Изобретение относится к обслуживанию автомобилей, в частности к технике измерения углов установки колес автомобиля.
Известно устройство для измерения углов установки управляемых колес автомобиля, содержащее закрепляемую на колесе регулируемую платформу, скрепленную с платформой цилиндрическую оправку, установленную на эту оправку каретку с уровнем,котораяснабжена штангой-указателем, шарнирно соединенной с оправкой так, что ось шарнира перпендикулярна оси штанги-указателя.
Недостатком этого устройства является низкая точность измерения углов, обусловленная наличием промежуточного элемента - оправки между вращаемым колесом и удерживаемым от вращения уровнем и возможностью внесения дополнительной погрешности, вызываемой кривизной диска и рядом технологических операций при установке и эксплуатации устройства.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является прибор для измерения развала колес транспортных средств, содержащий корпус с угловой шкалой, цилиндрический уровень и элемент крепления корпуса к колесу, в котором корпус выполнен в виде Г-образного рычага, установленного с возможностью фиксирования на элементе крепления и шарнирно связанного с ним, прибор снабжен опорным узлом, связанным плоской пружиной q длинным плечом Г-образного рычага, указателем с осью, установленным на опорном узле, подвижным звеном, шарнирно связанным одним концом с коротким плечом Г-образного рычага, а другим - с осью вращения указателя.
Однако известный прибор не позволяет получить высокую точность измерения в силу следующих обстоятельств. При недостаточно затянутой гайке возможен проворот корпуса вокруг элемента крепления, обусловленный значительной длиной плеча рычага корпуса. Это приводит к значительной абсолютной погрешности, что нежелательно при замере малых углов. Ввиду громоздкости уз.лов прибора и отсутствия подвижности элемента фиксации возможно отклонение системы от исходного положения, приводящее к погрешности в измерениях. Установление отсчетного узла - стрелки на оси приводит к нежелательным отклонениям стрелки в процессе движения колёса при его проворачивании. Кроме того, не обеспечивается возможность градуировки шкалы с высокой степенью точности.
Использование известного устройства значительно снижает производительность
процесса измерения развала колес, обусловленную тем, что замеры необходимо производить при ручной фиксации стрелки и корпуса. Прибор громоздкий, не обладает
достаточной универсальностью при измерении углов развала различных типоразмеров колес, так как элемент крепления предусмотрен для определенного ти па колес.
Целью изобретения является повыше0 ние точности и производительности измерения. -.
В устройстве для измерения углов установки управляемых колес, содержащем корпус, узел его крепления на измеряемом
5 колесб, установленный уровень и отсчеткый узел, узел крепления корпуса выполнен в виде платформы с элементами фиксации, расположенными в вершинах треугольника с возможностью изменения их взаимного
0 расположения в плоскости платформы, установочный уровень закреплен шарнирно на корпусе с возможностью углового перемещения посредством взаимодействия с регулировочным винтом, а отсчетный узел
5 выполнен в виде датчика перемещений, взаимодействующего с уровнем и соединенного с регистрирующим блоком.
На фиг.1 схематично представлено устройство для измерения углов установки уп0 равляемых колес автомобиля, общий вид; на фиг.2 -узел крепления корпуса на измеряемом колесе.
Устройство состоит из корпуса 1, на котором жестко закреплен узел 2 крепления к
5 измеряемому колесу 3, выпол-ненный в виде треугольной платформы 4. В вершинах треугольника платформы расположены элементы 5 фиксации. При этом один из элементов фиксации выполнен с возможностью пере0 мещения в направлении к центру треугольника в плоскости платформы, обеспеченной наличием направляющих 6, штока 7 и пружины 8. Два других представляют собой ползун 9 с упорами 10, закрепленными на
5 платформе 4 болтами 11, что позволяет их перемещать при изменении типоразмера колес. Регулировочный винт 12 и датчик 13 перемещений установлены в корпусе 1 с возможностью контакта с пластиной 14, за0 крепленной на установочном цилиндрическом уровне 15, который закреплен на корпусе посредством шарнира 16. Датчик перемещения, выполненный в виде индукционного датчика, электрически связан- с
5 электрическим регистрирующим блоком 17, снабженным регулировочной ручкой 18.
Устройство работает следующим образом.
Посредством элементов фиксации устройство устанавливается на диск колеса 3.
При этом, путем сжатия пружины 8 шток 7 радиально перемещается по направляющим 6 к центру платформы 4. В этом состо- янии узел 2 крепления к колесу 3 с закрепленным корпусом 1 заводится за кромку диска колеса 3 упорами 10.
Снятием нагрузки с пружины 8 платформа 4 фиксируется на диск колеса 3. При изменении диаметра диска колеса производится ослабление болта 11 и перемещением ползуна 9 регулируется положение фиксирующих элементов.
Регулировочным винтом 12 добиваются горизонтального положения установочного уровня 15, что обеспечивается шарниром 16. При этом, происходит перемещение установочного уровня 15 с пластиной 14 в вертикальной плоскости. Пластина 14 изменяет положение сердечника индукционного датчика, электрический сигнал которого поступает на регистрирующий блок 17. На шкале регистрирующего блока устанавливается нулевая отметка при помощи регулировочной ручки 48.
Колесо 3 с закрепленным на нем устройством проворачивается на 180°. В этом положении производится повторная установка установочного уровня 15 в горизонтальное положение. При этом изменяется положение пластины 14, которая вызывает перемещение сердечника индукционного датчика, а сигнал с датчика изменяет показание регистрирующего блока 17, являющееся результатом измерения.
Процесс измерения с помощью предлагаемого устройства прост, так как устройство легко устанавливается на диске колеса без использования дополнительных технических средств. Для этого достаточно снять нагрузку с пружины фиксирующего элемента. Для установки уровня в горизонтальное положение и регистрирующего блока на горизонтальную отметку достаточно повернуть регулировочный винт и ручку 5 регистрирующего блокг
Точность измерения достигается за счет упрощения кинематической связи между элементами устройства. При этом, установочный уровень с пластиной непосредст0 венно воздействует на сердечник датчика, исключая погрешности, вводимые элементами кинематической цепи.
Использование устройства позволяет повыс ить производительность измерения,
5 повышает , наглядность съема показаний и позволяет автоматизировать процесс измерения путем подключения его к вычислительным средствам.
Устройство универсально, так как обес0 печивается возможность перенастройки его на колеса различных размеров путем перемещения фиксирующих элементов в другое положение.
Формула изобретения
5 Устройство для измерения углов установки управляемых колес автомобиля, содержащее корпус, узел его крепления на измеряемом колесе, установочный уровень и отсчетный узел, отличающееся тем,
0 что, с целью повышения точности и производительности измерения, узел крепления корпуса выполнен в виде платформы с элементами фиксации, расположенными в вершинах треугольника и выполненными с
5 возможностью изменения их взаимного положения в плоскости платформы, уровень закреплен шарнирно на корпусе с возможностью углового перемещения посредством взаимодействия с регулировочным винтом,
0 а отсчетный узел выполнен в виде датчика перемещений.
Изобретение относится к обслуживанию автомобилей, в частности к устройствам для измерения углов установки 1 15 -16 /7. IS Я УГОЛЕС уживаройстновки управляемых колес. Целью изобретения является повышение точности и производительности измерения. Устройство состоит из корпуса 1 с жестко закрепленным на нем узлом 2 крепления к измеряемому колесу 3, который выполнен в виде платформы, в вершинах треугольника которой с возможностью изменение взаимного расположения в плоскости платформы расположены элементы 5 фиксации. Устройство также содержит пластину 14, закрепленную на установочном уровне 15, которая контактирует с размещенным в корпусе регулировочным винтом 12 и датчиком 13 перемещений, подключенным к регистрирующему блоку 17 2 ил. 12 -W Ё Фиг.1 XI 4ь. О Ч О N СО
Устройство для измерения углов установки управляемых колес автомобиля | 1983 |
|
SU1312370A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Прибор для измерения развала колес транспортных средств | 1981 |
|
SU976288A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-07-07—Публикация
1990-09-21—Подача