Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.
Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.
Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.
Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикционной муфтой, третья шес терня кинематически связана с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, которая в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно установленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и связана с ним четвертой фрикционной муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу и кинематически связана с тринадцатой шестерне., , .уганооленной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту.
Недостатком данной коробки передач также является невозможность изменения передач в широком диапазоне, и поэтому, невозможность ° применения в трансмиссиях тяжелых машин.
Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно, рас- ширение кинематического диапазона передач.
Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной,
промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором
0 свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикционной муфтой, третья шестерня кинематически связан с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном
5 валу, которая в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на
0 третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно уста5 новленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и, связана с ним четвертой фрикционной
0 муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу, а двенадцатая - на втором промежуточном валу и, кинематически свя5 зана с тринадцатой шестерней, установленной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту, снабжена пятнадцатой шестерней свободно установленной на первом
0 промежуточном валу и связанной с ним посредством шестой фрикционной муфты и кинематически связанную с четырнадцатой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, пятая фрикционная
5 муфта связана с седьмой шестерней, установленной свободно на третьем промежуточном валу, с которым жестко связана шестая шестерня, а тринадцатая шестерня жестко связана с четвертым промежуточ0 ным валом.
Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического ре5 шения критерию Новизна.
Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому следует считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию Существенные отличия.
При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом, обеспечивается расширение функциональных возможностей коробки передач, что обуславливает соответствие предложения критерию изобретения Положительный эффект.
На фиг.1 представлена схема гидромеханической коробки передач; на фиг.2 - гидравлическая схема управления муфтами сцепления коробок передач.
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3, первый, второй, третий и четвертый промежуточные валы 4-7.
Валы 2-7 установлены в корпусе параллельно в подшипниках 8. На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 9, кинематически связанная со второй шестерней 10, жестко закрепленной на первом промежуточном валу 4, на котором свободно установлена третья шестерня 11, связан- ная с валом 4 посредством первой фрикционной муфты 12. Третья шестерня 11 кинематически соединена с четвертой шестерней 13, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. Шестерня 13 в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней 14, свободно установленной на входном валу 2 и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты 15, а также шестерня 13 кинематически связана с шестой шестерней 16, установленной жестко на третьем промежуточном валу 6, на котором установлена также седьмая шестерня 17, кинематически связанная с восьмой шестерней 18, жестко закрепленной на выходном валу 3 и девятая шестерня 19, свободно установленная на третьем промежуточном валу 6 и связанная с ним третьей фрикционной муфтой 20. Десятая шестерня 21 свободно установлена на четвертом промежуточном валу 7 и связана с ним четвертой фрикционной муфтой 22. Пятая фрикционная муфта 23 установлена на третьем промежуточном валу 6 для осуществления связи шестерни 17 с третьим промежуточным валом 6. Одиннадцатая шестерня 24 жестко закреплена на выходном валу 3 и кинематически связана с шестерней 19 и с шестерней 21. Двенадцатая шестерня 25 жестко закреплена на втором промежуточном валу 5 и кинематически связана с тринадцатой шестерней 26, закрепленной жестко на четвертом промежуточном валу 7. Четырнадцатая шестерня 27 жестко установлена на втором промежуточном валу 5 и кинематически связана с пятнадцатой шестерней 28, свободно установленной на первом промежуточном валу 4 и связанной с валом 4 посредством фрикционной муфты 29. Фрикционные муфты 12 и 29 являются муфтами включения первого или второго диапазонов, а муфта 15 - муфтой включения заднего хода.
Муфты 20, 22 и 23 являются муфтами
0 включения передач.
Включение каждой из муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 30, всасывающая линия которого соединена
5 с гидробаком 31, а нагнетательная-с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 32-37, первые три из которых - 32, 33 и 34 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 12, 29 и
0 15, соответственно, а вторые три гидрораспределителя 35, 36 и 37 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 22, 20 и 23, соответственно.
Защита насоса 30 осуществляется по5 средством предохранительного клапана 38, установленного в напорной линии насоса 30.
Работа гидромеханической коробки передач осуществляется следующим образом.
0 Для включения первой передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 35 при этом происходит замыкание фрикционных муфт 12 и 22. В этом -.лучае крутящий момент от входного вала 27 пере5 дается через шестерни 9 и 10, муфту 12 на шестерню 11, связанную с шестерней 13, на второй промежуточный вал 5 и через шестерни 25 и 26, муфту 22, шестерни 21 и 24 на выходной вал 3.
0 При необходимости включения второй передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 37, при этом происходит замыкание фрикционных муфт 12 и 23. Крутящий момент до второго промежу5 точного вала 5 передается, как описано выше, а далее через шестерни 13 и 16, кинематически связанные между собой, подается на третий промежуточный вал 6, с которого через муфту 23, шестерни 17 и 18,
0 подается на выходной вал 3.
Для включения третьей передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 36. В этом случае крутящий момент от третьего промежуточного вала 6 переда5 ется через муфту 20, шестерни 19 и 24 на выходной вал 3.
Для включения второго диапазона необходимо выключить гидрораспределитель 32 и включить гидрораспределитель 33. В этом случае муфта 12 размыкается, а замыкается муфта 29, посредством которой крутящий момент от первого промежуточного вала 4, через шестерни 28 и 27 передается на второй промежуточный вал 5 и дальнейшая передача момента на выходной вал 3 зависит от того, какая из муфт 22, 20 и 23 включена и происходит также, как описано выше.
Для включения задней передачи необходимо выключить гидрораспределители 32 и 33 и включить гидрораспределитель 34. В этом случае замыкается муфта 15 и крутящий момент входного вала 2, через муфту 15 передается непосредственно на второй
0
промежуточный вал 5. При этом меняется направление вращения вала 5. Дальнейшая передача момента на выходной вал 3 аналогична описанному выше, в зависимости от того, какая муфта 20, 22 и 23 включена. При этом обеспечивается получение трех скоростей для движения задним ходом.
Технико-экономический эффект заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759671A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2098291C1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1805068A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759668A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1789364A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759707A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2545841C2 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1030213A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1974 |
|
SU647152A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ | 2018 |
|
RU2686416C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Целью изобретения является расширение кинематического диапазона передач. Коробка передач содержит входной вал 2, промежуточные валы 4-7, выходной вал 8, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт 12-, 15,20, 22, 23 и 29. При включении пары муфт по одной из двух следующих комбинаций: 12, 15, 29 и 20, 22 и 23 обеспечиваются кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на последний, 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикцион- ной муфтой, третья шестерня кинематически связана с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, котопяо п --пою очередь, кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно установленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей
фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и связана с ним четвертая фрикционной муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу, а двенадцатая - на втором промежуточном валу и кине- матически связана с тринадцатой шестерней, установленной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена пятнадцатой шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством шестой фрикционной муфты и .кинематически связанной с четырнадцатой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, пятая фрикционная муфта связана.с седьмой шестерней, установленной свободно на третьем промежуточном валу, с которым жестко связана шестая шестерня, а тринадцатая шестерня жестко связана с четвертым промежуточным валом.
Фие.2
Коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1207826A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Кн | |||
Волков Д.П | |||
и др | |||
Трансмиссия строительных и дорожных машин | |||
ПРИБОР ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ | 1923 |
|
SU1974A1 |
Авторы
Даты
1993-01-23—Публикация
1990-12-21—Подача