Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и военно-полевой хирургии, в частности к транспортным и транспортно-лечебным шинам.
Известна шина для иммобилизации верхней конечности, включающая лестничный модуль с выполненным на нем сегментом плеча, соединенным локтевым изгибом с ложементом для предплечья [1]
Известна также шина для иммобилизации верхней конечности, включающая лестничный модуль с выполненными на нем сегментом плеча, соединенным локтевым изгибом с ложементом для предплечья с боковыми ограничительными выступами на них и сегментом кисти [2]
Данные известные шины обладают рядом недостатков, а именно следующими:
не позволяют обеспечить атравматичную и надежную иммобилизацию дистального отдела верхней конечности при одновременном повреждении костей предплечья и кисти;
данные шины в силу своих конструктивных особенностей не в состоянии обеспечить фиксацию поврежденных костей предплечья и кисти в функционально-выгодном положении, а именно таком, при котором "кисть надо фиксировать в состоянии небольшого тыльного сгибания, пальцы полусогнутыми с противопоставлением первого пальца", а "предплечье. в положении среднем между пронацией и супинацией", что в последующем может приводить к осложнениями "вторичному" смещению отломков, усилению болевого синдрома и т.д. и вытекающими отсюда ортопедическим негативным последствиям.
Исходя из анализа существующего уровня техники и выявленных недостатков, присущих известным шинам для иммобилизации дистального отдела верхней конечности, была поставлена задача создание шины, которая бы обеспечивала при транспортировке раненых и пострадавших, а также в первые дни госпитального лечения при массовых катастрофах и ведении боевых действий:
высокую надежность и атравматичность фиксации в функционально-выгодном положении дистального отдела верхней конечности при сочетанных одновременных повреждениях костей кисти и предплечья;
длительную иммобилизацию поврежденного дистального отдела верхней конечности за счет повышения прочностных характеристик конструкции шины.
Поставленная задача решена следующим образом:
в шине для иммобилизации верхней конечности, включающей лестничный модуль с выполненными на нем сегментами плеча, соединенными локтевым изгибом с ложементом для предплечья с боковыми ограничительными выступами на них и сегментом кисти, в соответствии с поставленной задачей новым будет то, что сегмент кисти, выполненный с поверхностью в форме тела вращения, снабжен прихватом и установлен вертикально на ложементе;
согласно задаче новым также является и то, что сегмент кисти выполнен цилиндрической или бочкообразной или гантелеобразной формы;
также в соответствии с задачей новизна будет заключаться и в том, что прихват выполнен в виде рамочных стоек, или в виде подковообразной опоры, или в виде рамочных стоек со щитком;
к отличительным признакам согласно задаче будет относиться и то, что щиток выполнен прямоугольной или стремянообразной формы;
согласно поставленной задаче новым отличительным признаком является и то, что локтевой изгиб образован опорным или обходным;
при этом новым будет являться и то, что локтевой обходной изгиб выполнен прямоугольным или фигурным.
Ниже поясняется существенность отличительных признаков в соответствии с поставленной задачей нашего технического решения.
Выполнение сегмента кисти с поверхностью в форме тела вращения и снабжение его прихватом с установкой его вертикально на ложементе обеспечивает прежде всего одновременную фиксацию в функционально-выгодном положении кисти и предплечья при их сочетанных повреждениях, так как сегмент кисти, установленный вертикально, обеспечивая закрепление на нем поврежденной кисти, посредством кисти, как длинного рычага, в свою очередь обеспечивает установку предплечья в положении среднем между пронацией и супинацией то есть в функционально выгодном положении. Снабжение вертикально установленного сегмента кисти прихватом обеспечивает его вертикальную устойчивость и тем самым повышает его пространственную стабилизацию, что в конечном счете приводит к высокой надежности и атравматичности фиксации поврежденного дистального отдела верхней конечности в функционально-выгодном положении на большие сроки иммобилизации (весь догоспитальный этап и первые дни госпитального лечения).
Выполнение сегмента кисти с поверхностью в виде тела вращения обеспечивает прежде всего закрепление на нем кисти в функционально-выгодном положении (положении цилиндрического схвата с противопоставленным первым пальцем). При этом выполнение сегмента кисти бочкообразной формы наиболее предпочтительно при повреждениях костно-суставного аппарата пальцев кисти, а выполнение сегмента кисти гантелеобразной формы более показано при переломах и повреждениях пястных костей, при которых дополнительный боковой схват пястья обеспечивает более жесткую фиксацию при данном варианте травмы кисти. При этом выполнение сегмента кисти цилиндрической формы, как наиболее простой, возможно использовать при повреждениях костей запястья, при которых размещение кисти на сегменте такой формы обеспечивает их функционально-выгодное положение.
Выполнение прихвата в виде рамочных стоек, обеспечивая жесткое закрепление вертикально установленного сегмента кисти на ложементе, позволяет осуществлять визуальное наблюдение за состоянием кисти и пальцев, что дает возможность ранней диагностики развивающихся осложнений при иммобилизации и позволяет своевременно принять меры на их устранение. Выполнение же прихвата в виде подковообразной опоры или в виде рамочных стоек со щитком дает возможность не только стабилизировать сегмент кисти на ложементе, но и обеспечивает надежную защиту зафиксированной на сегменте кисти шины кисти раненого или пострадавшего от непосредственной травматизации вследствие случайных внешних воздействий. Выполнение прихвата в виде рамочных стоек со щитком прямоугольной формы позволяет защитить кисть пациента от внешних воздействий, направленных по оси дистального отдела верхней конечности и воздействующих со стороны торца шины. Для защиты от подобных внешних воздействий также предназначен и прихват в виде подковообразной опоры, но последний еще и защищает кисть раненого или пострадавщшего от воздействий сверху, а также обеспечивает более жесткую стабилизацию сегмента кисти на ложементе. Выполнение же прихвата в виде рамочных стоек со щитком стремянообразной формы преследует цели такие, как защита кисти и предплечья раненого или пострадавшего от возможных внешних непосредственных травмирующих воздействий, но и также обеспечивает как жесткую стабилизацию на ложементе сегмента кисти, так и дополнительную стабилизацию локтевого изгиба от разгибания.
Выполнение локтевого изгиба опорным прямоугольной формы обеспечивает оптимальное размещение и достаточную жесткость фиксации поврежденного предплечья при травме его средних и дистальных отделов, сочетающихся с повреждениями костей кисти. А выполнение локтевого изгиба обходным необходимо в случаях множественной травмы костей предплечья и кисти, сочетающихся с одновременным повреждением локтевого сустава, когда необходимо вывести из-под нагрузки локтевой сустав для обеспечения атравматичной и жесткой иммобилизации на весь срок транспортировки раненого или пострадавшего. Выполнение локтевого изгиба фигурным коленчатой формы более предпочтительно при повреждениях костей предплечья и кисти, сочетающихся с переломами мыщелков плеча или вывихами костей предплечья кнутри или наружу, при которых необходной фигурный локтевой изгиб создает дополнительные точки фиксации для поврежденных костных структур, образующих локтевой сустав. Выполнение же локтевого изгиба прямоугольным более обоснованно и показано при передне-задних вывихах предплечья, сочетающихся с повреждениями костей предплечья и кисти.
Взаимосвязь и взаимодействие элементов предложенного технического решения обеспечивает новый технический и медицинский результат в решении поставленной задачи, а именно:
обеспечение надежной и атравматичной фиксации в функционально-выгодном положении костей предплечья и кисти при их одновременном повреждении;
повышение конструктивной надежности шины;
предупреждение непосредственной травматизации кисти, а также предплечья, что не может быть решено путем простого инженерного решения и не следует явным образом из существующего уровня техники. Таким образом, предложенное техническое решение имеет "изобретательский уровень".
Предложенное техническое решение является промышленно применимым, так как не требует исключительных и неординарных средств для его создания, и изготавливается из стандартных лестничных шин, и может быть использовано в здравоохранении для транспортной и транспортно-лечебной иммобилизации при одновременном повреждении костей кисти и предплечья у пострадавших как в случаях единичной травмы, так и при массовых катастрофах, а также при эвакуационно-транспортном обеспечении раненых с аналогичными повреждениями и ранениями в период ведения боевых действий.
На фиг.1 изображена шина для иммобилизации верхней конечности с прихватом в виде рамочных сток, общий вид; на фиг.2 вариант шины с сегментом кисти бочкообразной формы и прихватом в виде подковообразной опоры, общий вид; на фиг. 3 вариант шины с сегментом кисти гантелообразной формы и с прихватом в виде рамочных стоек со щитком прямоугольной формы, общий вид; на фиг.4 вариант шины с прихватом в виде рамочных стоек со щитком стремянообразной формы, общий вид.
Шина для иммобилизации верхней конечности (фиг.1) содержит соединенные последовательно два лестничных модуля, на которых последовательно выполнены ложемент для предплечья 1 с сегментом кисти 2 цилиндрической формы и с прихватом в виде рамочных стоек 3, с боковыми ограничительными выступами 4, связанный опорным локтевым изгибом 5 с сегментом плеча 6, на котором выполнена пара боковых ограничительных выступов 7.
В варианте шины (фиг. 2) с сегментом кисти 8 бочкообразной формы с прихватом в виде подковообразной опоры 9 на ложементе для предплечья 1 выполнена вторая пара боковых ограничительных выступов 10, а в другом варианте шины (фиг.3) с сегментом кисти 11 гантелообразной формы и с прихватом в виде рамочных стоек 12 со щитком 13 обходной локтевой изгиб 14 выполнен фигурным с суставным окном 15, а сегмент плеча 16 передним.
Вариант шины (фиг.4) с обходным прямоугольным локтевым изгибом 17 и предплечным окном 18 в переднем сегменте плеча 16 и второй парой боковых ограничительных выступов 19 на нем, кистевой сегмент 2 цилиндрической формы с прихватом в виде рамочных стоек 3 со щитком 20 стремянообразной формы выполнен из отдельного лестничного модуля, установленного на ложементе 1 и скрепленного с передним плечевым сегментом 16 в области предплечного окна 18.
Шина для фиксации верхней конечности после размещения на ее поверхностях, контактирующих с телом раненого или пострадавшего, ваты или пластов поролона с фиксацией их бинтом, обертывания ватой и бинтом боковых ограничительных выступов 7 и 4, или 4, 10 и 7, или 7 и 19, рамок модуля в области окон 15 или 18, а также прихватов в виде рамочных стоек 3 или 12, готова к применению.
Шина для иммобилизации верхней конечности работает следующим образом. Поврежденную кисть раненого или пострадавшего размещают на сегменте кисти 2 или 14 в позиции цилиндрического схвата (фиг.1 3 и 4) или на сегменте кисти 8 в позиции шарового схвата (фиг.2), а поврежденное предплечье укладывают на ложемент 1, при этом сегмент плеча 6 помещается на плече пациента. В вариантах шины с обходным локтевым изгибом (фиг.3 и 4) перед размещением дистальных отделов верхней конечности на шине, их предварительно проводят через суставное окно 15 (фиг. 3) или через предплечное окно 18 (фиг.4). Боковые ограничительные выступы 4, 10 ложемента 1 для предплечья и боковые ограничительные выступы 7 и 13 сегмента плеча 6 или 16 сближают между собой до полного охвата ими соответствующих отделов верхней конечности и производят дополнительную фиксацию шины с помощью бинта. После чего, верхнюю конечность с шиной крепят к шее раненого или пострадавшего при помощи шейной перевязки.
Таким образом, описанная шина по сравнению с известными, обладая более высокой надежностью при эксплуатации, обеспечивает стабильную и атравматичную фиксацию в функционально-выгодном положении костей предплечья и кисти при их одновременном повреждении и предупреждает травматизацию кисти, а также развитие осложнений.
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и военно-полевой хирургии, в частности к транспортным и транспортно-лечебным шинам для обеспечения высокой надежности и атравматичности фиксации за счет повышения прочностных характеристик конструкции шины. Сущность изобретения: шина для иммобилизации верхней конечности содержит лестничный модуль с выполненным на нем сегментом плеча, соединенным локтевым изгибом с ложементом для предплечья с боковыми ограничительными выступами на них и сегментом кисти. Сегмент кисти выполнен с поверхностью в форме тел вращения, а именно цилиндрической, бочкообразной или гантелеобразной и снабжен прихватом. При этом прихват выполнен в виде рамочных стоек, подковообразной опоры или в виде рамочных стоек со щитком. Локтевой изгиб выполнен прямоугольным или фигурным с суставным окном. 10 з.п.ф-лы, 4 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Транспортная шина для иммобилизации верхней конечности | 1987 |
|
SU1634273A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1992-06-29—Подача