Изобретение относится к авиационной технике, а именно к дельтапланам и ультралегким аппаратам с балансирным управлением.
Известен дельтаплан Мойес GT-188, имеющий силовой каркас, рулевую трапецию, мачту, нижние и верхние тросовые растяжки, антмпикирующее устройство, купол с профилированными латами, расположенными по верхнему и нижнему полотнищу купола, и обтекателем по передней кромке.
Недостатком дельтаплана является ухудшение поперечной балансирной управляемости при увеличении размаха крыла, что выражается в склонности к раскачке в поперечном направлении на режимах максимальных и повышенных скоростей.
Известно также, что для улучшения поперечной балансирной управляемости используется так называемая плавающая поперечина, представляющая собой соединение поперечной балки с килевой балкой с расположенным на ней узлом подцепки пилота и ручкой управления посредством шарнирного узла, установленного в плоскости каркаса с небольшим изломом по направлению полета.
Недостатками известного дельтаплана являются громоздкость и небольшая подвижность такого узла, что отрицательно влияет на балансирную поперечную управляемость, маневренность и летно-техниче- ские характеристики дельтаплана в целом.
Цель изобретения - повышение маневренности и управляемости дельтаплана.
Поставленная цель достигается выполнением дельтаплана с крылом с двойной обшивкой, облегающей каркас, который
включает поперечные балки и соединенную с ними килевую балку, размещенную в полости купола крыла между обшивками, причем соединение килевой балки с поперечными
балками выполнено посредством охватывающего килевую балку снизу троса, концы которого закреплены на поперечных балках симметрично относительно продольной оси крыла дельтаплана, а длина троса выбрана
из условия возможности поперечного перемещения килевой балки не менее чем на расстояние между узлами крепления троса. Выполнение троса с оплеткой из металлических, например, дюралюминиевых колец,
уменьшает силу трения между тросом и килевой балкой и предохраняет их от перетирания.
На фиг.1 показан дельтаплан, общий вид; на фиг.2 - схема силового каркаса дельтаплана, вид сверху; на фиг.З - то же, вид спереди; на фиг.4 - то же, вид сбоку; на фиг.5 - узел I на фиг.2, вид сверху; на фиг.6 - то же, вид спереди.
Крыло дельтаплана состоит из верхнего
1 и нижнего 2 полотнищ, оснащенных профилированными латами 3 и 4 боковых балок 5 с установленными на них элементами (не показ( ны) передней кромки из поперечных балок 6, связанных с размещенной между
верхним 1 и нижним 2 полотнищами килевой балкой 7 посредством тросового шарнира, представляющего собой трос 8, охватывающий килевую балку 7 снизу и имеющий длину, выбранную из условия возможности смещения килевой балки 7 не менее расстояния между узлами 9 крепления троса 8 на поперечных балках 6. К килевой балке 7 присоединена мачта 10 и
рулевая трапеция 11 посредством двойной тросовой растяжки 12, с помощью которой производится натяжение купола при разведении боковых балок 5 Тросовый шарнир дельтаплана состоит из накладок 13, через которые передается нагрузка сжатия, действующая в поперечных балках 6, и узлов 9 крепления троса 8 к поперечным балкам б, выполненным в виде серы 14 для подсоединения троса 8 и серьги 15 для подсоединения двойной тросовой растяжки 12, Серьги 14 и 15 и накладки 13 соединены с поперечными балками 6 болтами 16. Для уменьшения сил трения между тросом 8 и килевой балкой 7, а также предохранения их от перетирания трос 8 выполнен с оплеткой из металлических, например, дюралюминиевых колец 17. Соединение килевой балки 7 с поперечными балками 6 посредством тросового шарнира представляет собой плавающую поперечину.
Крыло работает при маневрировании в воздухе следующим образом.
Управление по крену осуществляется отклонением пилота вправо или влево от направления полета Поскольку узел подвеса находится на килевой балке 7 в месте присоединения мачты 10 и рулевой трапеции 11, то килевая балка 7 поворачивается в сторону отклонения пилота, поворот происходит в пределах сектора поворота А (фиг.2), причем облегчение физических усилий со стороны пилота и сокращение времени на выполнение маневра происходит из-за увеличения рычага балансирного управления, что благоприятно влияет на поперечную и продольную управляемость Поворот килевой балки 7 вправо или влево способствует возникновению силы F, возвращающей килевую балку 7 в исходное положение, поскольку сила сжатия, действующая вдоль поперечных балок 6, создает натяжение троса 8. Это создает при ходе килевой балки
7 статическую устойчивость центральному положению килевой балки 7. Возвращение килевой балки 7 в центральное положение происходит с возвращением пилота в центральное положение.
При отсутствии тросового шарнира для возвращения килевой балки в центральное положение пилот вынужден, возвращаясь к центральному положению, переходить в
противоположное по отношению к положению килевой балки 7, дотягивая ее к центральному положению и только потом самому возвращаться в центральное положение, на что тратятся дополнительные физические усилия и время. Установка же тросового шарнира способствует затуханию поперечных колебаний, что повышает маневренность и управляемость дельтаплана в целом
Формула изобретения
1. Дельтаплан имеющий крыло с двойной обшивкой, облегающий каркас, который включает поперечные балки, соединенную с ними с возможностью поперечного перемещения килевую балку и рулевую трапецию, отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности и управляемости, килевая балка установлена в полости купола крыла между полотнищами и соединена с поперечными балками посредством охватывающего ее снизу троса, концы которого закреплены на поперечных балках симметрично относительно продольной оси крыла дельтаплана, причем длина троса выбрана с возможностью поперечного перемещения килевой балки на расстояние не меньшее, чем расстояние между узлами крепления троса.
2. Дельтаплан по п.1, от л и ч а ю щ и й- с я тем, что охватывающий килерую балку снизу трос помещен в оплетку из металлических колец.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дельтаплан | 1982 |
|
SU1121181A1 |
Сверхлегкий летательный аппарат | 1989 |
|
SU1759728A1 |
КРЫЛО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СВЕРХЛЕГКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2208541C1 |
Дельтаплан | 1979 |
|
SU1084189A1 |
ДЕЛЬТАПЛАН С РАЗДЕЛЬНЫМИ КРЫЛЬЯМИ | 2009 |
|
RU2412867C2 |
БАЛАНСИРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1993 |
|
RU2083438C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1997 |
|
RU2148528C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С БАЛАНСИРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1995 |
|
RU2110447C1 |
СКЛАДНОЙ МОТОДЕЛЬТАПЛАН | 1982 |
|
SU1047089A1 |
Дельтаплан с балансирным управлением | 1984 |
|
SU1200530A1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к дельтапланам и ультралегким летательным аппаратам с балансир- ным управлением. Целью изобретения является повышение маневренности и управляемости дельтаплана. Цель достигаете я за счет выполнения крепления к поперечным балкам 6 килевой балки 7 посредством тросового шарнира, предсТавлято Сце го собой охватывающий килевую балку 7 снизу трос 8, концы которого закреплены на поперечных балках 6 в узлах 9, расположенных симметрично относительно п родбТиГной оси дельтаплана, причем длина троса 8 выбирается из условия обеспечения поперечного перемещения килевой балки 7 не менее чем на расстояние между узлами 9. Килевые балки 7 соединены между собой накладками 13, через которые передается нагрузка сжатия, действующая в поперечных балках 6. Узлы 9 крепления концом троса 8 к поперечным
/
Щи 8.1
Фиг.З
/
Ю
К
ФивМ
#
14
Фиг.5
Поршень для воздушных тормозов с сжатым воздухом | 1921 |
|
SU188A1 |
с.ЗО | |||
Кареткин А | |||
Плавающая поперечина | |||
- Крылья Родины, 1983, № 7, с.22 и 23 |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1987-02-23—Подача