Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и может быть использовано в качестве стояночного тормоза мотоциклов и мотороллеров.
Специфика применения стояночных тормозных систем определяет особенности их конструкции и требований к ним. Стояночный тормоз должен вне зависимости от присутствия водителя обеспечивать в течение длительного времени неподвижность транспортного средства на подъеме и спуске. Во избежание поломок в трансмиссии или ходовой части транспортного средства максимальное значение тормозного момента, развиваемого стояночным тормозом, должно быть ограничено с сохранением работоспособности тормоза при его достижении. Кроме того, желательно иметь возможность использования стояночного тормоза в качестве запасной тормозной системы.
Указанные особенности вызывают ряд требований, предъявляемых к стояночным тормозным системам отечественными и международными нормами. Так, рабочим телом дли создания постоянного по величи- не-усилия затяжки тормоза не может быть
воздух или жидкость. Тормозной механизм должен быть обязательно фрикционного типа, что исключает применение сравнительно простых стопорных устройств.
В настоящее время на отечественной мототехнике в качестёе стояночного тормоза применяются рабочие тормоза, у которых рычаг управления имеет возможность сто- порения в заторможенном положении. Применение такого типа стояночного тормоза исключает возможность использования его в качестве запасной тормозной системы. Кроме того, такая конструкция не будет соответствовать нормам по безопасности, если привод рабочей тормозной системы не механический, а, например, гидравлический.
Известны также стояночные тормоза, в которых в качестве тормозного механизма используется тормозной механизм рабочего тормоза, а привод является самостоятельным. Недостатком такой конструкции является ее недостаточная надежность из- за регулировки вследствие износа фрикционных пар постоянно работающего рабочего тормоза. На мотоциклах и мотороллерах стояночный тормоз используется
-ч ел XI ю
CJ
о
редко и его разрегулировка может произойти незаметно для водителя, следствием чего возможен неожиданный отказ тормоза в критической ситуации. Используемые для целой регулировки автоматические следящие устройства достаточно сложны. Сложной является и привязка управления стояночной тормозной системы к тормозному механизму рабочей тормозной системы, особенно дисковому.
Для устранения указанных недостатков стояночных тормоз делают полностью самостоятельным. В этом случае система становится весьма громоздкой, так как по эффективности она должна быть близка к эффективности рабочего тормоза. Уменьшению габаритов и количества тормозных механизмов способствует установка самостоятельного стояночного тормоза в трансмиссии. Однако трансмиссия мотоциклов и мотороллеров рассчитана на сравнительно небольшой крутящий момент, что, совместно с другими конструктивными особенностями мототехники, затрудняет применение на ней такого типа стояночного тормоза.
Цель изобретения -уменьшение массы и габаритов тормозной системы.
Указанная цель достигается выполнением тормозного механизма постоянно замкнутым, при этом включение и выключение тормоза осуществляется посредством жесткого стопорения ведомого элемента тормозного механизма механическим приводом. Такая конструкция тормоза обеспечивает постоянную его готовность к включению, стабильность тормозного момента и отсутствие разрегулировки.
На фиг. 1 изображен стояночный тормоз предлагаемой конструкции; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Стояночный тормоз содержит диск 1, жестко закрепленный болтами 2 на фланце 3 ступицы 4 колеса мототранспортного средства. В качестве диска 1 может использоваться диск дискового рабочего тормоза 5. К диску 1 с помощью болтов б, тарировоч- ных пружинных пластин 7 и свободно перемещаемого в осевом направлении нажимного диска 8 поджата кольцевая колодка 9 с фрикционными накладками 10 (фиг. 2). Колодка 9 имеет реактивные упору 11 для взаимодействия с механическим приводом. Привод (в виде троса Боудеиа) с одной стороны связан с рычагом управления имеющим стопорное устройство (не показаны), с другой - с устройством стопорения колодки 9, включающим палец 13, поджимаемый пружиной 14 и имеющий возможность перемещения в направляющих кронштейна 15.
Стояночный тормоз работает следующим образом.
В расторможенном состоянии палец 13 выведен из зацепления с реактивными упорами 11 с помощью троса 12, пружина 14 при этом сжата и удерживается в таком положении стопорным устройством рычага управления. В этом положении ступица 4 имеет возможность свободно вращаться с тормозным диском 1, нажимным диском 8 и колодкой 9 с фрикционными накладками 10.
При затормаживании рычаг управления переводится в рабочее положение. При этом пружина 14 вводит палец 13 в зацепление с одним из реактивных упоров 11, что препятствует вращению колодки 9 совместно с тормозным диском 1, В результате вращению колеса препятствует тормозной момент в фрикционных парах, величина которого определяется усилием затяжки тари- ровочных пластин болтами 6.
Стояночный тормоз предлагаемой конструкции, сохраняя преимущества самосто- ятельной тормозной системы, имеет незначительные габариты, так как нет необходимости развивать большие усилия в приводе для создания требуемого тормозного момента, При этом в тормозном механизме для создания усилия поджатия колодок используется простое и малогабаритное болтовое соединение. Так как штатная работа
стояночного тормоза исключает проскальзывание в фрикционных пэрах, они практически не изнашиваются за время эксплуатации, что способствует сохранению постоянства регулировки тормоза и,
следовательно, его надежности.
При использовании вместо привода (или совместно с ним) замкового устройства стояночный тормоз предлагаемой конструкции используется в качестве противоугольнего средства.
Формула изобретения Стояночный тормоз, содержащий рычаг управления со стопорным устройством, механический привод и тормозной механизм
фрикционного типа, включающий диск и колодку с фрикционными накладками и реактивными упорами,отличающийся тем, что, с целью снижения массогабаритных характеристик, колодка постоянно поджата к
диску, например, пружинами и выполнена с возможностью вращения совместно с диском, а ее реактивные упоры взаимодействуют с механическим приводом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ | 1999 |
|
RU2156386C1 |
Ступица колеса со встроенным тормозом | 1983 |
|
SU1419513A3 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2537008C2 |
Барабанный тормоз | 1980 |
|
SU928113A1 |
Дисковый тормоз с механическим приводом | 1980 |
|
SU1100440A2 |
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С РАЗДВИЖНЫМ ШКИВОМ | 2008 |
|
RU2382250C2 |
Дисковый тормоз транспортного средства | 1977 |
|
SU976861A3 |
Мотор-колесо | 1984 |
|
SU1230870A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2126503C1 |
Транспортное средство и внутритрубный движитель динамического типа для него | 2017 |
|
RU2668367C1 |
Использование: применяется в транспортном машиностроении и может быть использовано в стояночных тормозных системах мотоциклов и мотороллеров Сущность изобретения: диск тормоза жестко закреплен болтами на фланце ступицы колеса мотоцикла, К диску с помощью болтов, пружинных пластин и нажимного диска поджата кольцевая колодка с фрикционными накладками и реактивными упорами, взаимодействующими с механическим приводом. 2 ил.
И/л/
Фиг. 2.
Медведев В | |||
И | |||
и др | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-08-30—Публикация
1990-12-17—Подача