Сиденье транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60N2/02 

Описание патента на изобретение SU1740212A2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. Nfe 1668176.

Цель изобретения - «.с-вышен е надежности.

На фиг.1 показано сидзыь о стопорящим элементом в виде кулачков, вид сбоку; на фиг.2 -то же, вид спереди; на фиг.З - вид по стрелке А на фиг.2; на фиг.4 - механизм регулирования сиденья по высоте и углу наклона со стопорящим элементом в виде кулачков (зафиксированное положение), вид сбоку; на фиг.5 - то же, в момент подъема

сиденья; на фиг.6 - то же, в момент опускания сиденья; на фиг.7- вариант выполнения сиденья со стопорящим элементом в виде клина, вид сбоку; на фиг.8 - стопорящий элемент в виде клина.

Сиденье (фиг. 1-3) содержит каркас 1, на который устанавливается посадочное место - подушка 2, и основание 3. связанные между собой независимыми направляющими рычажными механизмами, каждый из которых включает скрещивающиеся по типу нюренбергских ножниц направляющие рычаги 4 и 5, шарнирно соединенные осью 6. Рычаги 4 шарнирно смонтированы на основании 3 с возможностью поворота

VJ

ГЬь

о

го

ю

ю

относительно оси 7, а рычаги 5 снабжены ползунами-роликами 8, которые перемещаются по нижним направляющим 9. Для по- вышения устойчивости каждого из рычажных механизмов ползуны-ролики 8 выполнены спаренными и разнесенными в горизонтальной плоскости. Каждая пара направляющих рычагов оснащена своим независимым механизмом регулирования сиденья по высоте, включающим рейки 10с косыми зубьями 11, свободно установленные на осях ползунов-роликов 8. Зубья 11 реек 10, определяющие положение сиденья по высоте, с целью обеспечения фиксации промежуточных положений подушки 2 сиденья через равномерные интервалы выполнены с переменным шагом, прогрессивно увеличивающимся в сторону увеличения высоты положения подушки. С зубьями 11 реек 10 входят в зацепление защелки 12, установленные на осях 7. Защелки 12 выполнены в виде двуплечих рычагов, на одном конце которых расположен косой зуб. Защелки 12 прижимаются к зубьям 11 реек 1, с помощью пружин (например, пружин 13 кручения). Для обеспечения надежной фиксации и предотвращения самопроизвольного расстопоривания защелок 12 они поджимаются к рейкам 10 заклинивающим элементом.

Заклинивающий элемент, в частности, может быть выполнен в виде : кулачков 14, шарнирно установленных на основании 2 (фиг.1-б). Кулачки 14 кинематически соединены с рукояткой 15 посредством шарнирной тяги 16 и скобы 17, жестко связанной с рукояткой 15. Рукоятка 15 устанавливается шарнирко на основании 3, например на сквозной оси 18 расположенной внутри полых осей 7, и отогнута назад (фиг.З). На оси 18 жестко крепится скоба 17, к которой в свою очередь жестко прикреплен упор (например, стержень) 19 для взаимодействия с плечом 20 защелки 12. Кулачки 14 поджимаются к защелкам 12с помощью пружины 21, установленной между тягой 16 и основанием 3. Кулачок 14 (фиг.4-6) имеет два участка: прямолинейный а, обеспечивающий фиксацию защелки 12 путем поджима ее к рейке 10 (фиг„4), и криволинейный б, обеспечивающий подъем защелки 12 (фиг.5 и 6). Относительное положение оси 22 крепления кулачка 14 к основанию 3 и оси 23 соединения кулачка 14 с тягой 16 выбрано таким образом, что в поджатом положении, кулачка (фиг.4) ось 23 находится правее оси 22, а в расфиксированном положении кулачка (фиг.5,6) ось 23 находится левее оси 22.

К верхним плечам рычагов 4 и 5 (фиг. 1 и 2) шарнирно на цапфах 24 крепятся ползуны, выполненные в виде втулок 25, установленных с возможностью поворота и переме щения вдоль продольной оси цапф 24. Втулки 25 перемещаются по цилиндрическим верхним направляющим 26, выполненным в виде валов и закрепленным концами на каркасе 1. Механизм регулирования сиденья в продольном направлении включает защелку 27, выполненную в виде скобы, ох0 ватывающей ползун-втулку 25 и установленной на одной из направляющих 26 так, что направляющая 26 служит осью поворота защелки 27. Защелка 27 подпружинена пружиной 28 и для фиксации сиденья в одном

5 из положений элементов зацепления входит в вырезы 29, размещенные на каркасе 1. Для удобства регулирования сиденья в продольном направлении защелка 27 снабжена рукояткой 30.

0 Предлагается вариант исполнения (фиг.7 и 8), в котором заклинивающий элемент механизма регулирования сиденья по высоте выполнен в виде клина 31. В застопоренном положении поверхность 32 клина

5 31 соприкасается с поверхностью защелки 12, а поверхность 33 - с поверхностью элемента основания, выполненного, в частности, в виде жестко закрепленной на основании 3 скобы 34. В клине 31 выполнена

0 криволинейная прорезь 35 для связи с рукояткой 15 посредством жестко закрепленного на скобе 17 пальца 36, входящего в прорезь 35. Торцевая поверхность 37 клина может служить упором для взаимодействия

5 с плечом 20 защелки 12,

Механизм регулирования сиденья по высоте и с заклинивающим элементом в виде кулачков работает следующим образом (фиг.4-6).

0 Приподнимая рукоятку 15, расфиксиру- ют защелку 12. При этом механизм переходит из положения, изображенного на фиг.4, в положение фиг.5 (сплошная линия). Упор 19 упирается в плечо 20 защелки 12. Кулачок

5 14 поворачивается участком б к защелке 12. Так как ось 23 при этом оказывается левее оси 22, то поджимающая тягу 16 пружина 21 удерживает кулачок 14 в этом положении, позволяя отпустить рукоятку 15.

0 После этого поднимают одну сторону каркаса сиденья 2 или весь каркас одновременно на требуемую высоту. При этом рычажный механизм начинает раскрываться, а защелка 12, скользя своим скосом по скосам зубь5 ев 11 рейки 10, перескакивает до фиксации в выбранном водителем положении. Защелка 12 совершает колебательные движения вокруг оси (фиг.5, пунктирная линия).

Для опускания сиденья в крайнее ниж- «, нее положение рукоятку 15 поднимают до

упора (фиг.6). При этом упор 19 скобы 17, взаимодействуя с плечами 20 защелок 12 и преодолевая усилие пружин 13 и 21, поднимает обе защелки 12, выводя их из зацепления с зубьями 11 реек 10, Каркас 1 сиденья под действием собственного веса опускается в крайнее --нижнее положение. После окончания регулировки рукоятку 15 опускают вниз. При этом кулачок 14 поворачивается участком а к защелке 12 (фиг,4), прижимая ее к рейке 10 и таким образом фиксируя ее.

В варианте выполнение заклинивающего элемента в виде клина 31 фиксация защелки 12 происходит при одновременном ее поджатии и соприкосновении клина со скобы 34. Для обеспечения возможности раскрытия защелки 12 поворотом рукоятки 15 в обратном направлении производят перемещение клина до соприкосновения его торцевой поверхности 37 с плечом 20 защелки 12.

Для регулирования сиденья в продольном направлении поворотом защелки 27 вокруг направляющей 26 производят рас- фиксацию верхних плеч рычагов 5 с каркасом сиденья. Затем перемещают каркас сиденья по направляющим 26 на необходимую величину и поворотом защелки 27, вводят ее в зацепление с элементами зацепления - вырезами 29, размещенными на каркасе сиденья,

Формула изобретения 1. Сиденье транспортного средства.по авт. св. СССР N 1668176, от л ичающее- с я тем, что, с целью повышения надежности, каждый из механизмов вертикального регулирования сиденья по высоте включает

27 28 29 29

шарнирно соединенные с нижними плечами кинематически связанных с основанием рычагов зубчатые рейки и шарнирно закрепленную на основании защелку, представляющую собой подпружиненные двуплечие рычаги, при этом сиденье снабжено размещенным над защелками с возможностью взаимодействия с наружной их поверхностью заклинивающим элементом,

кинематически связанным с шарнирно закрепленной на основании рукояткой, и упором для взаимодействия со свободным плечом соответствующей защелки.

2.Сиденье по п.1, отличающееся тем, что заклинивающий элемент включает

жестко соединенные между собой кулачки, кинематическая связь которых с рукояткой осуществлена посредством шарнирной подпружиненной в сторону основания тяги, а упор жестко связан с рукояткой.

3.Сиденье по п.1,отличающееся тем, что заклинивающий элемент представляет собой клин, установленный с возможностью контакта с защелкой и элементом

основания, а кинематическая связь клина с рукояткой осуществлена посредством прорези выполненного в теле клина с подвижно установленным в ней пальцем, при этом упор образован торцевой поверхностью

клина,

4.Сиденье по п.1,отличающееся тем, что подпружиненный элемент механизма регулировки сиденья в продольном направлении шарнирно связан с одной из

цилиндрических направляющих с возможностью перемещения вдоль или вместе с верхним плечом соответствующего рычага, а фиксатор выполнен на каркасе подушки сиденья.

Похожие патенты SU1740212A2

название год авторы номер документа
ПОДВЕСКА СИДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ 1972
SU331946A1
СБОРНЫЙ ВЫСОКИЙ ДЕТСКИЙ СТУЛ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОТЫ 2007
  • Джейкобс Имре Петер
  • Ван Гелдерен Мартийн Ханс
  • Биерманн Эрик
  • Ван Петегем Фиона Эми
RU2404698C2
ИЗОБРЕТЕНИЯ 1973
  • Иностранец Патрис Мари Бейон
SU394966A1
Устройство для измельчения масла 1984
  • Гребенников Николай Иванович
SU1364253A2
Устройство для регулирования усилия натяжения нити 1977
  • Дано Василев Данов
  • Стоян Иванов Валканов
SU647031A1
Спасательный захват /варианты/ 2016
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2643084C1
СТОПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ БЕЗОПАСНОЙ КОБУРЫ 2011
  • Абушаев Евгений
RU2646021C2
Предохранительное приспособление для автоматического выключения пресса 1935
  • Гирш И.И.
  • Сторожев М.В.
SU49844A1
Кресло-коляска 1988
  • Шарубин Федор Исаакович
SU1572618A1
Виброгасящее сиденье транспортного средства 1981
  • Джеймс Эдвард Томсон
  • Леонард Элмер Сандвик
  • Марк Элэн Эллиотт
SU1259958A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 740 212 A2

Реферат патента 1992 года Сиденье транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сиденьям тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Цель изобретения - повышение надежности. Для этого рейки it) с косыми зубьями механизмов регулирования сиденья по высоте шарнирно связаны с нижними плечами рычагов 5, кинематически связанных с основанием. Взаимодействующие с рейками 10 защелки 12 в форме косого зуба шарнирно связаны с основанием. Заклинивающий элемент 14 или 31 связан с рукояткой 15, шарнирно установленной на основании. Заклинивающий элемент может быть выполнен в виде шарнирно связанных с основанием подпружиненных кулачков 14 По второму варианту исполнения заклинивающий элемент может быть выполнен в виде клина 31, размещенного между защелкой и элементом основания-скобой. Механизм регулирования сиденья в продольном направлении выполнен в виде подпружиненной защелки 27, фиксирующейся в вырезах 29 каркаса и шарнирно установленной на одной из направляющих 26 с возможностью перемещения вдоль нее. 3 з п. ф-лы, 8 ил. сл с

Формула изобретения SU 1 740 212 A2

т4 х т Г v. .

тI г//

7 ГЗ 21 16 Я 10 3 ff ft

8

фие i

20

11 iQ 7 |У в 8 Г7 Гв J

л

Фиг. 2

30 Ц ВидА

15

Фиг.З

Фиг. 4

CNJ

-

см о ч-

СМ

счл

SS

Ь

CS4 tS

73313472 70 71

Фиг. 7

Фиг.в

W

33

72

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1740212A2

Сиденье транспортного средства 1986
  • Тищенко Владимир Федорович
  • Баханов Анатолий Афанасьевич
  • Заяц Яков Израилевич
  • Глузман Илья Александрович
  • Ребров Андрей Викторович
SU1668176A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 740 212 A2

Авторы

Тищенко Владимир Федорович

Заяц Яков Израилевич

Глузман Илья Александрович

Ребров Андрей Викторович

Латюк Валентин Герасимович

Даты

1992-06-15Публикация

1987-12-15Подача