Смазочная композиция Советский патент 1992 года по МПК C10M173/02 C10M173/02 C10M129/08 C10M129/40 C10N30/06 

Описание патента на изобретение SU1752190A3

Изобретение относится к жидким антифрикционным смазочным составам, предназначенным для использования в железнодорожном транспорте, а именно для пары трения гребень колеса-рельс.

Известно масло для смазывания гребней колес железнодорожного состава. Это масло обладает хорошими смазывающими свойствами, однако подача его из известных конструкций гребнесмазывателей возможна при температурах не ниже - 15°С. Кроме того, оно содержит до 23 мас.% присадок, в т.ч. и серусодержащих, так что использование его в открытом узле трения колесо-рельс с экологической точки зрения не допустимо.

На железных дорогах СССР смазывание гребней колес с помощью жидкостных локомотивных гребнесмазывателей не получило распространения. Одной из основных причин этого являются уникальные климатические условия на железных дорогах страны, требующие смазочных материалов, подача которых обеспечивается при температурах не выше -40°С.

Низкотемпературный смазочный материал для железных дорог СССР должен отвечать следующим требованиям.

Минимальная температура работоспособности смазочного материала не выше - 40°С. Под минимальной температурой работоспособности смазочного материала в известных конструкциях гребнесмазывателей понимается та температура, при которой подача смазочного материала

сокращается на 20% по сравнению с гюда«ей при +20°С, Сокращение подачи более, чем на 20% приводит к неудовлетворительной смазке и защите гребней колес от износа. В етой связи вязкость смазочного материала при-40°С не должна превышать 2000 мм /с.

Снижение износа гребней колесных пар локомотивов не менее чем в 1,5-2,0 раза, Для этого критическая нагрузка RK и диаметр пятна износа шарика (), определяемые на четырехшариковой машине трения должны быть: Рк не менее 1000Н, dM не более 0,7 мм

Жидкий смазочный материал должен быть экологически чистым. Исключается содержание в нем серы, хлора, фосфор-содер- жащих присадок, циклических и особенно полициклических ароматических соединений.

К смазочному материалу не должны прилипать песок, металлическая пыль и дру- гие абразивы.

Наиболее близким к предлагаемому смазочному материалу является жидкий антифрикционный смазочный состав в соответствии предназначенный для прядильных машин и содержащий, мас.%: олеиновая кислота 0,1-1,5, этанол или пропанол 5,0- 15,0, вода 5,0-15,0, глицерин до 100.

Данный состав удовлетворяет перечисленным требованиям (хорошие противоиз- поеные свойства, экологическая чистота, низкое смачивание абразивов), однако он не удовлетворяет первому из перечисленных требований - не обеспечивает бесперебойную работу узла трения гребень колесз-рельс при низких температурах (до -40°С).

Целью изобретения является обеспечение бесперебойной работы узла трения при низких температурах..

Указанная цель достигается тем, что антифрикционный смазочный состав, содержащий, мас.%: олеиновая кислота 0,2-0,3, глицерин 5-10, пропиленгликоль-1,2 50-55, вода до 100.

Рекомендуется использовать для приго- .товления смазочных материалов глицерин, пропиленгликоль, олеиновую кислоту и водопроводную воду.

Кроме того, допускается добавление в предлагаемый смазочный материал любых экологически чистых функциональных добавок (маркирующие красители, антивспенмватели, диспергаторы и т.п.). не оказывающих определяющего влияния на основные функциональные свойства.

П р и м е р. В соответствии с описанной технологией готовят ряд образцов жидкого низкотемпературного смазочного состава, содержащих различные количества указанных ингредиентов. Рецептура их приведена в табл. 1. Приготовленные смазочные составы подвергаются следующим испытаниям. Смазывающие свойства (критическая нагрузка Рк и диаметр пятна износа ) определялись на четырехшариковой машине трения. Смазывающий состав считается прошедшим испытания, если критическая нагрузка (Рк) не ниже 1000Н, а диаметр пятна износа (с)и) не превышает 0,7 мм, что в эксплуатации позволяет снизить износ гребней колес не менее, чем в 1,5-2,0 раза, т.е. обеспечивается требуемая эффективность защиты гребней колес от износа. Результаты испытаний представлены в табл. 2.

Низкотемпературные свойства смазочного состава оценивались определением вязкости при -40°С. Смазочный материал считается прошедшим испытания, если его кинематическая вязкость при -40°С не превышает 2000 мм2/с. Ниже указанной вязкости возможна подача смазочного состава из известных конструкций гребнесмаэывате- лей. Результаты испытаний представлены в табл.2.

Нижний температурный предел работоспособности смазочного материала определялся на натурном гребнесмазывателе в климатической камере. Использовался гребнесмазыватель эжекционного типа. т.е. конструкция, обеспечивающая наихудшие из известных конструкций условия подачи смазочного материала.

Смазочный материал считается прошедшим испытания по нижнему температурному пределу работоспособности, если сокращение его подачи на 20% по сравнению с подачей при +20°С происходит при температурах не выше -40°С. Результаты испытаний представлены в табл.2,

Как следует из данных, представленных втабл. 2, предъявляемым требованиям отвечают образцы смазочных материалов № б, 7 и 8, содержащие, мас.%: глицерин 5-10, пропиленгликоль 1,2 (50-55), олеиновая кислота (0,20-0,30) и вода остальное до 100%.

Образцы № 9 и 10, содержащие глицерин, ниже и выше указанных пределов, имеют неудовлетворительные низкотемпературные свойства, а образец № 9 также недостаточные смазывающие характеристики. Образцы № 11 и 12, содержащие пропиленгликоль 1.2 ниже и выше указанных пределов не могут быть рекомендованы к применению в гребнесмззывателях также по причине неудовлетворительных низкотемпературных характеристик. Образец Me 13, содержащий олеиновую кислоту ниже указанных пределов, имеет неудовлетворительные смазывающие свойства. Образец

N 14, содержащий олеиновую кислоту выше указанных пределов, не однороден, так как кислота выше указанных пределов не растворяется в объеме смазки, а концентрируется в поверхностном слое. Смазочный материал по прототипу (образец № 17) обладает хорошими смазывающими характеристиками, но достаточная подача его из гребнесмазывателя обеспечивается только до -12°С. Столь же неудовлетворительной работоспособностью при низких температурах характеризуется и образец № 16.

0

Формула изобретения Смазочная композиция, содерхпщпя воду, олеиновую кислоту глицерин и спирт, отличающаяся гем, что. с целью обеспечения бесперебойной работы узла трения при низких температурах, композиция в качестве спирта содержит пропиленг- ликоль-1,2 при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Олеиновая кислота0,2-0,3

Глицерин5-10

Пропиленгликоль-1,2 50-55 ВодаОстальное

Похожие патенты SU1752190A3

название год авторы номер документа
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Еситашвили Василий Александрович
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752188A3
Твердая смазка для пары трения гребень колеса - рельс 1990
  • Перекрестова Вера Владимировна
  • Нестеров Александр Викторович
  • Бараш Юрий Исаакович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Серебрякова Валентина Ильинична
  • Гавриленков Анатолий Иванович
  • Голованов Юрий Михайлович
  • Бельдей Валентин Васильевич
  • Азаренко Валентин Алексеевич
SU1752189A3
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1997
  • Елисеев Л.С.
  • Еситашвили В.А.
  • Нестеров А.В.
  • Гавриленков А.И.
  • Перекрестова В.В.
  • Серебрякова В.И.
  • Школьников Е.Н.
  • Бельдей В.В.
  • Жуков Ю.Н.
  • Лосева Л.Н.
  • Богданов В.М.
  • Аверин Н.А.
RU2114162C1
СТЕРЖЕНЬ ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ БЛОЧНОГО ТИПА 2019
  • Майба Игорь Альбертович
RU2734244C1
ТВЕРДЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВОВ 2018
  • Майба Игорь Альбертович
  • Глазунов Дмитрий Владимирович
RU2669802C1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА НА ОТКРЫТЫЙ УЗЕЛ ТРЕНИЯ 2011
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Майба Игорь Альбертович
  • Щербак Пётр Николаевич
  • Лубягов Александр Михайлович
  • Коробейников Тимур Алексеевич
  • Озябкин Андрей Львович
  • Окулова Екатерина Станиславовна
  • Фейзов Эмин Эльдарович
  • Александрова Елена Александровна
  • Мантуров Дмитрий Сергеевич
  • Мантурова Екатерина Александровна
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Сисюкин Илья Павлович
  • Коваленко Любовь Ивановна
RU2525499C2
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ 2014
  • Майба Игорь Альбертович
  • Носков Владимир Николаевич
  • Ананко Анатолий Михайлович
  • Муртазаалиев Руслан Муртазаалиевич
RU2552111C1
Пластичная смазка на биоразлагаемой основе для тяжелонагруженных узлов трения качения и скольжения 2022
  • Мотренко Петр Данилович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычёв Игорь Борисович
RU2787947C1
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО РЕЛЬСОСМАЗЫВАНИЯ 2016
  • Кавинин Игорь Алексеевич
  • Степанов Виктор Викторович
  • Герасименко Виктор Иванович
RU2634056C1
ТВЕРДОЕ СМАЗОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО 2000
  • Мукминов В.В.
  • Бачурин С.Е.
  • Литвиненко В.Г.
  • Редькин В.И.
  • Егиазарян А.В.
  • Прохоров И.С.
RU2198204C2

Реферат патента 1992 года Смазочная композиция

Использование: в железнодорожном транспорте для пары трения гребень коле- са-рельс. Сущность изобретения: смазочная композиция содержит, мас.%: олеиновая кислота 0,2-0,3; глицерин 5-10, пропиленгликоль-1,2 50-55, вода остальное. 2 табл.

Формула изобретения SU 1 752 190 A3

Состав жидких низкотемпературных смазочных материалов для контакта колесо-рельс

прототип (4)/

Таблица 2

Свойства низкотемпературных смазочных материалов для контакта колесо-рельс

Таблица 1

Продолжение табл. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1752190A3

Мелентьев Л.П
Смазывание рельсов на кривых участках пути
М.: Трансжелдориз- дат, 1962, с
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Масло для смазывания гребней колес железнодорожного состава 1986
  • Евдокимов Юрий Андреевич
  • Фроянц Геннадий Семенович
  • Мирошниченко Виктор Гаврилович
SU1395656A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Химия и технология топлив и масел, 1990, N 11, с
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Смазочная композиция 1980
  • Бортник Гарри Иванович
  • Лысов Дмитрий Степанович
  • Клименков Степан Степанович
SU925995A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

SU 1 752 190 A3

Авторы

Перекрестова Вера Владимировна

Нестеров Александр Викторович

Елисеев Леонид Сергеевич

Еситашвили Василий Александрович

Гавриленков Анатолий Иванович

Серебрякова Валентина Ильинична

Голованов Юрий Михайлович

Бельдей Валентин Васильевич

Даты

1992-07-30Публикация

1991-03-14Подача