Изобретение относится к машиностроению, а именно к механическим передачам трением, и может быть использовано в приводах машин различного назначения.
Большинство известных фрикционных планетарных передач проектируется по схеме 2 К-Н, т.е. содержат два центральных колеса, водило и сателлиты. Различия же между ними заключаются в основном в устройстве, обеспечивающем прижатие фрикционных контактов. Простейшими в этом отношении являются передачи, у которых прижатие фрикционных контактов обеспечивается силами упругости их рабочих элементов. Передача типа 2 К-Н имеет сателлит, выполненный в виде упругого кольца, внутри которого размещается ролик водила. Однако оптимальными эксплуатационными показателями обладают передачи с автоматическим регулированием нормальных сил в зависимости от величины передаваемого вращающего момента.
Недостатком упомянутых устройств является из конструктивная сложность., связанная с наличием специальной системы, преобразующей сигнал о величине вращающего момента в изменение параметров передачи, обеспечивающих оптимальное усилие во фрикционных контактах.
Известны передачи, в которых центральный каток и наружное кольцо связаны кинематической цепью из двух последовательно соединенных роликов, один из которых шарнирно укреплен на водиле, а другой - плавающий, удерживается в клиновом пространстве силами трения.
Данная схема обеспечивает самозатягивание элементов передачи в процессе раi4
СО 1Сл XJ
ч
О
боты без участия дополнительных устройств, находящихся вне передачи.
Недостатком такой конструкции является низкая нагрузочная способность, обусловленная наличием силовых контактов выпуклых цилиндрических поверхностей малого радиуса.
Наиболее близкой к предлагаемому механизму по конструктивным признакам является фрикционная планетарная передача, содержащая водило с установленными на осях роликами, неподвижное центральное колесо с внутренней рабочей поверхностью, центральное колесо с наружной рабочей поверхностью, кольцевой сателлит для взаимодействия с роликами и с наружной рабочей поверхностью центрального колеса, а также дополнительные сателлиты с наружной рабочей поверхностью, размещенные в кольцевых сателлитах для одновременного взаимодействия с внутренними поверхностями последних и неподвижного центрального колеса.
Недостатком конструкции является сравнительно небольшой диапазон передаточных отношений, для которых может быть спроектирована рациональная передача, U 6...7.
Цель изобретения - расширение диапазона передаточных отношений без увеличения ее габаритов и снижения нагрузочной способности,
Эта цель достигается тем, что во фрикционной передаче, содержащей центральные звенья: непожвижное центральное колесо с внутренней рабочей поверхностью и центральное колесо с наружной рабочей поверхностью, водило с установленными на осях роликами, кольцевые сателлиты, взаимодействующие с роликами наружной поверхностью, дополнительные сателлиты с наружной рабочей поверхностью, одновременно взаимодействующие с кольцевыми сателлитами и с одним из центральных колес - сателлиты с наружной рабочей поверхностью имеют дополнительную наружную рабочую поверхность для взаимодействия с центральным колесом с наружной поверхностью, а кольцевые сателлиты предназначены для взаимодействия наружной поверхности с неподвижным центральным колесом.
На фиг. 1 изображена предложенная фрикционная передача (поперечный разрез); на фиг. 2 - продольный разрез этой передачи.
Фрикционная планетарная передача содержит неподвижное центральное колесо 1 с внутренней рабочей поверхностью, центральное колесо 2 с наружной рабочей поверхностью, водило 3 с установленными на осях роликами 4, сателлиты 5 с наружной рабочей поверхностью и кольцевые сателлиты 6.
В режиме редуктора механизм работает
следующим образом.
При приложении вращающего момента к центральному колесу 2 сателлиты 5 за счет сил трения начинают поворачиваться вокруг
своих осей и обкатываться по внутренней поверхности кольцевых сателлитов 6, которые пока неподвижны. Центральное колесо
2и кольцевой сателлит 6 не концентричны, их рабочие поверхности образуют клиновое
пространство. Поэтому сателлит 5 стремится отодвинуть сателлит 6 от центрального колеса 2. Однако этому противодействует сила реакции, приложенная к кольцевому сателлиту б со стороны центрального колеса
1, которая должна быть уравновешена реакцией колеса 2 на сателлит 5. В результате при начальном этапе движения происходит выбор зазоров и взаимное прижатие рабочих поверхностей всех фрикционных колес
1,2 и сателлитов 5, 6. При этом также за счет взаимодействия сателлитов 6 и роликов 4 прикладывается вращающий момент к во- дилу 3.
Если момент на ведущем центральном
колесе 2 достаточен для преодоления момента сопротивления на выходе, то система роликов 4 и сателлитов 5, 6 вместе с водилом
3начинает вращаться вокруг оси центральных колес. Передаточное число механизма
(фиг. 1-2), U 10.
Передача (фиг. 1, 2) может работать и в режиме мультипликатора, При этом по приложении вращающего момента к водилу 3 ролики 4 стремятся развернуть кольцевые
сателлиты 6 относительно их точек контакта с центральным колесом 1. Этому препятствуют сателлиты 5. В результате в системе возникают силы, обеспечивающие натяжение во всех фрикционных контактах, необходимое для работы фрикционной
планетарной передачи.
Предложенная фрикционная передача позволяет расширить диапазон передаточных чисел (до значений U S 15..,20) по сравнению с прототипом (U 6...7) при заданных радиальных габаритах и постоянном моменте на выходном валу редуктора. Указанное свойство дает возможность применять редуктор в приводах вместо двухступенчатых передач либо в сочетании с более быстроходным двигателем, что в конечном итоге обеспечивает снижение габаритов и веса изделия.
Формула изобретения Фрикционная планетарная передача, содержащая неподвижное центральное колесо с внутренней рабочей поверхностью, центральное колесо с наружной рабочей поверхностью, водило с установленными на осях роликами, кольцевые сателлиты для взаимодействия наружной поверхности с роликами, сателлиты с наружной рабочей поверхностью, размещенные в кольцевых сателлитах для взаимодействия с внутренними поверхностями последних, о т л и ч а0
ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей за счет увеличения диапазона передаточных отношений, сателлиты с наружной рабочей поверхностью имеют дополнительную наружную рабочую поверхность для взаимодействия с центральным колесом с наружной рабочей поверхностью, а кольцевые сателлиты предназначены для взаимодействия наружной поверхности с неподвижным центральным колесом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная планетарная передача | 2016 |
|
RU2617900C1 |
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2011 |
|
RU2466315C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО | 2010 |
|
RU2446061C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПЕРЕМЕННОЙ СКОРОСТЬЮ | 2003 |
|
RU2247271C2 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВАРИАТОР, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ И САТЕЛЛИТ | 2009 |
|
RU2399814C1 |
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2423634C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2112900C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР ФМВ | 1995 |
|
RU2088428C1 |
Планетарная фрикционная передача | 1989 |
|
SU1726878A1 |
Использование: механические передачи трением для расширения возможных переточных отношений. Сущность изобретения: передача содержит центральные колеса, водило с роликами, сателлиты 5 с наружной основной и дополнительной рабочими поверхностями и кольцевые сателлиты 6, Под действием момента ролик, воздействуя на кольцевой сателлит 6, смещает его относительно сателлита 5 путем поворота вокруг точки контакта кольцевого сателлита 6 с центральным неподвижным колесом. В результате сателлит 5 оказывается зажатым в клиновом пространстве между сателлитом 6 и подвижным центральным колесом, что обеспечивает нормальные силы во фрикционных контактах, необходимые для передачи движения за счет сил трения. 2 ил. сл С
h1
(йиг.2
5Г jDue.1
Руденко Н.Ф | |||
Планетарные передачи, М.-Л.: Машгиз, 1947, с | |||
Система механической тяги | 1919 |
|
SU158A1 |
Регулятор для ветряного двигателя в ветроэлектрических установках | 1921 |
|
SU136A1 |
Патент США № 4487090, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Фрикционная планетарная передача | 1987 |
|
SU1477967A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1990-07-26—Подача