Способ восстановления посадочных отверстий под подшипники Советский патент 1992 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение SU1759590A1

Изобретение относится к области ремонта машин, в частности к восстановлению изношенных посадочных поверхностей под подшипники составами на основе эпоксидных смол.

Одним из наиболее рациональных способов применения в ремонтном производстве металлов в сочетании с полимерами является нанесение на изношенные поверхности деталей тонкостенных покрытий на основе эпоксидной смолы. В этом случае высокая механическая прочность и жесткость, характерные для металлов, дополняется хорошими антифрикционными, антикоррозионными, износостойкими свойствами, присущими полимерам.

Известен способ нанесения на изношенную внутреннюю поверхность детали состава на основе эпоксидной смолы с последующим размещением калибрующей оправки, и полимеризации в нагревательном шкафу. Однако этим способом практически почти невозможно достичь надежного и качественного покрытия. Это объясняется низкой тиксотропностью предложенного полимерного состава. При нагревании покрытие оплывает, теряя правильную геометрическую форму. Качество восстановления очень низкое.

Известны способы вклеивания на изношенную поверхность дополнительного элемента: втулки, разрезного кольца и др. Однако реализация этих способов сопряжеVJел ю ел ю о

на со значительными трудовыми затратами, применение дополнительных элементов, длительностью отверждения клеевого слоя, использования громоздкого и дорогостоящего оборудования, что затрудняет их прак- тическое внедрение.

Наиболее близким техническим решением является способ нанесения покрытия, размещения в отверстии калибрующих оправок и ускорения процесса полимериза- ции обработкой покрытия магнитным полем. Технологический процесс восстановления деталей этим способом состоит из следующих последовательных операций: определение величины износа, растачива- ния изношенной поверхности до устранения следов износа, обезжиривания этой поверхности, нанесения разделительного слоя на калибрующую оправку, нанесения слоя полимера на восстанавливаемую поверхность, размещения оправки в отверстие с полимером. Причем отверждение проводят в несколько этапов: с выключенными катушками соленоида 10-15 мин; при включенных катушках 40 мин и 3 часа при выклю- ченных катушках.

Известный способ не позволяет четко ориентировать частицы наполнителя по силовым линиям магнитного поля. Это связа- но с реологическими свойствами применяемого полимера. За время стабилизирующей выдержки калибрующей оправки 10-15 мин до включения магнитного поля вязкость полимера увеличивается и возможность ориентирования частиц полиме- ра резко снижается. Тем самым снижается положительный эффект от воздействия магнитного поля на фиксируемое покрытие, его несущая способность, прочностные свойства, стойкость к старению не увеличивается. Существенным недостатком способа является необходимость в предварительной механической обработке, а это увеличивает трудоемкость восстановления, повышает себестоимость деталей, длительность на- хождения машин в ремонте.

Целью изобретения является повышение качества и снижение трудоемкости восстановления.

Цель достигается тем, что на обезжи- ренную изношенную поверхность отверстия детали 1 наносят состав на основе эпоксидной смолы с ферромагнитным наполнителем 3, а на рабочую поверхность калибрующей оправки 2 разделительный слой; размещают оправку, выполненную с соленоидом для создания магнитного поля, в отверстии, базируют ее по неизношенной поверхности и при помощи уплотнительно- го кольца 4. Затем нагревают покрытие 3

при помощи нагревательного элемента 6 до температуры 60° ±2 Си включают соленоид 5. Нагревают покрытие до температуры 120° ±2 С и отверждают его на протяжении 1 часа. По завершении процесса полимеризации удаляют калибрующую оправку. Рабочую поверхность оправки выполняют с таким расчетом, чтобы исключить необходимость последующей механической обработки восстановленного отверстия.

Покрытие нагревают до температуры 60° ±2 С, снижая вязкость на 25-30%, тем самым дается возможность свободной ориентировки частиц наполнителя в массе полимера и равномерное их распределение при включении соленоида. Дальнейшая тепловая обработка покрытия с одновременным воздействием магнитного поля увеличивает прочностные характеристики покрытия на основе эпоксидной смолы в 1,5-1,7 раза, ускоряет процесс полимеризации с 6 ч до 1,2 ч. Равномерное распределение ориентированных по силовым линиям магнитного поля ферромагнитных частиц увеличивает когезионную прочность покрытия, что улучшает условия теплоотвода покрытия на основе эпоксидной смолы и повышает надежность деталей в процессе эксплуатации.

Восстанавливаемое отверстие не подвергается предварительной механической обработке, так как калибрующая оправка базируется по изношенной части детали.

Пример. Корпус раздаточной коробки трактора Т-150К,изготовленный из серого чугуна СЧ15. Восстановлению подлежит наиболее изнашиваемая внутренняя посадочная поверхность, которой является отверстие под подшипники 311, 12311 диаметром 120-0,035 мм.. Величина износа этого отверстия составляет 0,15-о,2омм. Восстановление его проводили при помощи калибрующей оправки, рабочая поверхность которой изготовлена с таким расчетом, чтобы, с учетом усадки покрытия, был обеспечен необходимый зазор в сопряжении покрытие - наружная обойма подшипника. Базирование калибрующей оправки осуществляли по отверстию под стакан, расположенному на противоположной стенке корпуса.

Применяемый состав на основе эпоксидной смолы холодного отверждения, содержит, мае.ч.: смола ЭД-20-100, диэтилентриамин (отвердитель)- 10, тиокол НВБ-2 (пластификатор) - 20, чугунный порошок (наполнитель) - 70 или железный порошок - 60 с добавками мелкодисперсной

меди - 20. Время полной полимеризации композиции при 20°С - 24 ч, при 120°С - 1,2 ч. Использование предлагаемого способа восстановления изношенных посадочных поверхностей составами на основе эпоксидной смолы обеспечивает по сравнению с существующими способами надежную работу ответственных деталей машин. Его реализация позволяет снизить трудовые материальные затраты на восстановление деталей и повысить качество восстановления.

Формула изобретения 1. Способ восстановления посадочных отверстий под подшипники, заключающийся в том, что на обезжиренную изношенную поверхность отверстия наносят состав на основе эпоксидной смолы с ферромагнит0

5

ным наполнителем, размещают в отверстии калибрующую оправку, выполненную с соленоидом для создания магнитного поля, базируют оправку, обрабатывают состав магнитным полем и отверждают его, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и снижения трудоемкости восстановления, оправку выполняют с нагревательным элементом, перед обработкой состава магнитным полем его нагревают до 60°С нагревательным элементом, затем включают соленоид, нагревают состав до 120°С и отверждают его, не выключая соленоида.

2. Способ поп. 1, отличающийся тем, что калибрующую оправку базируют по неизношенным поверхностям детали.

Похожие патенты SU1759590A1

название год авторы номер документа
Способ восстановления изношенных посадочных отверстий в корпусных деталях покрытием из раствора полимерного материала 2020
  • Ли Роман Иннакентьевич
  • Псарев Дмитрий Николаевич
  • Ризаева Юлия Николаевна
  • Киба Мария Романовна
  • Быконя Андрей Николаевич
  • Мельников Антон Юрьевич
RU2751339C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАЛИБРОВАНИЯ ПОСАДОЧНЫХ ОТВЕРСТИЙ С ПОЛИМЕРНЫМ ПОКРЫТИЕМ В КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЯХ 2015
  • Ли Роман Иннакентьевич
  • Кирсанов Филипп Александрович
  • Киба Мария Романовна
RU2604238C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ В ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЯХ 2002
  • Котин А.В.
  • Бурумкулов Ф.Х.
  • Сенин П.В.
  • Грузинцев А.П.
  • Кисняшкин С.С.
  • Сысуев С.Б.
RU2220834C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2003
  • Зайченко Ю.А.
  • Завацкий А.К.
  • Косаревский В.В.
  • Павленко В.Г.
RU2255949C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ В КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЯХ 2007
  • Котин Александр Владимирович
  • Сивцов Валерий Николаевич
RU2360777C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ В КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЯХ 2000
  • Бурумкулов Ф.Х.
  • Сенин П.В.
  • Котин А.В.
RU2172234C1
СПОСОБ РЕМОНТА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2003
  • Захарычев С.П.
  • Иванов В.А.
  • Отмахов Д.В.
  • Лукин В.А.
RU2238425C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ В КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЯХ ПУТЕМ НАНЕСЕНИЯ ПОЛИМЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ 2000
  • Ивченко Д.И.
  • Денисов В.А.
  • Колчаев А.М.
  • Дорджин Г.С.
  • Русакова Ж.П.
  • Русаков М.А.
RU2186669C2
СПОСОБ ФИКСАЦИИ ИЗНОШЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ "ВАЛ-ПОДШИПНИК" ШПИНДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПОЛИМЕРНОЙ НАНОКОМПОЗИЦИИ 2021
  • Кононенко Александр Сергеевич
  • Кильдеев Тимур Анверович
  • Хаббатуллин Роман Радикович
RU2812883C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2000
  • Ивченко Д.И.
  • Денисов В.А.
  • Колчаев А.М.
RU2176181C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 759 590 A1

Реферат патента 1992 года Способ восстановления посадочных отверстий под подшипники

Использование: в ремонтном производстве, при восстановлении изношенных внутренних посадочных поверхностей под подшипники или стаканы. Сущность изобретения: обезжиривают изношенную поверхность отверстия. Наносят на нее состав на основе эпоксидной смолы с ферромагнитным наполнителем. Устанавливают в отверстие калибрующую оправку с нагревательным элементом и соленоидом для создания магнитного поля. Нагревают состав до 60°С, включают соленоид, нагревают состав до 120°С и отверждают его, не выключая соленоида. Способ обеспечивает высокое качество и снижение трудоемкости восстановления. 1 з.п. ф-лы. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 759 590 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1759590A1

Воловик Е.Л., Голубцова Д
С
Федулова В
А
и др
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью 1916
  • Драго С.И.
SU14A1
- М.: ГОСНИТИ, 1980, с
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1

SU 1 759 590 A1

Авторы

Карабинеш Сергей Степанович

Молодык Николай Владимирович

Соколенко Александр Николаевич

Ильницкий Дмитрий Васильевич

Даты

1992-09-07Публикация

1990-10-10Подача