Известны зубчатые механизмы прерывистого вращения, содержащие неполнозубые зубчатые колеса. В процессе работы кинематическая цепь у них периодически разрывается и вновь замыкается, что сопровождается ударами, которые быстро изнащивают и разрущают рабочие звенья механизмов.
Предлагаемый механизм отличается от известных тем, что ведомое колесо выполнено удлиненным с полукруглыми и прямолинейными зубчатыми участками и снабжено прямоугольной прорезью, в которой установлен ведомый вал с закрепленной на нем специальной подщипниковой втулкой. Последняя взаимодействует через ролики с боковыми стенками прорези и имеет бурт и крыщку, которые взаимосвязаны через шарики с противоположными торцами колеса. Это устраняет периодический разрыв зацепления колес и позволяет сделать работу механизма безударной и бесшумной.
На фиг. 1 изображен общий вид механизма; на фиг. 2 - вид его в плане; на |фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 1 (установка ведомого зубчатого колеса на ведомом валу) в увеличенном масштабе; на фиг. 4 - разрез по Б-Б на фиг. 3 (по специальному подшипнику) также в увеличенном масштабе.
лес. Колесо / установлено с помощью шпонки на ведущем валу 3 и крепится к нему щайбой 4, винтами 5 и стопорной пластиной 6 с загнутыми к головкам винтов углами.
Колесо 2 по форме продолговатое, зубчатое, с прямолинейными участками. Оно состоит из двух рабочих профилей - зубчатого и плоского. Последний служит дополнительным (кроме самого зубчатого зацепления) направляющим элементом движения. В середине колеса по большой оси сделана прямоугольная прорезь, с помощью которой оно устанавливается на ведомом валу 7. Прорезь одновременно служит для прямолинейного движения этого колеса по валу перпендикулярно его оси и опорным элементом для передачи вращения самому валу.
Вращение или прямолинейное движение ведомого колеса зависит от того, какой участок его профиля - полукруглый или прямой - находится в данный момент в зацеплении с ведущим колесом.
Для уменьшения трения при прямолинейном движении ведомое колесо устанавливается на валу 7 с помощью специального подшипника, который имеет подшипниковую втулку 8 с прямоугольным буртом. В боковых опорных стенках и бурте втулки сделаны углубления, в которые соответственно вкладываются ролики 9 и шарики 0, Боковые
стенки с роликами при вращении ведомого колеса воспринимают крутящий момент. Втулка устанавливается на валу 7 с помощью шпонки 11. От осевого перемещения ведомое колесо удерживает крышка 12, в которой также сделаны углубления, заполненные щариками 10. Крыщка закрепляется на валу винтами 5 и стопорной пластиной 6.
Для дополнительного направления прямолинейного движения колеса, а также для восприятия инерционных сил в мощных быстроходных передачах предусмотрена стойка 13, которую закрепляют на станине мащины болтами 14 и гайками 15. Стойка имеет отверстие, через которое пропускают ведущий вал 3.
Работает механизм следующим образом.
При вращении ведущего колеса ведомое, находясь с ним в зацеплении, также движется. Движение ведомого колеса раскладывается на вращение ,и прямолинейное поступательное движение. При проходе полукруглых участков ведомое колесо, вращаясь, вращает и ведомый вал. При переходе на прямолинейный участок оно перестает вращаться (ведомый вал тоже) и начинает двигаться прямолинейно по специальному подшипнику
вниз. Поступательное движение колеса продолжается до тех пор, пока не закончится прямолинейный зубчатый участок, т. е. пока конец прорези не упрется в верхнюю грань втулки. В следующий момент в зацепление с ведущим колесом входит полукруглый участок ведомого, последний поворачивается и через ролики и втулку поворачивает ведомый вал.
Предмет изобретения
Зубчатый механизм прерывистого вращения, содержащий ведущее и ведомое зубчатые колеса, отличающийся тем, что, с целью устранения периодического разрыва зацепления колес и достижения безударной и бесшумной работы механизма, ведомое колесо выполнено удлиненным с полукруглыми и
прямолинейными зубчатыми участками и снабжено прямоугольной прорезью, в которой установлен ведомый вал с закрепленной на нем специальной подшипниковой втулкой, взаимодействующей через ролики с боковыми стенками прорези и имеющей бурт и крышку, которые через шарики взаимосвязаны с противоположными торцами колеса.
/2
ю - s Фиг.г
Фиг. if
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Штемпельный станок-полуавтомат | 1990 |
|
SU1781085A1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
ВЕЛОСИПЕД ДВУХКОЛЕСНЫЙ | 2018 |
|
RU2696749C1 |
МАТРИЧНО-ЗУБЧАТАЯ ВАРИАТИВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2022 |
|
RU2803217C1 |
Зубчато-реечная передача | 1986 |
|
SU1577709A3 |
ПЕРЕНОСНОЙ РЕЛЬСОСВЕРЛИЛЬНЫЙ СТАНОК | 1995 |
|
RU2092648C1 |
Сцепная муфта | 1929 |
|
SU35505A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2005 |
|
RU2298714C2 |
СЦЕПНАЯ МУФТА | 1969 |
|
SU233373A1 |
Приспособление для обработки глобоидальных кулачков | 1976 |
|
SU667338A1 |
Даты
1965-01-01—Публикация