Изобретение относится к устройствам, повышающим безопасность эксплуатации мобильных транспортных средств.
Известен механизм блокировки запуска пускового дигателя, содержащий контактный прерыватель, установленный в цепи первичной обмотки магнето- пускового двигателя, и пластину, установленную на крыше коробки передач с возможностью взаимодействия с рычагом переключения передач и контактным прерывателем.
Недостатком известного механизма являв ся низкая надежность и безопасность работы.
Наиболее близким к предлагаемому датчику по своей технической сущности и достигаемому результату является блокирующее устройство пускового двигателя внут- реннего сгбрания, главный двигатель которого снабжен коробкой перемены передач с рычагом переключения передач, содержащее механизм выключения зажигания пускового двигателя и выключатель для замыкания первичной обмотки магнето-пускового двигателя на массу. Механизм выключения зажигания выполнен в виде закрепленных на коробке перемены передач оси и сегментного контакта с вертикальной прорезью в центральной части и вильчатого держателя, шарнирно установленного на оси и снабженного вильчатым концом, кинематически связанным с рычагом переключения передач, а выключатель для замыкания первичной обмотки магнето выполнен в виде регулируемого стержневого контакта, закрепленного на вильчатом держателе, причем стержневой контакт частично размещен в прорези сегментного контакта и электрически соединен с первичной обмоткой магнето Механизм выключения зажигания может быть снабжен пружиной, установленной на оси для поджатия вильчатого держателя к коробке перемены передач.
Известное устройство имеет сложную конструкцию, а следовательно, и низкую на(Л
С
vj
4
VJ
VI
Јь
дежность работы, большую трудоемкость изготовления и монтажа, высокую стоимость. Механизм содержит большое количество деталей, точных сопрягаемых поверхностей, регулируемых деталей. Количество наименований деталей (без учета электрической схемы) - 15. общее количество - 16. Точного сопряжения требуют вильчатый конец вильчатого держателя с рычагом переключения передач, прорезь сегментного контакта с осью механизма выключения зажигания, выключатель со стержневым контактом, стержневой контакт с осью вильчатого держателя. Регулировки требуют стержневой контакт, опорная пластина, гайки крепления провода.
Кроме того, перекос, возникающий между осью вильчатого держателя и самим держателем при регулировке стержневого контакта, воздействие пружины механизма выключения зажигания на вильчатый держатель затрудняет переключение передач и приводит к интенсивному износу стержневого контакта и сегментного контакта.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности работы датчика.
Эта цель достигается тем, что датчик для блокировки запуска двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, снабженного коробкой перемены передач с рычагом переключения передач, содержащий контактный прерыватель, кинематически связанный с рычагом и разомкнутый при расположении рычага в нейтральном положении, снабжен витой пружиной, один конец которого закреплен неподвижно относительно рычага, причем контактный прерыватель выполнен в виде двух кольцевых контактов, один из которых закреплен на рычаге, а другой через дополнительно установленное изоляционное кольцо - на втором конце пружины, которая установлена соосно рычагу, а рабочая поверхность одного из кольцевых контактов выполнена конической.
На чертеже изображен предлагаемый датчик.
Датчик содержит диэлектрическое основание 1, в. котором закреплен один конец оитой цилиндрической пружины 2. На втором конце пружины 2 закреплен контакт 3, расположенный на диэлектрической втулке 4, на ее внутренней конической поверхности. К контакту 3 подпаян провод 5. Основание 1 закреплено на корпусе коробки передач 6 с помощью винтов 7. Пружина 2 установлена соосно с рычагом переключения передач 8. На рычаге переключения 8 с
помощью винта 9 закреплен контакт 10, выполненный в виде втулки.
Втулка 10 изолирована от рычага 8 с помощью диэлектрической втулки 11. С подпаяного провода 5 к контакту 3 осуществляется съем информации о включении передачи. Подача соответствующего элект- ричеслого потенциала на контакт 10 осуществляется по проводу 12. При
0 использовании в схеме управления потенциала коробки передач втулка 11 и провод 12 не используются, а контакт 10 соединяется с рычагом 8. Контакт 10 установлен на рычаг 8 так, чтобы он в нейтральном поло5 жении рычага 8 не касался контакта 3 (с учетом люфта рычага 8 и погрешностей изготовления и установки деталей датчика). Для исключения случайного внешнего замыкания контакта 3 на корпусе автомобиля
0 может быть использован традиционный резиновый чехол (на чертеже не показан).
Кольцевые рабочие поверхности контактов 3, 10 могут быть любой формы, например зубчатой, (для увеличения
5 поверхности соприкосновения контактов).
Контакт 10 может быть выполнен, например, из двух скрепленных половин на рычаге коробки передач, позволяющих производить монтаж всего датчика без разбора
0 коробки передач.
Витая пружина может быть любой формы: цилиндрической, конической, седлообразной и т.п. Жесткость пружины и ее форма подбирается таким образом,чтобы обеспе5 чить ее устойчивость и в то же время исключить произвольное замыкание контактов при вибрациях и толчках мобильного транспортного средства, а также обеспечить при этом минимальную дополнительную нагруз0 ку на рычаг при его переключении.
Кроме того, внешняя электрическая схема управления блокировкой запуска двигателя (на чертеже не показана) может быть выполнена так, чтобы блокировка дейстео5 вала только при пуске двигателя, а после его пуска срабатывание датчика не сказывается на управлении двигателем.
При использовании датчика в электри- ческой схеме управления, где не применяе 0 ся электрический потенциал коробки передач (например, 12в), используется для изолирования контакта 10 от рычага 8 изолирующая втулка 11.
Датчик работает следующим образом.
5 При включении рычагом 8 любой передачи (повороте его на угол) контакт 10 касается конической поверхности контакта 3. При этом свободный конец пружины 2 изгибается, обеспечивая постоянное соединение контакта 10 и контакта 3 при
включенной передаче. Это обеспечивает подачу одного из потенциалов аккумулятора в электрическую схему блокировки запуска двигателя, которая блокирует запуск двигателя при включенной скорости.
Подгонка датчика под конкретную реализацию коробки передач осуществляется путем перемещения контакта 10 вдоль рычага 8 и последующего его стопорения винтом 9.
Таким образом, предлагаемая конструкция датчика значительно проще, а значит и надежнее в работе, что и определяет эффективность его применения. В датчике максимум восемь наименований деталей, одна точная сопрягаемая поверхность - контакта 10, одна регулировка - контакта 10 на рычаге 8. Кроме того, конструкция обеспечивает поворот рычага переключения на любой необходимый угол в любой плоско- сти в пределах хода рычага, что и дает возможность его использовать с любым числом скоростей.
Датчик может быть применен на любом мобильном транспортном средстве, имею- щем рычаг переключения передач.
Таким образом, эффективность предлагаемого устройства выражена в простоте и
надежности исполнения, а также в универсальности его использования для различных коробок передач, в отличии от прототипа, гд необходимо регулировать и сопрягать большое число деталей.
Формула изобретения
Датчик блокирующего устройства двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, снабженного коробкой перемены передач с рычагом переключения передач, содержащий контактный прерыватель, кинематически связанный с рычагом и разомкнутый при расположении рычага в нейтральном положении, отличающий- с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, он снабжен витой пружиной, один конец которой закреплен неподвижно по отношению к рычагу, причем контактный прерыватель выполнен в виде двух кольцевых контактов, один из которых закреплен на рычаге, а другой через дополнительно установленое изоляционное кольцо - на втором конце пружины, которая установленасоосно рычагу, а рабочая поверхность одного из кольцевых контактов выполнена конической.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Блокирующее устройство пускового двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1366681A1 |
Механизм блокировки запуска пускового двигателя | 1983 |
|
SU1098843A1 |
СИСТЕМА ПУСКА ОСНОВНОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОХОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2106517C1 |
Силовая установка | 1979 |
|
SU850890A1 |
БЛОКИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ ПЕРЕДАЧЕ | 2019 |
|
RU2756362C2 |
БЛОКИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2236611C2 |
Пусковой двигатель внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1386734A1 |
БЛОКИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2229033C1 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2120865C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2259505C1 |
Использование: оборудование транспортных средств, повышающее безопасность их эксплуатации. Сущность изобретения: датчик содержит контактный прерыватель, кинематически связанный с рычагом (8) переключения передач и разо- мкнвтый при расположении рычага в нейтральном положении. Он снабжен витой пружиной (2). один конец которой закреплен неподвижно относительно рычага Контактный прерыватель выполнен в виде двух кольцевых контактов, один из которых закреплен на рычаге, а другой через изоляционное кольцо (4) - на втором конце пружины
П
, X схеме r. 5/ioxupotxij
Блокирующее устройство пускового двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1366681A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель | 1917 |
|
SU1986A1 |
Авторы
Даты
1992-07-15—Публикация
1989-06-23—Подача