Изобретение относится к медицине, а именно к травматоло ии и может быть использовано для rpdHcnooTHOH иммобилизации верхних конечностей при переломах плеча i/i поврехдениях -межных суставов
Известно применение стандартной лестничной шины для транспортной иммобилизации верхней конечности при переломах плеча и повреждениях смежных суставов.
Применение этой шины не исключает колебании иммобилизованной конечности при транспортной тряске из-за недостаточно жесткой фиксации конечности, что может вызывать повышенную болезненность и тозвматизацию окружающих тканей отломками костей Кроме того при иммобилиза ции коне носли это1/ шиной затрачивается много времен и труда и расходуется большое количество перевязочных материалов (250 г ваты и три бинта 15 см х 7 м)
Известна шина для транспортной иммобилизации верхней конечности содержащая секцию дтя надплечья и лопаток и секцию для плеча и предплечья, состоящие из пластин и эластичных прокладок, и ремни крепления
У этой шины секция для надплечья и лопагок и секция для плеча и предплечья соединены между собой посредством фиксируемого шарнира состоящего из пальца и крыльчагой гайки причем секция для плеча и предплечья выполнена в виде одной цельной пластины, моделируемой при иммобилизации по согнутой в локтевом суставе конечности. Каждая секция содержит, кроме пенополиэтиленовой пластины и эластичной прокладки, карманы, в которых установлены гибкие армирующие прутки и дополнительные армирующие полосы с заклепками
Данная шина не обеспечивает жесткости конечности в суставах В плечевом сус
таве жесткость фиксации конечности не может быть обеспечена шарнирным соединением секций, а в локтевом суставе моделирование секции для плеча и предплечоя по согнутой конечности также не создает жесткую конструкцию и не обеспечивает жесткой фиксации конечности. Не предохраняет от колебаний при транспортной тряске поврежденную конечность и применение петли с винтовым механизмом для крепления шины к туловищу. Таким образом, при транспортной тряске пациент испытывает повышенную болезненность не исключается при этом и травматизация окружающих тканей отломками костей при переломах Кроме того, шина сложна по конструкции, требует больших затрат труда при изготовлении и применения дорогостоящих материалов.
Цель изобретения - уменьшение травматизации тканей конечности отломками костей при транспортировании пациента за счет увеличения жесткости фиксации конечности.
Для достижения этой цели транспортная шина для верхней конечности, содержащая секцию для надплечья и лопаток и секции для плеча и предплечья в виде пластины с ремнями крепления, выполнена цельной из гибкого листового металла, секция для надплечья и лопаток соединена с секцией для плеча посредством имеющейся в пластине перемычки меньшей по сравнению с секциями ширины, секция для предплечья выполнена отдельно от секции для плеча и соединена с последней посредством второй аналогичной перемычки, пластина в секции для плеча выполнена с двух
сторон с язычками для фиксации при транспортной иммобилизации конечности в щелевых отверстиях, выполненных в пластине
в секции для надплечья и лопаток и в секции для предплечья.
Жесткость фиксации конечности данной шиной обеспечивается за счет того, что ее секции, которые при фиксации конечно- сти огибают руку, охватывают не менее половины ее периметра в поперечном сечении, образуя жесткий полукруглый профиль, и при фиксации между собой секций язычками секции два плеча, вставляв- мыми в прорези соседних секций и загибаемыми на их наружной поверхности, образуют охватывающий руку жесткий каркас, исключающий колебания иммобилизованной конечности в суставах при транс- портной тряске и предотвращающий трав- матизацию окружающих тканей отломками костей при транспортировании пациента.
На фиг.1 показано положение шины при фиксации конечности, вид спереди: на фиг.2 - то же, вид сзади; на фиг.З развертка шины; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.З.
Шина содержит секцию 1 для надплечья и лопаток, секции 2 и 3 соответственно для плеча и предплечья, ремни 4 для крепления к конечности и к туловищу. Шина выполнена в виде цельной пластины 5 из гибкого листового металла, предпочтительно (для меньшей массы) из алюминия, на одну из поверхностей которой наклеена эластичная прокладка 6. выполненная, например, из поролона. Шина разделена на секции 1, 2 и 3 посредством перемычек 7 меньшей по сравнению с секциями ширины, которые расположены в местах перегибов шины в плечевом и локтевом сус- тавах. Пластина 5 в секции 2 для плеча снабжена в местах перегибов выполненными с двух сторон фигурными вырезами 8 и выступающими в стороны секций 1 и 3 фиксирующими язычками 9, вставляемыми при фиксации конечности в щелевые прорези 10, выполненные в пластине 5 на обращенных к язычкам 9 концах секций 1 и 3, с возможностью загибания концов язычков на наружной относительно тела пациента поверхности секций в процессе фиксации конечности (за- . гнутое положение язычков показано на фиг.1 и 2). Эластичная прокладка 6 наклеена по всей поверхности пластины 5, кроме мест 11 расположения прорезей 10 в секциях 1 и 3 и язычков в секции 2. Для обеспечения возможности использования пластины 5 как для левой, так и для правой конечности секция 1 для надплечья выполнена с двумя полукруглыми чырезами 12 для шеи, расположенными сим- метрично относительно продольной оси шины.
Шину используют следующим образом.
При повреждениях плеча или смежных суставов после проведения противошоковых мероприятий проводят транспортную иммобилизацию в правильном физиологическом положении верхней конечности. Эту конечность сгибают в локтевом суставе до 90°, плечо выводят вперед на 30°, кисть - в положение супинации. Секцию 1 накладывают в области лопаток пациента, захватывая оба надплечья и помещая вырез 12 в области шеи. Сгибают шину в плечевом суставе по перемычке 7, соединяющей секции 1 и 2, охватывают поверхности надплечья секцией 1 и поверхность плеча секцией 2 в поперечном направлении, одновременно вставляя язычки 9 в прорези 10 секции 1 (на фиг.З имеется несколько рядов прорезей 10). При иммобилизации используют тот или иной ряд прорезей 10 в зависимости от действительных размеров верхней конечности пациента. Фиксируют секции 1 и 2 ремнями 4 к туловищу и к руке, затем сгибают секцию 3 относительно секции 2 по соединяющей их перемычке 7. вставляют язычки 9 в один из рядов щелевых прорезей 10 секции 3 (в зависимости от размеров руки пациента). Секция 3 огибает поверхность предплечья в поперечном направлении, ее фиксируют ремнями 4. Затем устанавливают конечность в необходимое для транспортной иммобилизации положение, слегка изменяя углы ее сгибания в суставах; и окончательно фиксируют конечность в этом положении язычками 9, загибая их на наружной поверхности шины.
При необходимости иммобилизации одновременно двух конечностей может быть использована подобная шина, у которой на противоположном конце имеются вторые секции 2 и 3 для плеча и предплечья, расположенные симметрично относительно первых секций, а в секции 1 на противоположном конце имеются прорези 10 для язычков второй секции 2.
Формула изобретения
Транспортная шина для верхней конечности, содержащая секцию для надплечья и лопаток и секцию для плеча и предплечья и выполненная в виде пластины с ремнями крепления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения травматизации тканей отломками костей при транспортировании пациента за счет увеличения жесткости фиксации конечности, пластина выполнена цельной из листового металла, секция для надплечья и лопаток соединена с секцией для плеча посредством имеющейся в пластине перемычки меньшей по сравнению с секциями ширины, секция для предплечья
выполнена отдельно от секции для плеча и соединены с последней посредством второй аналогичной перемычки, пластина в секции для плеча выполнена с двух сторон
с язычками для фиксации при транспортной иммобилизации конечности в щелевых отверстиях, выполненных в пластине в секции для надплечья и в секции для предплечья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНО-ЛЕЧЕБНАЯ ШИНА ДЛЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ | 2013 |
|
RU2534232C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШИНЫ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ КОСТЕЙ ПРИ ИХ ПОВРЕЖДЕНИИ | 1994 |
|
RU2117465C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШИНЫ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ КОСТЕЙ ПРИ ИХ ПОВРЕЖДЕНИИ | 1994 |
|
RU2102040C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ АПОФИЗЕОЛИЗОВ МЕДИАЛЬНОГО НАДМЫЩЕЛКА ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ У ДЕТЕЙ | 2007 |
|
RU2327428C1 |
МЕДИЦИНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА | 2012 |
|
RU2491039C1 |
ШИНА ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ | 1992 |
|
RU2043092C1 |
Устройство для вытяжения предплечья | 1976 |
|
SU659149A1 |
СПОСОБ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПСЕВДОАРТРОЗА НАРУЖНОГО МЫЩЕЛКА ПЛЕЧЕВОЙ КОСТИ | 2023 |
|
RU2816622C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСТЕОСИНТЕЗА ТРУБЧАТОЙ КОСТИ | 1998 |
|
RU2133592C1 |
Способ лечения авульсионных переломов надмыщелков плечевой кости со смещением костных отломков | 2019 |
|
RU2711056C1 |
Изобретение относится к медицинской технике. Цель изобретения - уменьшение травматизации тканей конечности отломками кости при транспортировании пациента.
9
Фиг.1
ЗЛ
-J
00 О JD -J LO
Шина для транспортной иммобилизации верхних конечностей | 1987 |
|
SU1466741A1 |
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель | 1917 |
|
SU1986A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1990-02-26—Подача