Изобретение относится к защите металлов от коррозии, в частности к протекторной защите от коррозии подводной части окрашенных корпусов судов и кораблей из алюминиевого сплава при длительной стоянке, а также различноых металлических сооружений, посто- янно или периодически эксплуатирующихся в морской воде с одним подвесным протектором, преимущественно из алюминиевого сплава водоизмещением до 100 т.
Известно, что заданный защитный потенциал (через изменение общей токоотда- чи протектора) поддерживается изменением количества подключенных протекторов.
Однако способ не удобен в эксплуата ции, особенно при частых переменах места стояния (базирования) объектов, и вовсе не приемлем для конструкций, имеющих малые защищаемые площади (водоизмещением до 100 т).
Наиболее близким к изобретению является способ с использованием прутковых протекторов, отрезанных на нужную длину и собранных в протекторную цепь. Протекторы имеют трубчатые сердечники и нанизаны на стержни или собираются между собой кабельными соединениями Недостатки известного способа - нет возможности замены прокорродированных элементов протекторной цепи, в результате
X СЛ
щелевой коррозии в местах соприкосновения трубчатого сердечника протекторов и стержня (канат - кабеля), происходит ухудшение электрического контакта, что приводит к самопроизвольному изменению защитного тока, имеется возможность перезащиты в местах контакта со стержнем (канатом-кабелем) корпуса объекта.
Цель изобретения - повышение эффективности, надежности и улучшение эксплуатационных характеристик при применении подвесного протектора, преимущественно из алюминиевого сплава для защиты от коррозии смоченной, окрашенной поверхности из алюминиевого сплава.
Поставленная цель достигается тем, что в способе регулировки защитной плотности тока подвесного протектора, преимущественно из алюминиевого сплава, основанном на формировании различной площади тела протектора в зависимости от защищаемой площади, смоченной окрашенной поверхности из алюминиевого сплава, рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, устанавливают возможный процент изменения защищаемой площади в эксплуатации, затем вычисляют общую площадь протектора по формулам
Snp.50 0,002-S
Snp.100 0,,
где Snp 50 - площадь протектора для объектов водоизмещением до 50 т, см2;
Snp.100 - площадь протектора для объектов водоизмещением до 100 т, см ;
S - площадь защищаемой поверхности, см2,
затем определяют количество отдельных элементов протектора, которое не должно быть менее четырех, и формируют их в цепь с помощью резьбового соединения, при этом в местах стыка устанавливают герметизирующие прокладки, при изменении защищаемой площади корректируют Snp. количеством отдельных элементов.
Способ осуществляется следующим образом.
Протекторное тело (фиг. 1) составляют из цилиндрических элементов 1, соединяя их между собой шпильками 2 с буртиком и резьбой, герметизация резьбового соединения в местах стыка осуществляется прокладками 3, например, из резины. Для создания равномерного потенциала на защищаемой смоченной поверхности в верхней части протектора установлен экран 4 с отверстиями 5 для крепления каната б при подвеске его к металлической конструкции. Верхняя шпилька с гайкой 7 осуществляет электрический контакт тела протектора со скобой 8, к которой присоединен, например, пайкой токоведущий привод 9. Место пайки заливается изоляционным материалом 10, например герметиком ХЗОМЭС-5. Предлагаемая конструкция протектора,
5 для реализации способа, дает возможность варьирования его массой и площадью, путем набора соответствующего количества цилиндрических элементов 1, а следовательно, и токоотдачей.
10 Способ реализован в протекторной защите от коррозии подводной части окрашенного корпуса из алюминиевого сплава гидросамолета с толщинами обшивок 2-3 мм одним подвесным протектором, напри5 мер, из алюминиевого сплава АП-4, сформированного из отдельных элементов.
Первоначально рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, она равна 50 м , затем устанавливают
0 возможный процент изменения площади защищаемой поверхности для данного изделия, она равна 35%. Определяют общую площадь протектора и количество отдельных элементов протектора.
5 Для данного случая отдельных элементов должно быть 6 шт. с Snp. 1000 см2, так как при изменении защищаемой поверхности на 20% уже необходима корректировка тока, она выразится в свинчивании одного
0 элемента протектора 1, а при изменении на 35% необходимо демонтировать два элемента. Строгое соблюдение соответствия площади (Snp.) в зависимости от площади защищаемой поверхности (S) в процессе
5 эксплуатации диктуется узким значением пассивной зоны алюминиевых сплавов, зависящей от плотности защитного тока.
В процессе эксплуатации протекторный сплав подвергается разрушению, а защища0 емая площадь меняется по величине. Замена износившегося тела протектора или корректировка площади Snp. протекторного сплава, выраженной в количестве цилиндрических элементов 1 производится путем
5 свинчивания разрушившихся элементов и установки новых или свинчивания (навинчивания) элементов 1, в соответствии с площадью защищаемой поверхности (а следовательно, и Snp.). Операцию по сборке
0 тела нового протектора из элементов и замена их при разрушении и корректировке Snp производится при помощи, например, ключа трубчатого рычажного.
При изменении солености воды в аква5 тории стоянки или площади защищаемой поверхности более, чем на 30% от расчетной величины, необходима корректировка тока, что касается корпусов из алюминиевых сплавов, то, как показала практика и с учетом малых толщин обшивок корпусов защищаемых изделий, изменение солености воды и площади защищаемой поверхности более, чем на 20% от расчетной величины, требует корректировки тока, а следовательно, и Snp.. Чем ближе соответствие Snp. защищаемой поверхности тем выше эффективность протекторной защиты. Поэтому количество элементов протектора 1 выбрано не менее четырех. Что касается коэффициента, при расчете общей площади протектора, то для объектов водоизмещением до 50 т он равен 0,002, а свыше 50 т (до 100 т) равен 0,004.
Один подвесной протектор для реализации способа регулировки защитной плотности тока в соответствии с изобретением позволит обеспечить равномерный оптимальный защитный потенциал на защищаемой различной по площади окрашенной поверхности для объектов водоизмещением до 100, т, меняющейся в процессе эксплуатации. Кроме того, по предлагаемому способу продлится срок службы протекторной защиты, улучшаются ее эксплуатационные характеристики.
Формула изобретения Способ регулировки защитной плотности тока подвесного протектора, преимущественно из алюминиевого сплава,
Редактор Н.Гунько
Составитель Г.Шаповалов Техред М.Моргентал
0
5
0
5
основанный на формировании различной площади тела протектора в зависимости от защищаемой площади смоченной окрашенной поверхности из алюминиевого сплава, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и надежности путем улучшения эксплуатационных характеристик, рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, устанавливают возможный процент изменения защищаемой площади в эксплуатации, затем вычисляют общую площадь протектора по формулам
Snp.50 0,002- S;
Snp.100 0,004-3,
где Snp.50 - площадь протектора для объектов водоизмещением до 50 т, см2;
Snp. 100 - площадь протектора для объектов водоизмещением до 100 т, см ;
S - площадь защищаемой поверхности, см2,
затем определяют количество отдельных элементов протектора, которое не должно быть менее четырех, и формируют их в цепь с помощью резьбового соединения, при этом в места стыка устанавливают герметизирующие прокладки, при изменении защищаемой площади корректируют Snp.
30
количеством отдельных элементов.
Корректор О.Кундрик
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЫ ОБОРУДОВАНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В СРЕДЕ РАСПЛАВА ХЛОРАЛЮМИНАТА КАЛИЯ. | 2013 |
|
RU2567430C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ОТ КОРРОЗИИ | 1992 |
|
RU2019578C1 |
Измеритель тока протекторной защиты морских сооружений | 2021 |
|
RU2781549C1 |
ПРОТЕКТОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СКВАЖИННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СКВАЖИННЫЙ УЗЕЛ И СПОСОБ ПРОТЕКТОРНОЙ ЗАЩИТЫ | 2017 |
|
RU2751766C2 |
ПРОТЕКТОРНЫЙ СПЛАВ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 1995 |
|
RU2099436C1 |
Модульная система протекторной защиты для морских сооружений | 2021 |
|
RU2791558C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЗОНЫ СВАРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА | 1995 |
|
RU2103592C1 |
ТРУБА С ВНУТРЕННИМ ЗАЩИТНЫМ ПОКРЫТИЕМ | 1997 |
|
RU2132013C1 |
Протектор со сменным активным элементом | 2022 |
|
RU2808042C1 |
Способ электрохимической защиты от коррозии погружного оборудования в жидкой среде | 2020 |
|
RU2749787C1 |
Использование: защита металлов от коррозии, в частности протекторная защита подводной части корпусов судов. Сущность изобретения: формируют различной площади тела протектора в зависимости от защищаемой площади смоченной окрашенной поверхности из алюминиевого сплава, для этого рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, устанавливают возможный процент изменения защищаемой площади в эксплуатации, затем соответ- ственно вычисляют общую площадь протектора по формуле Snp.50 0,0025, 5Пр 100 0,0045, где Snp.50 - площадь протектора, в см2, для объектов водоизмещением до 50 т; Зпр.ЮО - площадь протектора, в см для объектов водоизмещением до 100 т, S-площадь защищаемой поверхности, в см2. Далее определяют количество отдельных элементов протектора, которое не должно быть менее четырех, и формируют их в цепь с помощью резьбового соединения, при этом в местах стыка устанавливают герметизирующие прокладки, при изменении защищаемой площади на возможный процент, корректируют Snp. количеством отдельных элементов. 1 ил. сл с
Любли некий Е.Я | |||
Коррозия и защита судов | |||
- Судостроение | |||
Справочник | |||
Л., 1987, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
Бэкман В | |||
Катодная за щита от коррозии | |||
- М.: Металлургия, 1984, с | |||
Вагонный распределитель для воздушных тормозов | 1921 |
|
SU192A1 |
Авторы
Даты
1992-06-07—Публикация
1990-05-28—Подача