позволяет нагружать ее шарики большими радиальными нагрузками.
5Нагрузка предлагаемой втулки больше
расчетной радиальной нагрузки однорядного радиального подшипника примерно в m раз, где m - число радиальных рядов данной втулки.
0 Преимущество предлагаемой втулки - это способность ее перемещаться вдоль своей оси по валу (или оси), на который она насажена, Эта особенность втулки требуется в ряде констукций сборочных единиц,
5 например, в опорных узлах ходовых крановых колес мостов мостовых, козловых, портальных и перегрузочных кранов. Формула изобретения Шариковая втулка для вращательного и
0 возвратно-поступательного движений, содержащая шарики и выполненный из коак- сиально-расположенных двух труб корпус с гнездами для размещения в них шариков, отличающаяся тем, что, с целью
5 повышения нагрузочной способности, со стороны торцов втулки гнезда выполнены дополнительно полуоткрытыми, при этом наружная труба выполнена из двух продольных частей, каждый стык которых скреплен посредством ласточника хвоста.
Фиг.1
ВидА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛИНЕЙНЫЙ АКТУАТОР И ЛИНЕЙНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2018 |
|
RU2700562C1 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 2005 |
|
RU2279573C1 |
Узел ходовой части крана | 1991 |
|
SU1794860A1 |
БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2155927C2 |
Металлорежущий станок с автоматической сменой инструмента | 1978 |
|
SU727119A3 |
Линейный исполнительный механизм | 2021 |
|
RU2752673C1 |
Линейный исполнительный механизм гидросооружений | 2021 |
|
RU2752672C1 |
КОЗЛОВОЙ КРАН | 1969 |
|
SU246802A1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
ПОНИЖАЮЩИЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР МОТОР-КОЛЕСА | 1992 |
|
RU2049281C1 |
Использование: в машиностроении для грузоподьемных кранов, колесные опоры которых требуют продольных перемещений вдоль их осей. Сущность: шариковая втулка выполнена из коаксиально расположенных двух труб с гнездами для размещения в них шариков. Со стороны торцов втулки гнезда выполнены полуотк; рытыми. При этом наружная труба выполнена из двух продольных частей, каждый стык которых скреплен посредством ласточкина хвоста. 5 ил.
Фиг.З
г-г
Фиг.5
Самосмазывающийся сепаратор под-шипНиКА КАчЕНия | 1977 |
|
SU806919A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1989-07-19—Подача