Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1759668A1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, установленной на первом промежуточном валу

и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной на втором промежуточном валу и соединенной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном валу установлена четвертая шестерня, связанная с валом посредством третьей фрикционной муфты и жестко за креплена пятая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на котором также установлена седьмая шестерня, связанная с валом посредством четвертой фрикционной муфты, на третьем промежуточном валу жестко закреплена восьмая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, а также установлена девятая шестерня, связанная с валом посредством пятой фрикционной муфты, на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня и одиннадцатую шестерню.

Недостатком данной коробки передач является невозможность изменения пере Ј

iCO

дач в широком диапазоне, и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых машин.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно, рас- ширение кинематического диапазона передач.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, установленной на первом промежуточном валу и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты и с третьей шестерней, установленной на втором промежуточном валу и соединенной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном валу установлена четвертая шестерня, связанная с валом посредством третьей фрикционной муфты и жестко закреплена пятая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на котором также установлена седьмая шестерня, связанная с валом посредством четвертой фрикционной муфты, на третьем промежуточном валу жестко закреплена восьмая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, а также установлена девятая шестерня, связанная с валом посредством пятой фрикционной муфты, на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, и одиннадцатую шестерню, снабжена двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой шестернями, четвертым промежуточным валом и шестой фрикционной муфтой, двенадцатая шестерня установлена на третьем промежуточном валу, соединена с ним посредством шестой фрикционной муфты и кинематически связана с тринадцатой шестерней, жестко закрепленной на четвертом промежуточном валу, на котором также жестко закреплена четырнадцатая шестерня, кинематически связанная с девятой шестерней, десятая шестерня кинематически связана с тринадцатой шестерней, а одиннадцатая шестерня жестко закреплена на входном валу и кинематически связана с четвертой и седьмой шестернями.

Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического решения критерию новизна.

Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому следует считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию существенные отличия,

При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом, обеспечивается расширение функциональных возможностей коробки передач, что

0 обуславливает соответствие предложения критерию изобретения положительный эффект.

На фиг. 1 предс - авлена схема гидромеханической коробки передач.

5 На фиг. 2 - гидравлическая схема управления фрикционными муфтами коробки передач.

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установ0 ленные в корпусе 1 - входной вал 2, выходной вал 3, промежуточные валы 4, 5, 6 и 7. Валы 2, 3, 4. 5, 6 и 7 установлены в корпусе 1 параллельно в подшипниках 8.

На входном валу 2 жестко закреплена

5 первая шестерня 9, кинематически связанная со второй шестерней 10, установленной на первом промежуточном валу 4 и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты 11 и с третьей шестерней 12,

0 установленной на втором промежуточном валу 5 и соединенной с ним посредством второй фрикционной муфты 13. На первом промежуточном валу 4 установлена четвертая шестерня 14, связанная с валом 4 по5 средством третьей фрикционной муфты 15 и жестко закреплена пятая шестерня 16, кинематически связанная с шестой шестерней 17, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5, на котором также установ0 лена седьмая шестерня 18, связанная с валом 5 посредством четвертой фрикционной муфты 19. На третьем промежуточном валу 6 жестко закреплена восьмая шестерня 20, кинематически связанная с шестой шес5 терней 17, а также установлена девятая шестерня 21, связанная с валом 6 посредством пятой фрикционной муфты 22. На выходном валу 3 жестко закреплена десятая шестерня 23. Одиннадцатая шестерня 24 жестко за0 креплена на входном валу 2 и кинематически связана с четвертой 14 и седьмой 18 шестернями. Двенадцатая шестерня 25 установлена на третьем промежуточном валу 6, соединена с ним посредством шестой

5 фрикционной муфты 26 и кинематически связана с тринадцатой шестерней 27. жестко закрепленной на четвертом промежуточном валу 7. на котором также жестко закреплена четырнадцатая шестерня 28, ки нематически связанная с девятой шестерней 21. Десятая шестерня 23 кинематически связана с тринадцатой шестерней 27.

Каждая из фрикционных муфт 13 и 19 обеспечивает включение двух передач переднего хода, а каждая из двух муфт 11 и 15 - двух передач заднего хода. Фрикционные муфты 21 и 26 обеспечивают включение первой или второй передач и каждая из них включается совместно с включением одной из муфт 11, 13, 15 и 19.

Включение каждой из шести фрикционных муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 29, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 30, а нагнетательная - с двумя группами последовательносоединенныхгидрораспределителей 31-36, первые два из которых - гидрораспределители 31 и 32 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 22 и 26, соответственно, а четыре последующих - гидрорзспределители 33, 34, 35 и 36 - с муфтами 13, 19, 11 и 15, соответственно. Защита насоса 29 осуществляется посредством предохранительного клапайа 37, установленного з наборной линии насоса 29.

Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом

Включением одной из фрикционных муфт 13, 19, 11 или 15 осуществляется выбор требуемого диапазона.

Например, при включении фрикционной муфты 13 крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9 и 12, муфту 13 передается на второй промежуточный вал 5 и через шестерни 17 и 20 - на третий промежуточный вал 6.

При включении муфты 19, осуществляемой включением гидрорзспределителя 34, крутящий момент от вала 2, через шестерни 24 и 18, муфту 19 передается на вал 5, после чего через шестерни 17 и 20 передается на третий промежуточный вал 6.

Включение муфт 13 или 19 осуществляет возможность включения коробки передач для движения транспортного средства, например, передним ходом, муфт 11 и 15 - задним ходом.

При включении муфты 11, крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9 и 10, муфту 11 передается на первый промежуточный вал 4, после чего через шестерни 16, 17 и 20 - на третий промежуточный вал 6.

При включении муфты 15 крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 24 и 14. муфту 15 передается на первый промежуточный вал 4, после чего через шестерни 16, 17 и 20 - на третий промежуточный вал 6.

Таким образом, при включении любой 5 из муфт 13, 19, 11 или 15 крутящий момент от входного вала 2 поступает на третий промежуточный вал 6.

Включением фрикционной муфты 22 или 26 в дополнение к включению одной из 10 муфт 13, 19, 11 или 15 добываются возможности соединения третьего промежуточного вала 6 с выходным валом 3 с одним или другим передаточным отношением.

При этом, при включении, например, 15 муфты 22, осуществляемом при включении гидрораспределителя 31, происходит фиксирование шестерни 21 на валу 6 и передача крутящего момента от него на шестерню 28, вал 7, шестерни 27 и 23 - на выходной вал 0 3.

При включении муфты 26, крутящий момент передается от вала 6 через муфту 26, шестерни 25, 27 и 23 на выходной вал 3.

Технико-экономический эффект пред- 5 ложенного техническою решения заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные воз- 0 можности ее применения, на транспортных средствах.

Формула изобретения Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая уста- 5 новленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной на пер- 0 вом промежуточном валу и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной на втором промежуточном валу и соединенной с ним посредством второй фрикцион- 5 ной муфты, на первом промежуточном валу установлена четвертая шестерня, связанная с валом посредством третьей фрикционной муфты и жестко закреплена пятая шестерня, кинематически связанная с шес- 0 той шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на котором также установлена седьмая шестерня, связанная с валом посредством четвертой фрикционной муфты, на третьем промежу- 5 точном валу жестко закреплена восьмая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, а также установлена девятая шестерня, связанная с валом посредством пятой фрикционной муфты, на выходном ва- лу жестко закреплена десятая шестерня, и

одиннадцатую шестерню, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой шестернями, четвертым промежуточным валом и шестой фрикционной муфтой, двенадцатая шестерня установлена на третьем промежуточном валу, соединена с ним посредством шестой фрикционной муфты и кинематически связана с

тринадцатой шестерней жестко закрепленной на четвертом промежуточном валу, на котором также жестко закреплена четырнадцатая шестерня, кинематически связанная с девятой шестерней, десятая шестерня кинематически связана с тринадцатой шестерней, а одиннадцатая шестерня жестко закреплена на входном валу и кинематически связана с четвертой и седьмой шестернями

Похожие патенты SU1759668A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1789364A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1759671A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Волков Вадим Николаевич
SU1759707A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1789363A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
SU1805068A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 1996
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Какунин Станислав Сергеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Силяков Вячеслав Иванович
RU2098291C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2013
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Нагайцев Максим Максимович
  • Тараторкин Александр Игоревич
  • Харитонов Сергей Александрович
RU2545841C2
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2283981C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2003
  • Харитонов С.А.
  • Нагайцев М.В.
  • Котиев Г.О.
RU2251638C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2283781C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 759 668 A1

Реферат патента 1992 года Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

Использование: з области транспортного машиностроения, а более конкретно, в трансмиссиях транспортных средств. Сущность изобретения, коробка передач содержит входной вал 2, промежуточные валы 4, 5, б и 7, выходной вал 3. связанные между собой посредством шестерен и шести, фрикционных муфт 22, 26, 13, 19, 11 и 15. При включении одной из двух муфт 22 или 26 и одной из четырех муфт 13, 19, 11 или 15 обеспечивается кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и передача крутящего момента на последний 2 ил

Формула изобретения SU 1 759 668 A1

11 10 1В ft 15 1

Щиг.1

8 4

8

«asj /

8 :

сриг.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1759668A1

Коробка передач транспортного средства 1984
  • Мамедов Магеррам Икрам Оглы
SU1207826A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 759 668 A1

Авторы

Страж Валентин Исаакович

Силяков Вячеслав Иванович

Гарбер Павел Моисеевич

Козлов Геннадий Андреевич

Даты

1992-09-07Публикация

1990-12-21Подача