Дисковый тормоз Советский патент 1992 года по МПК F16D55/00 

Описание патента на изобретение SU1751537A1

Изобретение относится к машиностроению, может найти применение в автомобилестроении и мотостроении.

Известен дисковый тормоз, содержащий диск, скобу, два цилиндра, поршни, тормозные колодки с накладками и гидравлический привод.

Недостатком его является сложность конструкции, обусловленная гидравлическим приводом.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является дисковый тормоз, содержащий корпус, установленную с возможностью перемещения на нем скобу, охватывающую тормозной диск, ходовой винт с участками резьбы противоположного направления, один из которых сопрягается со скобой посредством резьбового отверстия в ней, а другой - с гайкой, установленной с возможностью перемещения в отверстии

скобы, две колодки с фрикционными накладками, одна из которых жестко закреплена на одном конце скобы, а другая - на гайке, элементы регулирования осевого положения винта и рычаг тормоза.

Недостатком известного тормоза является дополнительная трудоемкость обслуживания при его эксплуатации.

Указанный недостаток обусловлен необходимостью периодической ручной регулировки зазоров между диском и накладками, которые увеличиваются вследствие износа накладок.

Целью изобретения является снижение трудоемкости обслуживания дискового тормоза при его эксплуатации.

Это достигается тем, что дисковый тормоз, содержащий корпус, тормозной диск, скобу, установленную на корпусе с возможностью осевого перемещения и охватывающую тормозной диск, кодовый винт с

Х|

00 XI

участками резьбы противоположного направления, гайку, установленную на одном из участков резьбы в выполненном в скобе отверстии с возможностью осевого перемещения, две тормозные колодки с фрикцион- ными накладками, установленные неподвижно на скобе и гайке, рычаг тормоза и элементы регулирования осевого положения винта, согласно изобретению снабжен второй гайкой, фиксаторами и колесом, выполненным с торцовыми зубьями, расположенными с обеих его сторон, и установленным на ходовом винте между участками резьбы с возможностью ограниченного поворота. При этом гайки выполнены с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, вторая гайка установлена в выполненном в скобе дополнительном отверстии, соосно с первым отверстием, на втором резьбовом участке между колесом и крышкой скобы, Фиксаторы установлены в осевых отверстиях гаек и в выполненных Ъ скобе радиальных отверстиях с контактом соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек и с возможностью одностороннего вращения гаек.

На фиг.1 показан тормоз, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг,1; на фиг.З - вид по стрелке Б на фиг. 1,

Тормоз состоит из корпуса 1, на котором установлена с возможностью переме- .щения скоба 2, охватывающая тормозной диск 3. Колодка А с фрикционной накладкой 5 жестко прикреплена к скобе. Вторая колодка 6 с накладкой 7 жестко закреплена на гайке 8.

Ходовой винт 9 имеет два участка резьбы противоположного направления, которые сопряжены соответственно с гайкой 8, имеющей возможность при работе тормоза поворачиваться в одном направлении и перемещаться вдоль оси винта, и гайкой 10, имеющей возможность при работе тормоза поворачиваться только в одном направлении. Колесо 11с торцовыми зубьями с обеих его сторон установлено на винте 9 с помощью шпонки 12. Ширина шпоночного паза обеспечивает относительный поворот колеса 11 и винта 9.

Фиксаторы 13, установленные в радиальных отверстиях скобы 2, поджимаемые пружинами 14, дают возможность поворачиваться гайкам 8 и 10 при работе тормоза только в одном направлении за счет зубьев 15 на поверхности гаек 8 и 10, Фиксаторы 1 б, установленные в осевых отверстиях гаек 8и 10 и поджимаемые пружинами 17, позволяют поворачиваться гайкам 8 vi 10 при

работе тормоза также в одном направлении за счет торцовых зубьев 18 колеса 11.

Пружина 19 и регулировочные шайбы 20 позволяют правильно установить колодки

4 и б относительно диска 3. Рычаг 21 установлен с помощью шлицев на винте 9 и передает усилие от привода тормоза на этот винт, Возврат рычага 21 в исходное положение обеспечивает пружина 22 и упор 23. Для

возможности установки гаек 8 и 10 в отвер- стие скобы 2 к торцу последней со стороны рычага 21 винтами 24 крепится крышка 25.

Тормоз работает следующим образом.

При торможении и нормальном зазоре между накладками 5 и 7 и диском 3 рычаг 21 поворачивает винт 9 против часовой стрелки (фиг.З). Гайки 8 и 10 застопорены фиксаторами 13 в этом случае и не могут

поворачиваться. Колесо 11 также остается неподвижным до момента, пока не будет выбран зазор д между шпонкой 12 и ее пазом (фиг.2), так как оно свободно посажено на винт 9 и поджимается с двух сторон фиксаторами 16, установленными в осевых отверстиях гаек 8 и 10, которые в данном случае не вращаются,

Посредством участков резьбы противоположного направления винта 9 гайки 8 и 10

отходят друг от друга, перемещая накладки 5 и 7 к диску 3. При дальнейшем повороте рычага 21, а значит № винта 9 колесо 11, преодолевая сопротивление фиксатора 16, поворачивается совместно с ЕШНТОМ 9 до

момента необходимой интенсивности торможения, При прекращении торможения рычаг 21 под действием пружин 22 возвращается в исходное положение до соприкосновения с упором 23. При этом

поворачивается в обратную сторону (по часовой стрелке) винт 9, затем после выбора зазора д колесо 11.

В случае, когда вследствие износа накладок 5 и 7 зазор между ними и диском 3

становится больше нормы, работа устройства при торможении происходит аналогично. При этом рычаг 21 поворачивается на больший угол, поворачивая винт 9 и колесо 11 до момента, когда фиксаторы 16 войдут в следующую впадину торцовых зубьев 18 колеса 11. При прекращении торможения рычаг 21 под действием пружины 22 возвращается в исходное положение до соприкосновения с упором 23. При этом

поворачивается в обратную сторону (по часовой стрелке) винт 9, затем после зыбора зазора д - колесо 11, которое посредством зубьев 18 и фиксатора 16 поворачивает (по часовой стрелке) гайки 8 и 10 до входа фиксаторов 13 в следующую зпадину зубьев 15 на поверхности гаек 8 и 10.

При повороте гаек 8 и 10 происходит одновременное перемещение их друг от друга, что обеспечивает приближение на- кладок 5 и 7 к диску 3 и уменьшение зазора между ними до нормальной величины.

В дальнейшем по мере износа накладок описанные процессы повторяются, чем и обеспечивается автоматическое регулиро- вание зазоров в тормозе, а значит снижается трудоемкость обслуживания тормоза в эксплуатации,

Формуле изобретения

Дисковый тормоз, содержащий корпус, тормозной диск, скобу, установленную в корпусе с возможностью осевого перемещения и охватывающую тормозной диск, ходовой винт с участками, имеющими резьбы противоположного направления, гайку, установленную с возможностью осевого перемещения на одном из резьбовых участков в выполненном в скобе отверитии, две тормозные колодки с фрикционными накладка-

ми, установленные неподвижно на скобе и гайке, рычаг тормоза и элементы регулирования осевого положения винта, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости обслуживания тормоза при эксплуатации путем обеспечения автоматической регулировки рабочего зазора при износе накладок, он снабжен второй гайкой, фиксаторами и колесом с расположенными с обеих его сторон торцовыми зубьями, установленным на ходовом винте между резьбовыми участками с возможностью ограниченного поворота, при этом гайки выполнены с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, вторая гайка установлена на втором резьбовом участке между колесом и торцом скобы в выполненном в скобе дополнительном отверстии, соосным с первым отверстием, фиксаторы установлены в осевых отверстиях гаек и в выполненных в скобе радиальных отверстиях с контактом соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек и с возможностью одностороннего вращения гаек.

Похожие патенты SU1751537A1

название год авторы номер документа
Дисково-колодочный тормоз Мамити 1985
  • Мамити Герас Ильич
SU1325224A1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 2006
  • Мамити Герас Ильич
  • Мельников Александр Сергеевич
  • Льянов Марат Савкузович
  • Маринин Михаил Генадьевич
RU2331804C1
ВАЛКОВАЯ ДРОБИЛКА "ВИКМАКС-1" 1991
  • Смердов Виктор Васильевич
  • Смердов Максим Викторович
RU2023506C1
Дисковый тормоз 1988
  • Путь Георгий Александрович
  • Гутта Александр Иосифович
  • Кашицкий Франко Михайлович
SU1698521A1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ 2023
  • Романюк Николай Николаевич
  • Агейчик Валерий Александрович
  • Еднач Валерий Николаевич
  • Войнаш Сергей Александрович
  • Соколова Виктория Александровна
  • Загидуллин Рамиль Равильевич
  • Партко Светлана Анатольевна
  • Ореховская Александра Александровна
  • Лопарева Светлана Геннадьевна
  • Лопарев Дмитрий Владимирович
  • Щербаков Александр Павлович
RU2800518C1
Дисково-колодочный тормоз 1979
  • Акопян Рубен Абгарович
  • Демьянюк Владимир Андреевич
  • Королевич Борис Александрович
  • Шишкина Тамара Петровна
  • Меламуд Роман Александрович
SU846874A1
Дисковый тормоз 1976
  • Брыков Александр Сергеевич
  • Свичинский Николай Андреевич
  • Сопкин Виктор Александрович
  • Стреблеченко Геннадий Иванович
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Чулков Александр Федорович
  • Листопад Михаил Павлович
SU585348A1
Дисковый тормоз 1986
  • Великанов Анатолий Алексеевич
  • Владимиров Николай Леонидович
SU1383034A1
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ДЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 2012
  • Вебер Ральф
  • Клингнер Маттиас
RU2611449C2
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗНОЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 2016
  • Бек Томас
  • Приц Вольфганг
  • Хидрингер Михаель
  • Хайндль Мартин
RU2678936C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 751 537 A1

Реферат патента 1992 года Дисковый тормоз

Использование: тормозные системы в автомобилестроении и моторостроении, Сущность изобретения: дисковый тормоз содержит корпус, тормозной диск, тормозные колодки, скобу, установленную на корпусе с возможностью осевого перемещения. Имеется ходовой винт с участками, имеющими резьбы противоположного направления, две гайки с осевыми отверстиями и зубьями на наружной боковой поверхности, установленные в отверстии скобы и размещенные на резьбовых участках ходового винта. Колесо с торцовыми зубьями расположено на ходовом винте между участками резьбы с возможностью ограниченного поворота. В осевых отверстиях гаек и радиальных отверстиях скобы установлены фиксаторы, контактирующие соответственно с торцовыми зубьями колеса и зубьями гаек для обеспечения одностороннего вращения гаек. 3 ил. сл С

Формула изобретения SU 1 751 537 A1

2.

5 7, 1

Ч Р М , Л 3

гетггпои 9

Фиъ1

П

А-А

Фиг 2

9

te.3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1751537A1

Дисково-колодочный тормоз Мамити 1985
  • Мамити Герас Ильич
SU1325224A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 751 537 A1

Авторы

Мамити Герас Ильич

Лобах Василий Павлович

Кленикский Всеволод Всеволодович

Захарин Владимир Сергеевич

Забавский Владимир Иванович

Даты

1992-07-30Публикация

1990-01-30Подача