Изобретение относится к устройствам контроля и проверки бдительности машиниста локомотива.
Известны устройства для проверки бдительности и контроля состояния машиниста, когда он реагирует на звуковой или световой сигналы систем, подтверждая свою бдительность путем однократного нажатия на рукоятку (педаль) бдительности. Этот сигнал свидетельствует о том, что машинист бодрствует и контролирует ситуацию. Последнее является причиной того, что отменяется автоматическое срабатывание тормозов поезда.
Известно устройство контроля бдительности машиниста, являющееся составной частью автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛ СИ) с автостопом. Таким устройством является рукоятка (кнопка) бдительности (РБ), на которую однократно должен нажать машинист при появлении свистка электропневматического клапана (ЭПК) АЛСН не позднее 7-8 с после начала звучания. Основным недостатком такой конструкции, является то, что (как показал печальный опыт крушений и аварий на сети железных дорог СССР) машинисты умеют
нажимать на нее рефлекторно, находясь в дремотном состоянии, в Состоянии низкой бдительности.
Цель изобретения - повышение надежности и качества контроля бдительности машиниста, исключение возможности нажать на рукоятку бдительности рефлекторно, в дремотном состоянии или сонном.
Это достигается тем, что рукоятка 1 бдительности накрывается П-образным кожухом 2 (фиг.1а). П-образный кожух 2 вращается в вертикальном положении (в вертикальной плоскости) вместе с осью 3, на которой закреплена кулачковая шайба 4 (фиг.1б). При повороте оси 3 уже на 10-15° кулачковая шайба 4 нажимает на кнопку 5 микропереключателя и тем самым замыкает контакт МП в цепи электропитания катушки реле 6 выдержки времени (фиг.2а). П-образный кожух удерживается в закрытом состоянии магнитным фиксатором 7, в открытом - магнитным фиксатором 8. Ось 3 вращается в двух подшипниках 10 и 11, наружные кольца которых закреплены жестко на ферромагнитном основании 9. Для удобства открывания Л-образного кожуха на боковой стороне последнего прикреплена ручка 12 в форме уголка.
С
«W&
сггкД ,
f
avsa&
Электрическая схема, которой оборудовано устройство бдительности машиниста, содержит реле б выдержки времени, катушка возбуждения которого, через посредство замыкающего контакта МП микропереклю- чателя 5 (фиг.2а) подсоединяется к источнику 13 электропитания. Размыкающий контакты реле выдержки времени -РВ1 стоит в цепи электропитания катушки электромагнита электропневматического вентиля ЭПК-150 14 (фиг.2б), являющимся неотъемлемой составной частью АЛСН локомотива, которая блоком 15 показана на фиг.2 б.
Устройство для контроля бдительности машиниста работает следующим образом.
При подаче свистка ЭПК-150 14 машинист обязан в течение 7-8 с подтвердить свою бдительность путем нажатия на рукоятку 1 бдительности. В противном случае произойдет экстренное торможение поез- да. Нажатие на рукоятку 1 бдительности невозможно без открытия П-образного кожуха 2. Поэтому машинист, услышав свисток ЭПК-150, открывает П-образный кожух за счет того, что поворачивает его в вертикаль- ной плоскости вместе с осью 3 до тех пор, пока магнитный фиксатор 8 не зафиксирует кожух в открытом положении. Обычно на открытие кожуха требуется около секунды. Открыв кожух, машинист нажимает на РБ и отпускает ее. На эти второе и третье движения руки требуется также около секунды. Таким образом, машинист подтверждает свою бдительность и свисток ЭПК-150 прекращает свою работу. Четвертым движени- ем руки машинист закрывает кожух в течение 3-4 с (время установки реле выдержки времени), реле срабатывает и размыкает свой контакт РВ1 в цепи пчтания катушки электромагнита ЭПК-150 (фиг,2б)( катушка те ряет питание и свисток ЭПС-150 свистит Снова. На закрытие кожуха также требуется около секунды.
Таким образом, работа с устройством для контроля бдительности машиниста тре- бует около трех секунд времени, в течение которых машинист совершает осознанные, а не рефлекторные действия. Это прерывает монотонность, отрицательно действующую на внимание и бдительность машиниста, исключает нажатие рукоятки бдительности, когда машинист находится в дремотном или сонном состоянии.
На фиг.1а представлена конструкция устройства бдительности машиниста; на фиг. 16 - конструктивная взаимосвязь оси
кожуха с микропереключателем; на фиг,2 - блочная схема снятия напряжения с катушки электропневматического клапана ЭПК- 150,
Рукоятка 1 бдительности находится в полости П-образного кожуха 2 На свободном конце одной стенки кожуха жестко закреплена ось 3, с помощью которой кожух связан с ферромагнитным основанием 9, На оси закреплена лачковая шайба 4, которая при повороте кожуха на 10-15 нажимает на кнопку 5 микропереключателя и подает напряжение на катушку реле 6 выдержки времени. Кожух магнитными фиксаторами 7 и 8 фиксируется в открытом и закрытом положениях. Ось 3 крепится в подшипниках 10 и 11. Кожух имеет ручку 12. На фигурах блоками 13 - 15 показано существующее оборудование локомотива, с которым взаимодействует устройство контроля бдительности машиниста: 13 - блок питания, 14-ЭПК-150, 15-АЛСН.
Таким образом, устройство контроля бдительности машиниста исключает нажатие машинистом рукоятки бдительности в дремотном или сонном состоянии за счет введения логических действий В результате повышена безопасность движения поездов.
Формула изобретения
Устройство для контроля бдительности машиниста, содержащее рукоятку бдительности, размещенную на ферромагнитном основании, и электропневматический клапан, включаемый в тормозную магистраль поезда, в цепь питания которого включены контакты рукоятки бдительности, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено реле выдержки времени, а на основании установлен П-образный кожух, в полости которого размещена рукоятка бдительности, причем на свободном конце одной стенки кожуха жестко закреплена ось, с помощью которой кожух связан с основанием с возможностью поворота в вертикальной плоскости, на оси закреплена кулачковая шайба, а на основании установлен с возможностью взаимодействия с кулачковой шайбой микровыключатель, замыкающий контакт которого включен в цепь питания реле выдержки времени, размыкающий контакт которого включен в цепь питания электропневматического клапана, при этом на крышке кожуха закреплены магнитные фиксаторы его закрытого и открытого положения
а
ш
tzr
о
10(1д
QИ
kXXXXXXXXXXX XXXxXSSSXXXXx l
x;
/J
Фиг.1
/
12
JL
/
7
И
У ё
Фиг.1
фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля бдительности машиниста локомотива | 1990 |
|
SU1787848A1 |
Устройство локомотивной сигнализации | 1990 |
|
SU1795489A1 |
Устройство автоматической локомотивной сигнализации | 1988 |
|
SU1710401A1 |
КОМПЛЕКСНОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЗОПАСНОСТИ | 2007 |
|
RU2420418C2 |
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ | 2013 |
|
RU2554912C2 |
БЕЗОПАСНЫЙ ЛОКОМОТИВНЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОМПЛЕКС | 2011 |
|
RU2475396C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОЙ КОДОВОЙ АВТОРЕГУЛИРОВКИ И ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 1939 |
|
SU69236A1 |
Устройство автоматической локомотивной сигнализации | 1974 |
|
SU763170A1 |
Устройство автоматической локомотивной сигнализации и автостопа | 1980 |
|
SU895777A1 |
Устройство автоматической локомотивной сигнализации с контролем бдительности | 1989 |
|
SU1638046A1 |
Использование: в устройствах контроля и проверки бдительности машиниста. Сущность: рукоятка бдительности размещена в П-образном кожухе, который связан с основанием с возможностью поворота в вертикальной плоскости.2 ил.
Иноземцев В.Г | |||
и др, Автоматические тормоза, М.: Транспорт, 1981, с | |||
Обогреваемый отработавшими газами карбюратор для двигателей внутреннего горения | 1921 |
|
SU321A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1989-12-18—Подача