Изобретение относится к неразрушающему контролю материалов с использованием метода акустической эмиссии (АЭ), может быть применено для контроля целостности подкрепленных обшивок авиационных изделий при прочностных испытаниях и является усовершенствованием акустико- змиссионного способа по звт св. № 1575703
В основном изобретении описан аку- стико-эмиссионный способ контроля изде- гый, заключающийся в том, что размещают на поверхности изделия в зоне контроля п электроакустических преобразователей, где п 4, первый преобразователь размещают в центре зоны контроля остальные преобразователи располагают по периметру зоны на равном расстоянии R от первого
преобразователя, изделие нагружают, принимают сигналы акустической эмиссии, суммируют сигналы со всех периферийных преобразователей, разность времен прихода сигналов определяют как разность между временем п прихода сигнала на первый центральный преобразователь и минимальным временем т ч прихода сигнала на пе- риферийные преобразователи, а о дефектности зоны контроля изделия судят по параметрам сигналов, для которых (т i- Ј2)R/ (2C), где С - скорость звука в материале контролируемого изделия.
Недостаток способа - низкая производительность способа вследствие необходимости непрерывного контроля параметров сигналов. Кроме того данный способ не позволяет осуществлять достоверный контN4СЛ СО
О XI
роль изделий с болтовыми и клепаными соединениями.
Целью изобретения является повышение производительности контроля подкрепленных панелей авиационных юделий, имеющих клепаные и болтовые соединения.
Поставленная цель достигается тем, что в известном акустике- эмиссионном способе контроля изделий, заключающемся в том, что раз мещ аюТ Яэ поверхности изделия в зоне контроля п электроакустических преобразователей, где п 4, первый пре- образбвател ь ра змещают в центре зоны контроля, остальные преобразователи располагают по периметру зоны на равном расстоянии R от первого преобразователя, изделие нагружают, принимают сигналы акустической эмиссии, суммируют сигналы со всех периферийных преобразователей, разность времен и определяют как разность между временем г 1 прихода сигнала на первый центральный преобразователь и минимальным временем г 2 прихода сигнала на периферийные преобразователи, о де- фектности зоны контроля судят по параметрам сигналов, для которых (тг ra)R/ (2С), где С - скорость звука в материале контролируемого изделия, центр зоны контроля выбирают на обшивке панели в месте прикрепления ее к детали крепежа, радиус зоны контроля выбирают равным расстоянию от центра зоны контроля до ближайшей детали крепежа, в процессе циклического нагружения периодически измеряют суммарные количество и энергию сигнала АЭ за одно и то же количество циклов нагружения и по их одновременному уменьшению судят о развитии дефекта в изделии.
На фиг. 1 изображена схема устройства, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 - условное изображение обратной стороны контролируемой съемной панели с элементами подкрепления; на фиг. 3 - схема расположения датчиков на контролируемой панели; на фиг.4 - графики зависимости суммарных значений количества и энергии сигналов АЭ от количества циклов нагружения.
На чертежах приняты следующие обозначения:
1- центральный электроакустический преобразователь;
2- периферийные электроакустические преобразователи;
3- предварительные усилители;
4- усилители с фильтрами;
5- блоки стробирования и определения времени появления сигнала в канале;
6 - блок пространственной фильтрации; 7-блок измерения суммарных количества и энергии сигналов АЭ;
8 - устройство индикации (ЭВМ); 9 - обшивка панели;
10- элемент продольного силового набора - стрингер;
11- заклепки;
12- элемент поперечного силового на- 0 бора-нервюра;
13- отверстия для крепления панели болтами;
14- трещина в обшивке панели;
15- вершины трещины;
5 16 - периферийные датчики большой дефектной зоны;
17- центральный датчик большой дефектной зоны;
18- периферийные датчики большой 0 бездефектной зоны;
19- центральный датчик большой бездефектной зоны;
20- граница большой дефектной зоны;
5 21 - граница малой дефектной зоны;
22- граница малой бездефектной зоны;
23- граница большой бездефектной зоны;
0 24 - кривая NA3(Nn) для большой бездефектной зоны;
25- кривая Мдэ(Мц) для большой дефектной зоны;
26- кривая Мдэ(Мц) для малой безде- 5 фектной зоны;
27- кривая Мдэ(Мц) для малой дефектной зоны;
28- кривая Едэ(Мц) для большой бездефектной зоны;
0 29 - кривая Едэ(Мц) для большой дефектной зоны;
30- кривая Едэ(Мц) для малой бездефектной зоны;
31-кривая Едэ(Мц)для малой дефект- 5 ной зоны;
32- момент создания искусственного дефекта (пропила);
33- момент начала роста трещины;
34- момент, после которого роста тре- 0 щины не наблюдалось.
Для реализации способа можно использовать стандартную аппаратуру для АЭ контроля изделий.
Способ осуществляют следующим об- 5 разом.
На контролируемом объекте размещают в зоне контроля электроакустические преобразователи. Сигналы АЭ, источники которых находятся вне зоны контроля, от- браковываются, так как при нагружении
авиационных изделий возникают интенсивные шумы. Один преобразователь помещают в центре зоны контроля, остальные-на равных расстояниях от него. Центр зоны контроля выбирают на обшивке панели над деталью крепежа, а радиус зоны - равным расстоянию до ближайшей детали крепежа (см. фиг.З - зоны 21, 22 контроля) Изделие циклически нагружают, принимают сигналы АЭ Сигналы со всех преобразователей, кроме центрального, суммируют, например, с помощью параллельного соединения пьезо- датчиков. Для реализации способа достаточно двух информационных каналов, каждый из которых включает предваритель- н ый усилитель 3 (фиг. 1), длинную линию связи и основной усилитель с блоком фильтров
4(фиг 1); сигналы в обоих каналах стробиру- ются в блоке 5 (фиг. 1). При этом должно выполняться следующее условие ч
т-О I,
где т - длительность строба
С - скорость звука в материале контролируемого изделия;
I - максимальная длина пути акустического сигнала.
Условие обеспечивается выбором длительности строба в блоке 5 (фиг 1) В блоке
5(фиг 1) измеряется время г 1 прихода сигнала с центрального преобразователя 1 (фиг 1) и время г 2 прихода суммарного сигнала с периферийных преобразователей 2 (фиг 1).
Сигнал отбраковывается, если
(Г1-Т2)Т, о
где Т , R - расстояние от центрального преобразователя 1 (фиг. 1) до любого периферийного преобразователя 2 (фиг.1); С - скорость звука в материале контролируемого изделия.
Это условие выполняется, когда источник АЭ-сигналов находится вне зоны контроля. В блоке 7 (фиг 1) периодически измеряют суммарные количество и энергию сигналов АЭ за одно и то же число циклов нагружения. О дефектности изделия судят
по параметрам лишь тех сигналов, для которых верно1
(П -т2)
R 2С
Информация о суммарных количестве и энергии сигналов АЭ отображалась на персональной ЭВМ
Способ обладает значительно большей производительностью и достоверностью Так. радиус контролируемой зоны может превышать 0,50 м. С другой стороны, при средней плотности заклепок и болтов на
изделии с болтовыми и клепаными соединениями в зоне контроля радиусом более 0,10 м отношение энергии сигналов трещины к общей энергии принимаемых сигналов становится столь малым, чтб сиТНалы от трещины способом-прототипом не выявляются
Следовательно, для контроля зоны радиусом 0,5 м необходимо более, чем 25 зон
контроля радиусом 0,1 м, и более, чем в 25
раз увеличиваются аппаратные затраты
(вместо 2 каналов получают 50 каналов). Кроме того, в предлагаемом способе отпадает необходимость постоянного контроля, и экономия во времени контроля здесь означает экономию, времени циклических испытаний при контроле изделий и всех затрат, связанных с этими испытаниями как минимум в 4-5 раз
Формула изобретения
Акустико-эмиссионный способ контроля изделий по авт. ев N° 1575703, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности контроля подкрепленных панелей авиационных изделий, центр
зоны контроля выбирают на обшивке панели в месте прикрепления ее к детали крепежа, радиус зоны контроля выбирают равным расстоянию от центра зоны контроля до ближайшей детали крепежа, в процессе
циклического нагружения изделия периодически измеряют суммарные количество и энергию сигналов АЭ за одно и то же количество циклов нагружения и по их одновременному уменьшению судят о развитии
дефекта в изделии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Акустико-эмиссионный способ контроля изделий | 1988 |
|
SU1582118A1 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ | 2010 |
|
RU2445616C1 |
Способ контроля качества изделий | 1985 |
|
SU1254375A1 |
Способ акустической дефектоскопии изделий | 1987 |
|
SU1578635A1 |
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 1991 |
|
RU2029300C1 |
Способ приема сигналов акустической эмиссии при контроле изделий из композиционных материалов | 1989 |
|
SU1725108A1 |
Устройство для определения координат источников акустической эмиссии | 1981 |
|
SU1019316A1 |
Способ акустико-эмиссионного контроля конструкций | 2017 |
|
RU2676219C1 |
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ИЗДЕЛИЙ С ЭКВИДИСТАНТНЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ | 2020 |
|
RU2725705C1 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ ИЗДЕЛИЙ | 2004 |
|
RU2270444C1 |
Изобретение относится к неразрушающему контролю методом акустической эмиссии (АЭ) и может быть применено для контроля целостности подкрепленных панелей изделий при прочностных испытаниях Цепь изобретения - повышение производительности контроля подкрепленных панелей авиационных изделий. При контроле центр зоны контроля выбирают на обшивке панели в месте прикрепления ее к детали крепежа, радиус зоны контроля - равным расстоянию от центра зоны контроля до ближайшей детали крепежа. В процессе циклического нагружения изделия периодически измеряют суммарные количество и энергию сигналов АЭ за одно и то же количество циклов нагружения и по их одновременному уменьшению судят о развитии дефекта в изделии.4 ил
10
Фиг 2
П
х
Щ
i
4 1®
л . «лО
Г-/П2 /
/
15
/
Ю
х
VL
22
/
/
шгз
-20
2S
/
®
12
j-i
2
18
23
Фиг Ч
ЗУ
УЧ
Авторское свидетельство СССР N° 1575703, кл G 01 N 29/14,1988 |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1990-04-02—Подача