Стояночный тормоз Советский патент 1992 года по МПК B60T7/06 

Описание патента на изобретение SU1757936A1

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и может быть использовано в качестве стояночного тормоза мотоциклов и мотороллеров.

Специфика применения стояночных тормозных систем определяет особенности их конструкции и требований к ним. Стояночный тормоз должен вне зависимости от присутствия водителя обеспечивать в течение длительного времени неподвижность транспортного средства на подъеме и спуске. Во избежание поломок в трансмиссии или ходовой части транспортного средства максимальное значение тормозного момента, развиваемого стояночным тормозом, должно быть ограничено с сохранением работоспособности тормоза при его достижении. Кроме того, желательно иметь возможность использования стояночного тормоза в качестве запасной тормозной системы.

Указанные особенности вызывают ряд требований, предъявляемых к стояночным тормозным системам отечественными и международными нормами. Так, рабочим телом дли создания постоянного по величи- не-усилия затяжки тормоза не может быть

воздух или жидкость. Тормозной механизм должен быть обязательно фрикционного типа, что исключает применение сравнительно простых стопорных устройств.

В настоящее время на отечественной мототехнике в качестёе стояночного тормоза применяются рабочие тормоза, у которых рычаг управления имеет возможность сто- порения в заторможенном положении. Применение такого типа стояночного тормоза исключает возможность использования его в качестве запасной тормозной системы. Кроме того, такая конструкция не будет соответствовать нормам по безопасности, если привод рабочей тормозной системы не механический, а, например, гидравлический.

Известны также стояночные тормоза, в которых в качестве тормозного механизма используется тормозной механизм рабочего тормоза, а привод является самостоятельным. Недостатком такой конструкции является ее недостаточная надежность из- за регулировки вследствие износа фрикционных пар постоянно работающего рабочего тормоза. На мотоциклах и мотороллерах стояночный тормоз используется

-ч ел XI ю

CJ

о

редко и его разрегулировка может произойти незаметно для водителя, следствием чего возможен неожиданный отказ тормоза в критической ситуации. Используемые для целой регулировки автоматические следящие устройства достаточно сложны. Сложной является и привязка управления стояночной тормозной системы к тормозному механизму рабочей тормозной системы, особенно дисковому.

Для устранения указанных недостатков стояночных тормоз делают полностью самостоятельным. В этом случае система становится весьма громоздкой, так как по эффективности она должна быть близка к эффективности рабочего тормоза. Уменьшению габаритов и количества тормозных механизмов способствует установка самостоятельного стояночного тормоза в трансмиссии. Однако трансмиссия мотоциклов и мотороллеров рассчитана на сравнительно небольшой крутящий момент, что, совместно с другими конструктивными особенностями мототехники, затрудняет применение на ней такого типа стояночного тормоза.

Цель изобретения -уменьшение массы и габаритов тормозной системы.

Указанная цель достигается выполнением тормозного механизма постоянно замкнутым, при этом включение и выключение тормоза осуществляется посредством жесткого стопорения ведомого элемента тормозного механизма механическим приводом. Такая конструкция тормоза обеспечивает постоянную его готовность к включению, стабильность тормозного момента и отсутствие разрегулировки.

На фиг. 1 изображен стояночный тормоз предлагаемой конструкции; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Стояночный тормоз содержит диск 1, жестко закрепленный болтами 2 на фланце 3 ступицы 4 колеса мототранспортного средства. В качестве диска 1 может использоваться диск дискового рабочего тормоза 5. К диску 1 с помощью болтов б, тарировоч- ных пружинных пластин 7 и свободно перемещаемого в осевом направлении нажимного диска 8 поджата кольцевая колодка 9 с фрикционными накладками 10 (фиг. 2). Колодка 9 имеет реактивные упору 11 для взаимодействия с механическим приводом. Привод (в виде троса Боудеиа) с одной стороны связан с рычагом управления имеющим стопорное устройство (не показаны), с другой - с устройством стопорения колодки 9, включающим палец 13, поджимаемый пружиной 14 и имеющий возможность перемещения в направляющих кронштейна 15.

Стояночный тормоз работает следующим образом.

В расторможенном состоянии палец 13 выведен из зацепления с реактивными упорами 11 с помощью троса 12, пружина 14 при этом сжата и удерживается в таком положении стопорным устройством рычага управления. В этом положении ступица 4 имеет возможность свободно вращаться с тормозным диском 1, нажимным диском 8 и колодкой 9 с фрикционными накладками 10.

При затормаживании рычаг управления переводится в рабочее положение. При этом пружина 14 вводит палец 13 в зацепление с одним из реактивных упоров 11, что препятствует вращению колодки 9 совместно с тормозным диском 1, В результате вращению колеса препятствует тормозной момент в фрикционных парах, величина которого определяется усилием затяжки тари- ровочных пластин болтами 6.

Стояночный тормоз предлагаемой конструкции, сохраняя преимущества самосто- ятельной тормозной системы, имеет незначительные габариты, так как нет необходимости развивать большие усилия в приводе для создания требуемого тормозного момента, При этом в тормозном механизме для создания усилия поджатия колодок используется простое и малогабаритное болтовое соединение. Так как штатная работа

стояночного тормоза исключает проскальзывание в фрикционных пэрах, они практически не изнашиваются за время эксплуатации, что способствует сохранению постоянства регулировки тормоза и,

следовательно, его надежности.

При использовании вместо привода (или совместно с ним) замкового устройства стояночный тормоз предлагаемой конструкции используется в качестве противоугольнего средства.

Формула изобретения Стояночный тормоз, содержащий рычаг управления со стопорным устройством, механический привод и тормозной механизм

фрикционного типа, включающий диск и колодку с фрикционными накладками и реактивными упорами,отличающийся тем, что, с целью снижения массогабаритных характеристик, колодка постоянно поджата к

диску, например, пружинами и выполнена с возможностью вращения совместно с диском, а ее реактивные упоры взаимодействуют с механическим приводом.

Похожие патенты SU1757936A1

название год авторы номер документа
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ 1999
  • Воркуев С.А.
  • Грошев А.М.
  • Заплаткин А.А.
  • Насыбулин В.В.
  • Печенов В.П.
  • Решетов С.Е.
  • Савинов А.Б.
  • Смирнов Ю.М.
  • Уваков Н.М.
RU2156386C1
Ступица колеса со встроенным тормозом 1983
  • Леонс Рожье
  • Жак Лавакри
SU1419513A3
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Авдеев Александр Владимирович
  • Батенков Владимир Александрович
  • Косарев Павел Иванович
  • Макаров Алексей Иванович
  • Охотников Виктор Григорьевич
  • Сипягин Евгений Сергеевич
RU2537008C2
Барабанный тормоз 1980
  • Кудрявцев Игорь Георгиевич
  • Кирилов Сергей Андреевич
SU928113A1
Дисковый тормоз с механическим приводом 1980
  • Забавский Владимир Иванович
  • Толстогузов Виктор Сергеевич
  • Хаблак Георгий Иванович
SU1100440A2
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С РАЗДВИЖНЫМ ШКИВОМ 2008
  • Вольченко Александр Иванович
  • Крыжановский Евстахий Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Кашуба Николай Васильевич
RU2382250C2
Дисковый тормоз транспортного средства 1977
  • Эрих Райнеке
SU976861A3
Мотор-колесо 1984
  • Детина Александр Федорович
  • Кузьмин Михаил Дмитриевич
  • Наумова Алла Павловна
SU1230870A1
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Клод Анкур
  • Ивон Анкур
RU2126503C1
Транспортное средство и внутритрубный движитель динамического типа для него 2017
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2668367C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 757 936 A1

Реферат патента 1992 года Стояночный тормоз

Использование: применяется в транспортном машиностроении и может быть использовано в стояночных тормозных системах мотоциклов и мотороллеров Сущность изобретения: диск тормоза жестко закреплен болтами на фланце ступицы колеса мотоцикла, К диску с помощью болтов, пружинных пластин и нажимного диска поджата кольцевая колодка с фрикционными накладками и реактивными упорами, взаимодействующими с механическим приводом. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 757 936 A1

И/л/

Фиг. 2.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1757936A1

Медведев В
И
и др
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 757 936 A1

Авторы

Жигалов Андрей Игоревич

Даты

1992-08-30Публикация

1990-12-17Подача