Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к механизмам привода стояночного тормоза транспортных средств.
Известно устройство блокировки стояночного тормоза. Устройство включает рычаг с валиком, который вращается в кронштейне и через тяги раздвигает колодки до контакта с тормозным барабаном. На этом же кронштейне закреплен сектор, с зубцами которого зацепляется собачка, смонтированная в рычаге и поворачивающаяся на оси от нажима на кнопку, расположенную сторца ручного рычага и связанную с собачкой тягой.
Недостатком устройства является возможность легкого расторможения стояночного тормоза путем нажатия на кнопку, при этом эту операцию может выполнить и не хозяин транспортного средства.
Цель изобретения - предотвращение несанкционированного расторможения стояночного тормоза и использование устройства в качестве дополнительного автосторожа.
I -ставленная цель достигается тем, что в устройстве, включающем рычаг, совершающий угловые перемещения, с управляющей кнопкой применен связанный с рычагом корпус, в котором установлен нажимной штырь с фиксирующими усами и блокировочный узел, состоящий из собранных в пакет наружной плоской, промежуточной и внутренней ступенчатых Г-образных врулок с выполненными равномерно по окружности пазами на внутренней и цифровой индексации на наружной поверхности,
Применение блокировочного узла в виде трех перемещающихся друг относительно друга втулок с пазами, при этом осевое перемещение штыря и, следовательно, кнопки становится возможным при совпадении пазов ьсех грех втулок в одной плоскости. Для затруднения случайного подбора кода, разрешающего указанное осевое перемещение штыря, рабочее положение фиксирующих усов последнего также может быть выбрано различным. Отмеченные признаки устройства позволяют практически ликвидировать возможность несанкционированного расторможения стояночного тормоза транспортного средства, так как без знания кода невозможно расположить пазы втулок в одной плоскости и нажать штырем на кнопку рычага.
На фиг.1 и 2 показано устройство в исходном и рабочем состоянии, разрез; на фиг.З и 4 - то же, вид сверху и сбоку; на фиг.5 - нажимной штырь с фиксирующими усами, вид сверху; на фиг.8, б и 7 - конструкция
втулок блокировочного узла; на фиг.9 - вариант фиксации втулок при их взаимном перемещении.
Устройство блокировки стояночного
тормоза транспортного средства включает корпус несимметричного (относительно плоскости, проходящей через ось 2 перпендикулярно плоскости чертежа) поперечного сечения со сквозным отверстием, состоя0 щим из нижней ступенчатой расточки 3 и 4, в которую установлена рукоятка 5 рычага стояночного тормоза с нажимной гайкой 6, при этом рукоятка 5 связана с корпусом 1 трудноразъемным соединением, например,
5 с помощью хомута с потайной головкой или на клею (не показано), верхней ступенчатой расточки 7 и 8, в которой размещен с возможностью поворота штырь 9 с фиксирующими усами 10 (фиг,5), и промежуточной
0 расточки 11, диаметр которой выбран не меньше диаметра корпуса 1 в плоскости, перпендикулярной плоскости чертежа, благодаря чему расточка 11 выходит наружу корпуса не менее чем на 180° (половину
5 длины окружности). В расточке 11 расположен блокировочный узел, состоящий из собранных в пакет втулок 12, 13 и 14 (фиг.6, 7, 8) различной высоты, при этом высота всего пакета, равная высоте втулки 14 (фиг.1, 2),
0 не превышает осевую высоту расточки 11, плоская наружная втулка 12 относительно промежуточной ступенчатой втулки 13 и втулка 13 относительно внутренней ступенчатой стулки 14 имеют возможность свобод5 ного поворота по цилиндрическим поверхностям 15 и 16 соответственно. Для фиксации втулок в выбранном положении служат шарики 17, завальцованные на равном расстоянии по окружности в одну из
0 контактирующих плоскостей втулок и устанавливаемые в шаровые расточки 18 большего диаметра другой втулки (фиг.9). В центральной расточке 19 штыря 9 установлена передаточная чаша 20, имеющая зазор
5 с кнопкой 6 в исходном состоянии, при этом между опорным диском чаши 20 и торцом рукоятки 5 размещена возвратная пружина сжатия 21. Блокировочный узел фиксируется от линейных перемещений в расточке 11
0 опорным диском чаши 20, диаметр которого выбран равным внутреннему диаметру втулки 14,Плоская втулка 12 и ступенчатые Г-образные втулки 13 и 14 имеют равнорасположенные по окружности пазы 22, 23 и 24 соо.тветственно,
5 при этом диаметральный размер сквозных пазов 22 и 23 втулок 12 и 13 выбран не меньше диаметрального размера фиксирующих усов 10 штыря 9, а высота пазов 24 втулки 14 выбрана не меньше высоты втулки 13 и должна быть не меньше рабочего хода
кнопки 6 рычага 5. На верхнем торце 25 штыря 9 нанесена установочная стрелка 26, ориентированная вдоль усов 10 и которая при повороте в расточке 7, 8 корпуса 1 штыря 9 за наружную с накатанным рельефом поверхность 27 может быть установлена против размещенных равномерно по окружности на верхнем торце 28 корпуса 1 визуально легко отличаемые установочные знаки 29, 30, 31 и 32, например в виде гео- метрических фигур, при этом количество знаков на поверхности 28 выбирается равным числу пазов 22, 23, 24 втулок 12, 13, 14, а максимальное количество пазов каждой втулки должно быть по крайней мере на единицу меньше величины, определяемой как частное от деления длины внутреннего диаметра втулки 14 на ширину фиксирующего уса 10. Наружная поверхность втулок 12,13,14 вертикальными рисками 33 разби- та на равные участки (грани) 34, на которых выбиты по порядку цифры, а на наружной поверхности корпуса 1 над и под расточкой 11 нанесены установочные риски 35 и 36 соответственно. Количество граней 34 вту- лок должно быть равным или кратным количеству шариков 17, завальцованных в поверхность контактирующих втулок.
Работа устройства заключается в следующем.
В корпус 1 устанавливают через расточку 11 штырь 9 и пакет втулок 12, 13 и 14, затем через расточку 3,4- чашу 20 и пружину 21, а затем все устройство закрепляют на рукоятке 5 рычага стояночного тормоза. При необходимости задействовать стояночный тормоз корпус 1 вместе с рукояткой 5 перемещают в плоскости чертежа влево по стрелке А (фиг.1), что приводит через систему рычагов и тяг к перемещению штатных раздвижных тормозных колодок до контакта с поверхностью тормозных барабанов.
Для расторможения транспортного средства необходимо нажать на кнопку б, вывести собачку из зацепления с зубчатым сектором и вернуть рычаг 5 в исходное положение. Прямое воздействие на кнопку 6 невозможно, поэтому необходимо вначале расположить втулки 12,13, и 14 таким образом, чтобы их пазы были в одной плоскости и только после этого штырь 9 приобретает возможность осевого перемещения (фиксирующие усы 10 беспрепятственно входят в пазы втулок) и через чашу 20 нажимная кнопка 6 (фиг.2). С увеличением трудности подбора положения втулок, разрешающего осевое перемещение штыря 9, сам штырь с фиксирующими усами 10 имеет возможность поворота в корпусе 1 и ориентировки относительно нескольких легко отличимых
знаков - символов, нанесенных на верхнем торце корпус. Таким образом, расторможение транспортного средства возможно только при знании кода блокировочного узла. Например, при ориентировании стрелки 26 штыря 9 на квадрат 29 (фиг.З) необходимо развернуть втулки 12, 13 и 14 таким образом, чтобы в створе рисок 35 и 36 находились цифры 5-2-9 (фиг.4). При повороте стрелки 26 на другие знаки на втулках необходимо выбрать другой код, знание которого является тайной владельца транспортного средства.
Такимобразом, предлагаемое устройство блокировки стояночного тормоза транспортного средства позволяет исключить несанкционированное расторможение стояночного тормоза за счет невозможности непосредственного воздействия на кнопку рычага без знания кода блокировочного устройства, что может снизить количество угонов автомобилей.
Формула изобретения 1. Устройство блокировки стояночного тормоза транспортного средства, включающее рычаг, установленный с возможностью поворота в закрепленном на борту транспортного средства кронштейне и связанный через систему тросов с разжимным упором, контактирующим через разжимные тормозные колодки с поверхностью тормозного барабана, закрепленный на кронштейне зубчатый сектор, зубцы которого входят в зацепление со смонтированной в рычаге собачкой, имеющей возможность поворота на оси и выхода из зацепления с сектором при нажатии на расположенную на торце рычага кнопку, и размещенный в связанном трудноразъемным соединением с рычагом корпуса несимметричного поперечного сечения, механизм блокировки, выполненный в виде имеющих возможность поворота одна относительно другой трех подпружиненных втулок- с пазами на внутренней и цифровой индикацией на наружной поверхностях, отличающееся тем, что, с целью предотвращения несанкционированного растормаживанйя стояночного тормоза, в верхней части корпуса размещен с возможностью осевого поворота штырь с диаметрально расположенными фиксирующими усами, а в средней части корпуса выполнена расточка, наружный выход которой имеет центральный угол 180°С, в которой установлен блокировочный узел, состоящий из собранный в пакет наружной плоской, промежуточной и внутренней ступенчатых Г-образных втулок, при этом высота всего пакета не превышает осевую высоту расточки, а внутри пакета с зазором относительно кнопки размещены постоянно контактирующая со штырем передаточная чаша и установленная между опорным диском чаши и торцом рычага пружина сжатия.
2.Устройство поп.Ч.отличающее- с я тем, что диаметральный размер пазов наружной и промежуточной втулок блокировочного узла выбран не меньше размаха фиксирующих усов штыря, а ширина пазов всех втулок - не меньше ширины усов, при этом высота пазов внутренней втулки по крайней мере равна высоте промежуточной втулки и выбрана не меньше рабочего хода кнопки рычага.
3.Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что на верхнем торце штыря выполнена ориентированная вдоль фиксирующих усов стрелка, на верхнем торце корпуса равномерно по окружности нанесены легко отличимые установочные знаки, а на наружной поверхности корпуса в зоне, где расточка выходит наружу корпуса, над и под расточкой размещены ориентировочные ди- ски.
4.Устройство по пп.1 и 3, отличающее с я тем, что количество пазов во втулках блокировочного узла выбрано равным количеству установочных знаков на
торце корпуса,
5.Устройство по п,4, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что в качестве установочных знаков использованы геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и др.
6. Устройство по пп.1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что диаметр опорного диска чаши выбран внутреннему диаметру внутренней Г-образной втулки,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЮК СМОТРОВОГО КОЛОДЦА | 1991 |
|
RU2044837C1 |
Уплотнение баллона | 1988 |
|
SU1585600A1 |
Оголовок смотрового колодца | 1988 |
|
SU1507913A1 |
Дифференциал наземного транспортного средства | 1982 |
|
SU1119867A2 |
Уплотнение баллона | 1987 |
|
SU1465669A1 |
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2041087C1 |
Тормозное устройство очистного угольного комбайна | 1988 |
|
SU1550131A1 |
Люк смотрового колодца | 1986 |
|
SU1392209A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОГРУЗКИ КИП СПРЕССОВАННОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ В КРУПНО-, СРЕДНЕ- И МАЛОТОННАЖНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ | 1999 |
|
RU2150394C1 |
СЕКРЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ КЛЮЧЕВОГО ЗАМКА | 2009 |
|
RU2412319C1 |
Изобретение относится к механизмам привода стояночного тормоза автотранспортных средств и может быть использовано для повышения эффективности этих механизмов. Цель изобретения - предотвращение несанкционированного расторма- живания стоянэчного тормоза. Устройство блокировки содержит корпус 1, в котором установлена штатная рукоятка 5 с нажимной кнопкой б, нажимной штырь 9 с фиксирующими усами 10 и блокировочный узел состоящий из собранных в пакет трех втулок с пазами, имеющих возможность поворота одна относительно другой. 5 з.п.ф-лы, 9 ил. х| Ы сл 8 ГО
Фие.2
21
29
Вид В
1 И 6 | 5 | 4 | зМ
feU I з I a I i raid
Nll| ЮJ 9j ,
/
33
Ф И Г. 4
10 27 26 25 9 10
Ф И Г. 5
;
31
Фие.З
и
ФИГ, 9
Устройство для удаления деталей из рабочей зоны штампа | 1983 |
|
SU1088853A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-05-23—Публикация
1989-05-24—Подача