Изобретение относится к машиностроению, может найти применение в автомобилестроении и мотостроении.
Известен дисковый тормоз, содержащий диск, скобу, два цилиндра, поршни, тормозные колодки с накладками и гидравлический привод.
Недостатком его является сложность конструкции, обусловленная гидравлическим приводом.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является дисковый тормоз, содержащий корпус, установленную с возможностью перемещения на нем скобу, охватывающую тормозной диск, ходовой винт с участками резьбы противоположного направления, один из которых сопрягается со скобой посредством резьбового отверстия в ней, а другой - с гайкой, установленной с возможностью перемещения в отверстии
скобы, две колодки с фрикционными накладками, одна из которых жестко закреплена на одном конце скобы, а другая - на гайке, элементы регулирования осевого положения винта и рычаг тормоза.
Недостатком известного тормоза является дополнительная трудоемкость обслуживания при его эксплуатации.
Указанный недостаток обусловлен необходимостью периодической ручной регулировки зазоров между диском и накладками, которые увеличиваются вследствие износа накладок.
Целью изобретения является снижение трудоемкости обслуживания дискового тормоза при его эксплуатации.
Это достигается тем, что дисковый тормоз, содержащий корпус, тормозной диск, скобу, установленную на корпусе с возможностью осевого перемещения и охватывающую тормозной диск, кодовый винт с
Х|
(Л
(Л
00 XI
участками резьбы противоположного направления, гайку, установленную на одном из участков резьбы в выполненном в скобе отверстии с возможностью осевого перемещения, две тормозные колодки с фрикцион- ными накладками, установленные неподвижно на скобе и гайке, рычаг тормоза и элементы регулирования осевого положения винта, согласно изобретению снабжен второй гайкой, фиксаторами и колесом, выполненным с торцовыми зубьями, расположенными с обеих его сторон, и установленным на ходовом винте между участками резьбы с возможностью ограниченного поворота. При этом гайки выполнены с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, вторая гайка установлена в выполненном в скобе дополнительном отверстии, соосно с первым отверстием, на втором резьбовом участке между колесом и крышкой скобы, Фиксаторы установлены в осевых отверстиях гаек и в выполненных Ъ скобе радиальных отверстиях с контактом соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек и с возможностью одностороннего вращения гаек.
На фиг.1 показан тормоз, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг,1; на фиг.З - вид по стрелке Б на фиг. 1,
Тормоз состоит из корпуса 1, на котором установлена с возможностью переме- .щения скоба 2, охватывающая тормозной диск 3. Колодка А с фрикционной накладкой 5 жестко прикреплена к скобе. Вторая колодка 6 с накладкой 7 жестко закреплена на гайке 8.
Ходовой винт 9 имеет два участка резьбы противоположного направления, которые сопряжены соответственно с гайкой 8, имеющей возможность при работе тормоза поворачиваться в одном направлении и перемещаться вдоль оси винта, и гайкой 10, имеющей возможность при работе тормоза поворачиваться только в одном направлении. Колесо 11с торцовыми зубьями с обеих его сторон установлено на винте 9 с помощью шпонки 12. Ширина шпоночного паза обеспечивает относительный поворот колеса 11 и винта 9.
Фиксаторы 13, установленные в радиальных отверстиях скобы 2, поджимаемые пружинами 14, дают возможность поворачиваться гайкам 8 и 10 при работе тормоза только в одном направлении за счет зубьев 15 на поверхности гаек 8 и 10, Фиксаторы 1 б, установленные в осевых отверстиях гаек 8и 10 и поджимаемые пружинами 17, позволяют поворачиваться гайкам 8 vi 10 при
работе тормоза также в одном направлении за счет торцовых зубьев 18 колеса 11.
Пружина 19 и регулировочные шайбы 20 позволяют правильно установить колодки
4 и б относительно диска 3. Рычаг 21 установлен с помощью шлицев на винте 9 и передает усилие от привода тормоза на этот винт, Возврат рычага 21 в исходное положение обеспечивает пружина 22 и упор 23. Для
возможности установки гаек 8 и 10 в отвер- стие скобы 2 к торцу последней со стороны рычага 21 винтами 24 крепится крышка 25.
Тормоз работает следующим образом.
При торможении и нормальном зазоре между накладками 5 и 7 и диском 3 рычаг 21 поворачивает винт 9 против часовой стрелки (фиг.З). Гайки 8 и 10 застопорены фиксаторами 13 в этом случае и не могут
поворачиваться. Колесо 11 также остается неподвижным до момента, пока не будет выбран зазор д между шпонкой 12 и ее пазом (фиг.2), так как оно свободно посажено на винт 9 и поджимается с двух сторон фиксаторами 16, установленными в осевых отверстиях гаек 8 и 10, которые в данном случае не вращаются,
Посредством участков резьбы противоположного направления винта 9 гайки 8 и 10
отходят друг от друга, перемещая накладки 5 и 7 к диску 3. При дальнейшем повороте рычага 21, а значит № винта 9 колесо 11, преодолевая сопротивление фиксатора 16, поворачивается совместно с ЕШНТОМ 9 до
момента необходимой интенсивности торможения, При прекращении торможения рычаг 21 под действием пружин 22 возвращается в исходное положение до соприкосновения с упором 23. При этом
поворачивается в обратную сторону (по часовой стрелке) винт 9, затем после выбора зазора д колесо 11.
В случае, когда вследствие износа накладок 5 и 7 зазор между ними и диском 3
становится больше нормы, работа устройства при торможении происходит аналогично. При этом рычаг 21 поворачивается на больший угол, поворачивая винт 9 и колесо 11 до момента, когда фиксаторы 16 войдут в следующую впадину торцовых зубьев 18 колеса 11. При прекращении торможения рычаг 21 под действием пружины 22 возвращается в исходное положение до соприкосновения с упором 23. При этом
поворачивается в обратную сторону (по часовой стрелке) винт 9, затем после зыбора зазора д - колесо 11, которое посредством зубьев 18 и фиксатора 16 поворачивает (по часовой стрелке) гайки 8 и 10 до входа фиксаторов 13 в следующую зпадину зубьев 15 на поверхности гаек 8 и 10.
При повороте гаек 8 и 10 происходит одновременное перемещение их друг от друга, что обеспечивает приближение на- кладок 5 и 7 к диску 3 и уменьшение зазора между ними до нормальной величины.
В дальнейшем по мере износа накладок описанные процессы повторяются, чем и обеспечивается автоматическое регулиро- вание зазоров в тормозе, а значит снижается трудоемкость обслуживания тормоза в эксплуатации,
Формуле изобретения
Дисковый тормоз, содержащий корпус, тормозной диск, скобу, установленную в корпусе с возможностью осевого перемещения и охватывающую тормозной диск, ходовой винт с участками, имеющими резьбы противоположного направления, гайку, установленную с возможностью осевого перемещения на одном из резьбовых участков в выполненном в скобе отверитии, две тормозные колодки с фрикционными накладка-
ми, установленные неподвижно на скобе и гайке, рычаг тормоза и элементы регулирования осевого положения винта, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости обслуживания тормоза при эксплуатации путем обеспечения автоматической регулировки рабочего зазора при износе накладок, он снабжен второй гайкой, фиксаторами и колесом с расположенными с обеих его сторон торцовыми зубьями, установленным на ходовом винте между резьбовыми участками с возможностью ограниченного поворота, при этом гайки выполнены с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, вторая гайка установлена на втором резьбовом участке между колесом и торцом скобы в выполненном в скобе дополнительном отверстии, соосным с первым отверстием, фиксаторы установлены в осевых отверстиях гаек и в выполненных в скобе радиальных отверстиях с контактом соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек и с возможностью одностороннего вращения гаек.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дисково-колодочный тормоз Мамити | 1985 |
|
SU1325224A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 2006 |
|
RU2331804C1 |
ВАЛКОВАЯ ДРОБИЛКА "ВИКМАКС-1" | 1991 |
|
RU2023506C1 |
Дисковый тормоз | 1988 |
|
SU1698521A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 2023 |
|
RU2800518C1 |
Дисково-колодочный тормоз | 1979 |
|
SU846874A1 |
Дисковый тормоз | 1976 |
|
SU585348A1 |
Дисковый тормоз | 1986 |
|
SU1383034A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ДЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2012 |
|
RU2611449C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2016 |
|
RU2678936C1 |
Использование: тормозные системы в автомобилестроении и моторостроении, Сущность изобретения: дисковый тормоз содержит корпус, тормозной диск, тормозные колодки, скобу, установленную на корпусе с возможностью осевого перемещения. Имеется ходовой винт с участками, имеющими резьбы противоположного направления, две гайки с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, установленные в отверстии скобы и размещенные на резьбовых участках ходового винта. Колесо с торцовыми зубьями расположено на ходовом винте между участками резьбы с возможностью ограниченного поворота. В осевых отверстиях гаек и радиальных отверстиях скобы установлены фиксаторы, контактирующие соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек для обеспечения одностороннего вращения гаек. 3 ил. сл С
5 7, 1
Ч Р М , Л 3
гетггпои 9
Фиъ1
П
А-А
Фиг 2
9
te.3
Дисково-колодочный тормоз Мамити | 1985 |
|
SU1325224A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-01-30—Подача