Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для защиты узлов и деталей от перегрузок.
Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, одна из которых жестко закреплена на ведущем валу, а другая установлена на ведомом с возможностью осевого перемещения и взаимодействия с пружиной сжатия, снабженной регулировочными элементами, один из которых выполнен в виде гайки, образующей резьбовую пару с вторым регулировочным элементом.
Недостатком данной муфты является большой осевой габарит из-за размещения пружины с регулировочными элементами на консольной части вала
Известна также предохранительная фрикционная муфта, содержащая жестко связываемую с ведущим элементом ведущую полумуфту и консольно установленную на ведомом валу с возможностью осевого
перемещения ведомую полумуфту, причем полумуфты связаны фрикционными элементами, а ведомая полумуфта подпружинена к ведущей пружиной сжатия, которая расположена в отверстии ведомого вала между его дном и двумя регулировочными элементами, один из которых выполнен в виде гайки, установленной на резьбовом элементе второго регулировочного элемента.
Однако известная предохранительная муфта имеет значительные осевые габариты и, кроме того, для монтажа и регулировки пружины необходимо обеспечить доступ с обоих торцов вала, что не всегда возможно осуществить при различных компоновках агрегатов.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств за счет уменьшения осевых габаритов.
Поставленная цель достигается тем, что в предохранительной фрикционной муфте содержащей жестко связываемую с ведущим элементом ведущую олу муфту и кон- сольно установленную на ведомом валу с
У 1
Ё
XJ
СП
о о
00
о
возможностью осевого перемещения ведомую полумуфту, причем полумуфты связаны фрикционными элементами, а ведомая полумуфта подпружинена к ведущей пружиной сжатия, которая расположена в отверстии ведомого вала между его дном и двумя регулировочными элементами, один из которых выполнен в виде гайки, установленной на резьбовом элементе второго регулировочного элемента, ведомая полумуфта выполнена с хвостобиком, расположенным в упомянутом отверстии ведомого вала. На поверхности этого отверстия и в хвостовике выполнены расположенные попарно один напротив другого в радиальном направлении муфты продольные пазы. Второй регулировочный элемент выполен в виде втулки с расположенным между пружиной сжатия и ведомой полумуфтой упором, а также с размещенными в продольных пазах хвостовика и отверстия с возможностью осевого перемещения относительно ведомых полумуфты и вала продольными выступами. Резьбовой элемент второго регулировочного элемента выполнен на его обращенных к периферии муфты поверхно стях указанных продольных выступов, при этом гайка расположена между торцом ведомого вала и ведомой полумуфтой с контактом с последней в осевом направлении. При этом втулка выполнена с отверстием, а упор выполнен в виде расположенного на поверхности этого отверстия буртика.
Кроме того, буртик выполнен на втулке со смещением относительно ее средней продольной плоскости.
rta фиг. 1 изображена предлагаемая муфта в диапазоне регулирования И, про- дЪльный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - муфта в диапазоне регулирования 12; на фиг. 4-6 - варианты выполнения регулировочной втулки.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, жестко установленную на ведущем валу 2 и контактирующую по конической поверхности трения 3 с ведомой полумуфтой 4, полый хвостовик 5 которой размещен с возможностью о севого перемещения в отверстии 6 ведомого вала 7. В хвостовике 5 и на повер- хндсти отверстия б выполнены расположенные rionapHO один напротив другого в V радиальном направлении муфты продоль- - ШЪ пазы 8 и 9, в которых располагаются продольные выступы 10 регулировочной втулки 11. На резьбовой наружной поверхности выступов 10, выступающей за наружную поверхность хвостовика 5, установлена регулировочная гайка-12 со стопорным винтом 13, расположенная между торцом ведомого вала 7 и ведомой полумуфтой 4 с
контактом с последней в осевом направлении В отверстии б вала 7 установлена витая пружина 14 сжатия, контактирующая с буртиком 15, расположенным на поверхности
отверстия втулки 11 Осевое перемещение полумуфты 4 ограничено пальцем 16, установленным на валу 7
Для обеспечения лучшего центрирования втулки 11 и пружины 14 в муфте втулка
может быть снабжена тонкостенным цилиндрическим пояском 17 (фиг.5), центрирующимся по поверхности отверстия полумуфты 4, либо, что более технологично, тонкостенным стаканом 18 (фиг.6), устанавливаемым во втулку 11, выполненную в виде продольных элементов, образующих выступы 10с наружной резьбой, связанных кольцевой перемычкой, содержащей буртик 15 (фиг.4)
Буртик 15 выполнен на втулке 11 со смещением на величину S (фиг.4) относительно ее средней продольной плоскости, что расширяет диапазон регулирования муфты переустановкой втулки другим торцом ч
сторону пружины 14.
Муфта работает следующим образом. В случае, если передаваемый муфтой крутящий момент меньше момента срабатывания муфты, вращение от полумуфты 1
передается поверхностью 3 трения полумуфте 4 и далее выступами 10 втулки 11 ведомом валу 7. Если величина передаваемого через муфту момента станет равной или превысит величину момента срабатывания муфты, происходит проскальзывание полумуфты 1 относительно полумуфты 4 по поверхности трения 3, и вращение ведомого вала 7 прекращается.
Величина момента срабатывания определяется степенью деформации пружины 14, одним торцом упирающейся в дно отверстия б вала 7, а другим - в буртик 15 втулки 11, при этом навинченная на последнюю гайка 12 своим торцом поджимается к
торцу уступа конической поверхности 3 полумуфты 4,создавая таким образом момент трения между полумуфтами 1 и 4. Для настройки муфты вращают гайку 12, при этом происходит осевое перемещение регулировочной втулки 11, за счет чего достигается требуемая величина деформации пружины 14, затем гайка 12 стопорится винтом 13
Общий диапазон регулирования муфты равен
+ f2,
где И - диапазон регулирования при установке втулки 11 бурт иком 15 в сторону полумуфты 1;
2 - диапазон регулирования при протилюположной установке втулки 11 (фиг.З).
В процессе регулирования длина контакта выступов 10 с пазами 9 изменяется, однако прочностные характеристики элементов передачи крутящего момента при этом не ухудшаются, так как уменьшение суммарной длины контакта последних происходит при настройке муфты на передачу меньшего крутящего момента.
Формула изобретения 1. Предохранительная фрикционная муфта, содержащая жестко связываемую с ведущим элементом ведущую полумуфту и консольно установленную на ведомом валу с возможностью осевого перемещения ведомую полумуфту, причем полумуфты связаны фрикционными элементами, а ведомая полумуфта подпружинена к ведущей пружине сжатия, которая расположена в отверстии ведомого вала между его дном и двумя регулировочными элементами, один из которых выполнен в виде гайки, установленной на резьбовом элементе другого регулировочного элемента, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств за счет уменьшения осевых габаритов, ведомая полумуфта выполнена с хвостовиком, расположенным
в упомянутом отверстий ведомого вала, на поверхности этого отверстия и в хвостовике выполнены расположенные попарно напротив один другого й аДй альном направлении
муфты продольные пазы, второй регулировочный элемент выполнен в виде втулки с расположенным между пружиной сжатия и ведомой полумуфтой упором, а также с размещенными в продольных пазах хвостовика
и отверстия с воз д жндст ьЮ осевого перемещения относйтельШШ до ых полумуфты и вала продольными в1ыстугГами, резьбовой элемент второго регулировочного элемента выполнен на его обращенных к периферии
муфты поверхностях указанных продольных выступов, при этом гайка расположена между торцом ведомого вала и ведомой полумуфтой с контактом с последней в осевом направлении.
2. Муфта по п.1. о т л и ч а ю щ а я с я
тем, что втулка выполнена с отверстием, а
упор выполнен в виде расположенного на
поверхности этого отверстия буртика.
3. Муфта по п.2, отличающаяся
тем. что, с целью расширения диапазона передаваемых крутящих моментбъ. буртик выполнен на втулке со смещением относительно ее средней продольной плоскости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1998 |
|
RU2160397C2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1696776A1 |
Предохранительная зубчатая муфта | 1978 |
|
SU771377A1 |
Предохранительная муфта | 1977 |
|
SU737682A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Устройство для сборки резьбовых соединений | 1977 |
|
SU738860A1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1995 |
|
RU2098683C1 |
Шпиндель многошпиндельного шпильковерта | 1980 |
|
SU967769A1 |
Предохранительная муфта | 1977 |
|
SU637567A1 |
Предохранительная фрикционная муфта М.П.Шишкарева | 1982 |
|
SU1055915A1 |
Сущность изобретения1 муфта содержит две полумуфты, связанные фрикционными элементами. Ведомая полумуфта выполнена с хвостовиком, расположенным в глухом отверстии ведомого вала. Пружина сжатия расположена в отверстии хвостовика между дном глухого отверстия и втулкой, которая выполнена с продольными выступами размещенными в продольных пазах хвостови ка, На наружной поверхности выступов установлена по резьбе гайка зафиксированная от осевого перемещения oYnocn- тельно ведомого вала Ведомая полумуфта связана с ведомым валом в окружном на правлении с возможностью осевого перемещения 2 з п. ф-лы, 6 ил
k
А |
198 9 1
ffv
ю
15 Т1 фиг,1
I
ю и ц /
Л-Л
ю
7 5 9
15
ш.Ц // /2
.
fto/гЗ
/0
Фиг,5 W
(Zteff
Иванов Е.А Муфта приводов -М.:Маш- гиз, 1954 | |||
с | |||
336 | |||
Прибор для периодического прерывания электрической цепи в случае ее перегрузки | 1921 |
|
SU260A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1977 |
|
SU727893A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1992-08-23—Публикация
1990-11-14—Подача