лесо 14. Колеса 5 и 21 установлены на дополнительном ведущем валу 20 через механизмы свободного хода (МСХ) 24 и 25 с противоположным направлением заклинивания. При вращении вала 20, например, по часовой стрелке включается МСХ 24 и вращение передается на ведомые валы 2 и 3, которые вращаются в противоположные стороны. При этом сектора 7 и 8 поочередно взаимодействуют с колесом 14, а сектора 9 и 10 с колесами 16 и 17. В результате колесо 14 и колеса 16-18 передают встречное вра- щательно-колебательное движение ведомым валам 12 и 13. Одновременно под воздействием тела 26 качения, контактирующего с косыми торцами шайб 18 и 19, последние вместе со связанными с ними
валами 12 и 13 совершают возвратно-поступательное движение. В результате валы совершают сложное движение, состоящее из встречных возвратно-колебательного и возвратно-поступательного. При реверсировании вала 20 включается МСХ 25 и вращение по параллельной кинематической цепи передается на вал 11, в результате чего валы 12 и 13 аналогично совершают сложное движение, состоящее из возвратно-поступательного и вращательного. При включенной электромагнитной муфте 27 в зависимости от направления вращения приводного двигателя механизм осуществляет либо вращательно- колебательное движение, либо работает как редуктор. 1 ил.
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей механизма. На двух соосных противоположно вращающихся валах 2 и 3 закреплены зубчатые сектора 7,8 и 9,10. На валу 11 установлены дополнительные ведомые колеса 16 и 17 на ступице 15, а между ними с возможностью относительного вращения - основное ведомое ко20 VI GO GO V4 О
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах, где вращательное движение требуется преобразовывать в сложное движение, состоящее из возвратно-поступательного и вращательного или из возвратно-поступательного и вращательно- колебательного, преимущественно в горном машиностроении (например, в качестве рабочих органов горных комбайнов).
Известен механизм для реверсирования вращательного движения винта без пауз. Неполные зубчатые колеса на ведущем валу периодически зацепляются с двумя неполнозубыми колесами, из которых одно за- клинено на винте, Зубья венцов расположены так, что в конце выхода из зацепления зуба одного сектора зуб второго сектора входит в зацепление.
Однако в механизме возможны большие динамические нагрузки вследствие на- личия жесткого удара при встречном движении масс.
Известен механизм для преобразования вращательного движения во вращатель- но-колебательное, содержащий ведомое зубчатое колесо и кинематически связанные между собой ведущие зубчатые сектора, периодически взаимодействующие с ведомым колесом, Механизм снабжен клинообразными фрикционными элементами, жестко соединенными с зубчатыми секторами, а в ведомом колесе выполнен кольцевой клинообразный паз, с которым взаимодействуют клинообразные фрикционные элементы.
Известный механизм обладает относительно невысокой долговечностью из-за быстрого износа клинообразных фрикционных элементов.
Известен механизм для преобразования вращательного движения во вращатель- но-колебательное, содержащий корпус, установленные в нем два кинематически
связанных между собой с возможностью противоположного вращения ведущих вала с закрепленным на каждом из них зубчатым сектором, ведомый вал и ведомое зубчатое колесо для поочередного взаимодействия с
секторами ведущих валов; механизм снабжен двумя закрепленными на ведущих валах диаметрально противоположно основным дополнительными зубчатыми секторами, дополнительным ведомым колесом, установленными в корпусе промежуточным и дополнительным ведомым валами, ведущие и ведомые валы попарно соосны и параллельны промежуточному, основные сектора размещены на обращенных друг к
другу концах ведущих валов консольно и диаметрально противоположно, дополнительные сектора смещены вдоль оси относи- тельно основных в противоположные стороны на величину, большую ширины последних, дополнительное ведомое колесо установлено на промежуточном валу и выполнено в виде ступицы и двух закрепленных на ее противоположных торцах зубчатых дисков для взаимодействия с соответствующими дополнительными секторами, основное ведомое колесо установлено на ступице дополнительного между дисками с возможностью относительного вращения, а ведомые валы кинематически
связаны с соответствующими ведомыми колесами.
Механизм-прототип обладает недостаточными кинематическими возможностями, так как не позволяет преобразовывать вращательное движение в сложное, состоящее
из возвратно-поступательного и вращатель- но-колебательного, или из возвратно-посту- пательного и вращательного, а также работать в качестве редуктора,
Цель изобретения - расширение кинема- тических возможностей за счет получения на выходе также и возвратно-поступательного движения, обеспечения дополнительного сложного движения, состоящего из вращательного и возвратно-поступательного, а так- же выделения из сложных движений простых движений - вращательно-колебательного и вращательного.
Поставленная цель достигается тем, что механизм для преобразования вращатель- ного движения в сложные, содержащий корпус, установленные в нем два ведущих вала, кинематически связанные между собой с возможностью вращения в противоположные стороны и с закрепленными на каждом из них основным и дополнительным зубчатыми секторами.два ведомых и промежуточный валы, основное и дополнительные ведомые зубчатые колеса, расположенные на промежуточном валу, ведущие и ведомые валы попарно соосны и параллельны промежуточному валу, основные зубчатые сектора размещены диаметрально противоположно на обращенных друг к другу концах ведущих валов, дополнительные зубчатые сектора закреплены на ведущих залах диаметрально противоположно основным и :,мещеиы вдоль оси ведущих валов относительно основных секторов в противоположные стороны, основное ведомое зубчатое колесо установлено с возможностью вращения на промежуточном валу между жестко закрепленными на нем дополнительными ведомы- ми зубчатыми колесами, ч снабжен дополнительным ведущим валом, двумя трехзвенными коническими зубчатыми передачами, кинематически связывающими дополнительный ведущий вал с ведущими и промежуточным валами, электромагнитной муфтой с якорем, закрепленной на корпусе, косыми зубчатыми шайбами, установленными на ведомых валах и связанными между собой посредством тела качения, и двумя механизмами свободного хода с противоположными направлениями заклинивания, ус- тановленными между дополнительным ведущим валом и ведущими зубчатыми колесами конических зубчатых передач, якорь жестко связан с телом качения, косые шайбы расположены своими косыми торцами навстречу друг другу, а углы наклона последних направлены в противоположные стороны.
На чертеже изображена схема механизма.
Механизм для преобразования вращательного движения в сложные содержит корпус 1, установленные в нем два кинематически связанных между собой с возможностью противоположного вращения ведущих вала 2 и 3 (кинематическая связь обеспечивается зацеплением зубчатых колес 4-6).
Валы 2 и 3 соосны и на их обращенных друг к другу концах консольно закреплены основные зубчатые сектора 7 и 8 и дополнительные зубчатые сектора 9 и 10. Сектора 7 и 8 размещены диаметрально противоположно секторам 9 и 10, причем сектора 9 и 10 смещены вдоль оси валов 2 и 3 относительно секторов 7 и 8 в противоположные стороны на величину, большую ширины последних. В корпусе 1 установлены параллельно ведущим валам 2 и 3 промежуточный вал 11 и два соосных ведомых вала 12 и 13. На промежуточном валу 11 установлены основное ведомое колесо 14 для поочередного взаимодействия с секторами 7 и 8 ведущих валов 2 и 3 и дополнительное ведомое колесо. Последнее выполнено в виде ступицы 15 и двух закрепленных на ее противоположных торцах зубчатых колес 16 и 17 для взаимодействия с соответствующими дополнительными секторами 9 и 10. Основное ведомое колесо 14 установлено между колесами 16 и 17 с возможностью относительного вращения. Ведомые валы 12 и 13 кинематически связаны с соответствующими ведомыми колесами 16 и 17 при помощи косых зубчатых шайб 18 и 19, внутренние торцы которых скошены встречно друг к
ДРУгу.
Механизм снабжен дополнительным ведущим валом 20 и двумя трехзвенными коническими зубчатыми передачами 4-6 и 21-23. Передача 4-6 кинематически связывает между собой ведущие валы 2 и 3, а передача 21-23-дополнительный ведущий вал 20 и промежуточный вал 11. Между валом 20 и колесами 5 и 21 установлены механизмы 24 и 25 свободного хода (МСХ) соответственно, имеющие противоположные направления заклинивания.
Устройство для преобразования вращательного движения в другие движения включает промежуточные конические зубчатые передачи 4-6 и 21-23, косые шайбы, в качестве которых служат зубчатые колеса 18 и 19, тело 26 качения, установленное между косыми зубчатыми шайбами 18 и 19 и контактирующее с поверхностями косых торцов последних, и электромагнитную муфту 27, установленную на корпусе 1. Косые шайбы 18 и 19 подпружинены навстречу друг другу при помощи упругих элементов (например, цилиндрических пружин) 28, установленных между наружными торцами зубчатых колес 18 и 19 и корпусом 1. Зубчатые колеса 18 и 19 жестко установлены на ведомых валах 12 и 13 соответственно, которые перемещаются в направляющих 29-31.
Механизм работает следующим образом.
При вращении дополнительного ведущего вала 20, например, по часовой стрелке включается МСХ 24 и движение по кинематической связи из колес 4-6 передается на ведущие валы 2 и 3, которые при этом синхронно вращаются в разные стороны. Зубчатые сектора 7 и 8 поочередно взаимодействуют с ведомым колесом 14, а сектора 9 и 10 - поочередно с колесами 16 и 17 дополнительного ведомого колеса. При этом колесо 14 и колеса 16 и 17 совершают встречное вращательно-колебательное движение. Благодаря зацеплению с соответствующими косыми шайбами 18 и 19 это движение передается двум ведомым валам 12 и 13, амплитуда колебаний которых определяется передаточным отношением в зацеплениях колес 14 и 19 и колес 16 и 18 соответственно,
Косые шайбы 18 и 19 фрикционно связаны с телом 26 качения. При вращении косых шайб 18 и 19 их наклонные поверхности обкатываются по телу 26 качения, которое заставляет перемещаться эти шайбы и связанные с ними ведомые валы 12 и 13 вдоль оси на величину S, сообщая тем самым им возвратно-поступательное движение. В результате ведомые валы 12 и 13 совершают сложное движение, состоящее из вращательно-колебательного и возвратно-поступательного.
При вращении дополнительно ведущего вала 20 против часовой стрелки включается МСХ 25 (а МСХ 24 не включается), при этом вращение через коническую зубчатую передачу 21-23 передается на промежуточный вал 11 и далее через зубчатые пары 16-18 и 14-19 на ведомые валы 12 и 13. При этом валы 12 и 13 будут совершать сложное движение, состоящее из возвратно-поступательного и вращательного.
Механизм позволяет осуществлять переход от сложного движения к простым вра- щательно-колебательномуили
вращательному и обратно. Для этого предусмотрена электромагнитная муфта 27, якорь 32 которой жестко связан с осью тела 26 качения. Описанные выше сложные движения осуществляются механизмом при отключенной электромагнитной муфте 27. При включении муфты 27 и вращении вала 20 по часовой стрелке (МСХ 24 включен)
реализуется только одно вращательно-колебательное движение, а возвратно-поступательное не реализуется, поскольку якорь 32 втягивается внутрь муфты, сжимая возвратную пружину. При этом происходит расцепление тела 26 качения с косыми шайбами 18 и 19, в результате чего возвратно-поступательного перемещения ведомых валов 12 и 13 не происходит.
0 Если при включенной муфте 27 дополнительно ведущий вал 20 вращается против часовой стрелки (включен МСХ 25), то по аналогии составляющая сложного движения - возвратно-поступательное движение
5 - также будет отсутствовать, а ведомые валы 12 и 13 будут осуществлять вращательное движение в противоположные стороны, т.е. механизм будет работать как редуктор. Переход от одного вида сложного дви0 жения к другому осуществляется реверсированием приводного двигателя, а от сложного движения к простому - посредством управляющей электромагнитной муфты, т.е. в процессе работы не требуется
5 остановки механизма, Осуществление одним механизмом преобразования вращательного движения в два различных сложных движения расширяет кинематические возможности механизма.
0 Существенными отличиями предлагаемого механизма являются малое количество тел вращения (одно звено), установка тела вращения на неподвижном корпусе, выполнение ведущего звена не в видетрадицион5 ного стакана, а в виде шестерни, а конечных ведомых колес на выходных валах - в виде косых шайб. Положительный эффект заключается в возможности одним устройством преобразовывать вращательное движение в
0 несколько простых и сложных движений без остановки механизма.
Формула изобретения Механизм преобразования вращательного движения в сложные, содержащий кор5 пус, установленные в нем два ведущих вала, кинематически связанные между собой с возможностью вращения в противоположные стороны и с закрепленными на каждом из них основным и дополнительным зубча0 тыми секторами два ведомых и промежуточный валы, основное и дополнительные ведомые зубчатые колеса, расположенные на промежуточном валу, ведущие и ведомые валы попарно соосны и параллельны проме5 жуточному валу, основные зубчатые сектора размещены диаметрально противоположно на обращенных друг к другу концах ведущих валов, дополнительные зубчатые сектора закреплены на ведущих валах диаметрально противоположно основным и смещены
вдоль оси ведущих валов относительно основных секторов в противоположные стороны, основное ведомое зубчатое колесо установлено с возможностью вращения на промежуточном валу между жестко закрепленными на нем дополнительными ведомыми зубчатыми колесами, отличающий- с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, механизм снабжен дополнительным ведущим валом, двумя трехзвенными коническими зубчатыми передачами, кинематически связывающими дополнительный ведущий вал с ведущими и промежуточным валами, электромагнитной
муфтой с якорем, закрепленной на корпусе, косыми зубчатыми шайбами, установленными на ведомых валах и связанными между собой посредством тела качения, и двумя механизмами свободного хода с противоположными направлениями заклинивания, установленными между дополнительным ведущим валом и ведущими зубчатыми колесами конических зубчатых передач, якорь жестко связан с телом качения, косые шайбы расположены своими косыми торцами навстречу друг другу, а углы наклона последних направлены в противоположные стороны.
Кожевников С.Н | |||
и др | |||
Механизмы | |||
М.: Машиностроение, 1976, с | |||
Котел для водяного отопления с внутренним перегревателем воды для побуждения циркуляции в сети и с регулятором наружной температуры котла | 1924 |
|
SU573A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Механизм для преоразования вращательного движения во вращательно-колебательное | 1976 |
|
SU627278A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Механизм для преобразования вращательного движения во вращательно-колебательное | 1987 |
|
SU1460489A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1989-11-03—Подача