Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. Nfe 1668176.
Цель изобретения - «.с-вышен е надежности.
На фиг.1 показано сидзыь о стопорящим элементом в виде кулачков, вид сбоку; на фиг.2 -то же, вид спереди; на фиг.З - вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 - механизм регулирования сиденья по высоте и углу наклона со стопорящим элементом в виде кулачков (зафиксированное положение), вид сбоку; на фиг.5 - то же, в момент подъема
сиденья; на фиг.6 - то же, в момент опускания сиденья; на фиг.7- вариант выполнения сиденья со стопорящим элементом в виде клина, вид сбоку; на фиг.8 - стопорящий элемент в виде клина.
Сиденье (фиг. 1-3) содержит каркас 1, на который устанавливается посадочное место - подушка 2, и основание 3. связанные между собой независимыми направляющими рычажными механизмами, каждый из которых включает скрещивающиеся по типу нюренбергских ножниц направляющие рычаги 4 и 5, шарнирно соединенные осью 6. Рычаги 4 шарнирно смонтированы на основании 3 с возможностью поворота
VJ
ГЬь
о
го
ю
ю
относительно оси 7, а рычаги 5 снабжены ползунами-роликами 8, которые перемещаются по нижним направляющим 9. Для по- вышения устойчивости каждого из рычажных механизмов ползуны-ролики 8 выполнены спаренными и разнесенными в горизонтальной плоскости. Каждая пара направляющих рычагов оснащена своим независимым механизмом регулирования сиденья по высоте, включающим рейки 10с косыми зубьями 11, свободно установленные на осях ползунов-роликов 8. Зубья 11 реек 10, определяющие положение сиденья по высоте, с целью обеспечения фиксации промежуточных положений подушки 2 сиденья через равномерные интервалы выполнены с переменным шагом, прогрессивно увеличивающимся в сторону увеличения высоты положения подушки. С зубьями 11 реек 10 входят в зацепление защелки 12, установленные на осях 7. Защелки 12 выполнены в виде двуплечих рычагов, на одном конце которых расположен косой зуб. Защелки 12 прижимаются к зубьям 11 реек 1, с помощью пружин (например, пружин 13 кручения). Для обеспечения надежной фиксации и предотвращения самопроизвольного расстопоривания защелок 12 они поджимаются к рейкам 10 заклинивающим элементом.
Заклинивающий элемент, в частности, может быть выполнен в виде : кулачков 14, шарнирно установленных на основании 2 (фиг.1-б). Кулачки 14 кинематически соединены с рукояткой 15 посредством шарнирной тяги 16 и скобы 17, жестко связанной с рукояткой 15. Рукоятка 15 устанавливается шарнирко на основании 3, например на сквозной оси 18 расположенной внутри полых осей 7, и отогнута назад (фиг.З). На оси 18 жестко крепится скоба 17, к которой в свою очередь жестко прикреплен упор (например, стержень) 19 для взаимодействия с плечом 20 защелки 12. Кулачки 14 поджимаются к защелкам 12с помощью пружины 21, установленной между тягой 16 и основанием 3. Кулачок 14 (фиг.4-6) имеет два участка: прямолинейный а, обеспечивающий фиксацию защелки 12 путем поджима ее к рейке 10 (фиг„4), и криволинейный б, обеспечивающий подъем защелки 12 (фиг.5 и 6). Относительное положение оси 22 крепления кулачка 14 к основанию 3 и оси 23 соединения кулачка 14 с тягой 16 выбрано таким образом, что в поджатом положении, кулачка (фиг.4) ось 23 находится правее оси 22, а в расфиксированном положении кулачка (фиг.5,6) ось 23 находится левее оси 22.
К верхним плечам рычагов 4 и 5 (фиг. 1 и 2) шарнирно на цапфах 24 крепятся ползуны, выполненные в виде втулок 25, установленных с возможностью поворота и переме щения вдоль продольной оси цапф 24. Втулки 25 перемещаются по цилиндрическим верхним направляющим 26, выполненным в виде валов и закрепленным концами на каркасе 1. Механизм регулирования сиденья в продольном направлении включает защелку 27, выполненную в виде скобы, ох0 ватывающей ползун-втулку 25 и установленной на одной из направляющих 26 так, что направляющая 26 служит осью поворота защелки 27. Защелка 27 подпружинена пружиной 28 и для фиксации сиденья в одном
5 из положений элементов зацепления входит в вырезы 29, размещенные на каркасе 1. Для удобства регулирования сиденья в продольном направлении защелка 27 снабжена рукояткой 30.
0 Предлагается вариант исполнения (фиг.7 и 8), в котором заклинивающий элемент механизма регулирования сиденья по высоте выполнен в виде клина 31. В застопоренном положении поверхность 32 клина
5 31 соприкасается с поверхностью защелки 12, а поверхность 33 - с поверхностью элемента основания, выполненного, в частности, в виде жестко закрепленной на основании 3 скобы 34. В клине 31 выполнена
0 криволинейная прорезь 35 для связи с рукояткой 15 посредством жестко закрепленного на скобе 17 пальца 36, входящего в прорезь 35. Торцевая поверхность 37 клина может служить упором для взаимодействия
5 с плечом 20 защелки 12,
Механизм регулирования сиденья по высоте и с заклинивающим элементом в виде кулачков работает следующим образом (фиг.4-6).
0 Приподнимая рукоятку 15, расфиксиру- ют защелку 12. При этом механизм переходит из положения, изображенного на фиг.4, в положение фиг.5 (сплошная линия). Упор 19 упирается в плечо 20 защелки 12. Кулачок
5 14 поворачивается участком б к защелке 12. Так как ось 23 при этом оказывается левее оси 22, то поджимающая тягу 16 пружина 21 удерживает кулачок 14 в этом положении, позволяя отпустить рукоятку 15.
0 После этого поднимают одну сторону каркаса сиденья 2 или весь каркас одновременно на требуемую высоту. При этом рычажный механизм начинает раскрываться, а защелка 12, скользя своим скосом по скосам зубь5 ев 11 рейки 10, перескакивает до фиксации в выбранном водителем положении. Защелка 12 совершает колебательные движения вокруг оси (фиг.5, пунктирная линия).
Для опускания сиденья в крайнее ниж- «, нее положение рукоятку 15 поднимают до
упора (фиг.6). При этом упор 19 скобы 17, взаимодействуя с плечами 20 защелок 12 и преодолевая усилие пружин 13 и 21, поднимает обе защелки 12, выводя их из зацепления с зубьями 11 реек 10, Каркас 1 сиденья под действием собственного веса опускается в крайнее --нижнее положение. После окончания регулировки рукоятку 15 опускают вниз. При этом кулачок 14 поворачивается участком а к защелке 12 (фиг,4), прижимая ее к рейке 10 и таким образом фиксируя ее.
В варианте выполнение заклинивающего элемента в виде клина 31 фиксация защелки 12 происходит при одновременном ее поджатии и соприкосновении клина со скобы 34. Для обеспечения возможности раскрытия защелки 12 поворотом рукоятки 15 в обратном направлении производят перемещение клина до соприкосновения его торцевой поверхности 37 с плечом 20 защелки 12.
Для регулирования сиденья в продольном направлении поворотом защелки 27 вокруг направляющей 26 производят рас- фиксацию верхних плеч рычагов 5 с каркасом сиденья. Затем перемещают каркас сиденья по направляющим 26 на необходимую величину и поворотом защелки 27, вводят ее в зацепление с элементами зацепления - вырезами 29, размещенными на каркасе сиденья,
Формула изобретения 1. Сиденье транспортного средства.по авт. св. СССР N 1668176, от л ичающее- с я тем, что, с целью повышения надежности, каждый из механизмов вертикального регулирования сиденья по высоте включает
27 28 29 29
шарнирно соединенные с нижними плечами кинематически связанных с основанием рычагов зубчатые рейки и шарнирно закрепленную на основании защелку, представляющую собой подпружиненные двуплечие рычаги, при этом сиденье снабжено размещенным над защелками с возможностью взаимодействия с наружной их поверхностью заклинивающим элементом,
кинематически связанным с шарнирно закрепленной на основании рукояткой, и упором для взаимодействия со свободным плечом соответствующей защелки.
2.Сиденье по п.1, отличающееся тем, что заклинивающий элемент включает
жестко соединенные между собой кулачки, кинематическая связь которых с рукояткой осуществлена посредством шарнирной подпружиненной в сторону основания тяги, а упор жестко связан с рукояткой.
3.Сиденье по п.1,отличающееся тем, что заклинивающий элемент представляет собой клин, установленный с возможностью контакта с защелкой и элементом
основания, а кинематическая связь клина с рукояткой осуществлена посредством прорези выполненного в теле клина с подвижно установленным в ней пальцем, при этом упор образован торцевой поверхностью
клина,
4.Сиденье по п.1,отличающееся тем, что подпружиненный элемент механизма регулировки сиденья в продольном направлении шарнирно связан с одной из
цилиндрических направляющих с возможностью перемещения вдоль или вместе с верхним плечом соответствующего рычага, а фиксатор выполнен на каркасе подушки сиденья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДВЕСКА СИДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ | 1972 |
|
SU331946A1 |
СБОРНЫЙ ВЫСОКИЙ ДЕТСКИЙ СТУЛ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОТЫ | 2007 |
|
RU2404698C2 |
ИЗОБРЕТЕНИЯ | 1973 |
|
SU394966A1 |
Устройство для измельчения масла | 1984 |
|
SU1364253A2 |
Устройство для регулирования усилия натяжения нити | 1977 |
|
SU647031A1 |
Спасательный захват /варианты/ | 2016 |
|
RU2643084C1 |
СТОПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ БЕЗОПАСНОЙ КОБУРЫ | 2011 |
|
RU2646021C2 |
Предохранительное приспособление для автоматического выключения пресса | 1935 |
|
SU49844A1 |
Кресло-коляска | 1988 |
|
SU1572618A1 |
Виброгасящее сиденье транспортного средства | 1981 |
|
SU1259958A3 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения - повышение надежности. Для этого рейки it) с косыми зубьями механизмов регулирования сиденья по высоте шарнирно связаны с нижними плечами рычагов 5, кинематически связанных с основанием. Взаимодействующие с рейками 10 защелки 12 в форме косого зуба шарнирно связаны с основанием. Заклинивающий элемент 14 или 31 связан с рукояткой 15, шарнирно установленной на основании. Заклинивающий элемент может быть выполнен в виде шарнирно связанных с основанием подпружиненных кулачков 14 По второму варианту исполнения заклинивающий элемент может быть выполнен в виде клина 31, размещенного между защелкой и элементом основания-скобой. Механизм регулирования сиденья в продольном направлении выполнен в виде подпружиненной защелки 27, фиксирующейся в вырезах 29 каркаса и шарнирно установленной на одной из направляющих 26 с возможностью перемещения вдоль нее. 3 з п. ф-лы, 8 ил. сл с
т4 х т Г v. .
тI г//
7 ГЗ 21 16 Я 10 3 ff ft
8
фие i
20
11 iQ 7 |У в 8 Г7 Гв J
л
Фиг. 2
30 Ц ВидА
15
Фиг.З
Фиг. 4
CNJ
-
см о ч-
СМ
счл
SS
Ь
CS4 tS
73313472 70 71
Фиг. 7
Фиг.в
W
33
72
Сиденье транспортного средства | 1986 |
|
SU1668176A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-06-15—Публикация
1987-12-15—Подача