Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно - к трансмиссиям транспортных средств.
Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно расширение кинематического диапазона передач.
На фиг.Т представлена схема гидромеханической коробки передач с пятью фрикционными муфтами; на фиг. 2 -. то же, с шестью фрикционными муфтами; на фиг. 3 - гидравлическая схема управления фрикционными муфтами на примере коробки передачи на фиг, 2..
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3, промежуточные валы 4, 5,.6 и 7. Валы 2, 3, 4, 5, б и 7 установлены в корпусе 1 параллельно в подшипниках 8.
На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 9, кинематически связанная со второй шестерней 10, жестко закрепленной на первом промежуточном валу 4,
На втором промежуточном валу 5 свободно установлены третья 11 и четвертая 12 шестерни, связанные с этим валом посредством первой 13 и второй 14 фрикционных муфт, и жестко закреплена пятая шестерня 15.
На третьем промежуточном валу 6 свободно установлены шестая 16 и седьмая 17 шестерни, связанные с этим валом посредством третьей 18 и четвертой 19 фрикционных муфт, и жестко закреплена восьмая шестерня 20.
На четвертом промежуточном валу 7 жестко закреплена девятая шестерня 21.
На выходном валу 3 жестко закреплены десятая 22 и одиннадцатая 23 шестерни.
Двенадцатая шестерня 24 установлена на четвертом промежуточном валу 7 и связана с ним посредством пятой фрикционной муфты 25, а также кинематически связана с седьмой шестерней 17, в свою очередь связанной с одиннадцатой шестерней 23. Девятая шестерня 21 кинематически связана с восьмой шестерней 20 и с пятой шестерней 15. Четвертая шестерня 12 кинематически связана с десятой шестерней 22. Тринадцатая шестерня 26, жестко закрепленная на входном валу 2, кинематически связана с третьей шестерней 11, а вторая шестерня 10 - с шестой шестерней 16.
В коробке передач могут быть также смонтированы шестая фрикционная муфта 27 и четырнадцатая шестерня 28, которая связана с валом 7 посредством муфты 27, а также кинематически связана с шестерней 11.
Включение каждой из шести фрикционных муфт (фиг. 2) осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 29, всасывающая линия которого соединена с гидроба- жом 30, а нагнетательная - с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 31-36, первые три из которых - гидрораспределители 31, 30 и 32 гидравли0 чески соединены с фрикционными муфтами.
17, 18 и 13, соответственно, а три последующих - гидрораспределители 34, 35 и 36 - с муфтами 14, 19 и 25, соответственно. Защита насоса 29 осуществляется посредством
5 предохранительного клапана 37, установленного в напорной линии насоса.
Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом.
0Выбор требуемого диапазона передач или направления вращения выходного вала .3 осуществляют включением одной из трех фрикционных муфт 27, 18 или 13, производимым при помощи гидрораспределителей
5 31.32 или 33.
При этом при включении муфты 18 крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9, 10, 16 и муфту 18 передается на третий промежуточный вал 6 и далее, через
0 шестерни 20 и 21 - на четвертый промежуточный вал 7 и. через шестерни 21 и 15 на второй промежуточный вал 5.
При включении муфты 27 крутящий момент от входного вала 2, через шестерни 26,
5 11 и 28, муфту 27 передается на четвертый промежуточный вал 7, и далее, через шестерни 21 и 20 - на третий промежуточный вал 6, а через шестерни 21 и 15 - на второй промежуточный вал 5.
0При включении муфты 18 крутящий момент от входного вала 2, через шестерни 26 и 11, муфту 13 передается на второй промежуточный вал 5, и далее через шестерни 15 и 21 - на четвертый промежуточный вал.7, а
5 через шестерни 21 и 20 - на третий промежуточный вал 6.
Частота вращения выходного вала 3 от того, какая муфта из трех 14, 19 или 25 будет дополнительно включена дополнительно к
0 включению одной из муфт 27, 18 и 13.
Так, при включении муфты 14 крутящий момент от второго промежуточного вала 5, через шестерни 12 и 22 передается на выходной вал 3. При включении муфты 25 кру5 тящий момент через шестерни 24, 16 и 23 также передается на выходной вал 3.
При включении муфты 19 крутящий момент от третьего промежуточного вала 6, через шестерни 16 и 23 передается также на выходной вал 3.
Технико-экономический эффект предложенного технического решения заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах
Формула изобретения ... 1. Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на втором промежуточном валу свободно установлены третья и четвертая шестерни, связанные с этим валом посредством первой и второй фрикционных муфт, и жестко закрепленная пятая шестерня, на третьем промежуточном валу свободно установлены шестая и седьмая шестерни, связанные с этим валом посредством третьей и четвер- той фрикционных муфт, и жестко, закрепле. Г: ..
-1 .:.-
на восьмая шестерня, на четвертом промежуточном валу жестко закреплена девятая шестерня, а на выходном валу жестко закреплены десятая и одиннадцатая шестерни, двенадцатую шестерню, связанную с пятой фрикционной муфтой и тринадцатую шестерню, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, двенадцатая шестерня на четвертом промежуточном валу и связана с ним посредством пятой фрикционной муфты, а также кинематически связана с седьмой шестерней, в свою очередь- связанной г. одиннадцатой шестерней, девятая шестерня кинематически связана с восьмой и пятой шестернями, четвертая шестерня кинематически связана с десятой шестерней, тринадцатая - с третьей, а вторая - с шестой шестерней,
2. Коробка передач по п. отличающаяся тем, что она снабжена шестой фрикционной муфтой и четырнадцатой шестерней, связанной с четвертой промежуточным валом посредством шестой фрикционной муфты и кинематически связанной также с третьей шестерней.
#
8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759668A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1789364A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759671A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759707A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1789363A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2098291C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2283982C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2290553C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2294848C2 |
Коробка передач | 1981 |
|
SU1020266A1 |
Использование: в области транспортного машиностроения, а более конкретно - в трансмиссиях транспортных средств, для расширения кинематического диапазона передач. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал 2, промежу- точные валы 4, 5, б и 7, выходной вал 3, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт 27, 18 и 13 и 14, 19, 25. При включении одной из трех муфт 27, 18 или 13 и одной из трех муфт 14, 19 или 25 обеспечиваются кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и передача крутящего момента на последний. 1 з,п. ф-лы, 3 ил.
Фиг. 1
гг гз
фигЗ
Коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1207826A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Волков П, и.др | |||
Трансмиссии строительных и дорожных машин | |||
ПРИБОР ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ | 1923 |
|
SU1974A1 |
Регулятор для ветряного двигателя в ветроэлектрических установках | 1921 |
|
SU136A1 |
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Авторы
Даты
1993-03-30—Публикация
1990-12-21—Подача