Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Советский патент 1993 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1789363A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикционной муфтой, третья шес терня кинематически связана с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, которая в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно установленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и связана с ним четвертой фрикционной муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу и кинематически связана с тринадцатой шестерне., , .уганооленной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту.

Недостатком данной коробки передач также является невозможность изменения передач в широком диапазоне, и поэтому, невозможность ° применения в трансмиссиях тяжелых машин.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно, рас- ширение кинематического диапазона передач.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной,

промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором

0 свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикционной муфтой, третья шестерня кинематически связан с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном

5 валу, которая в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на

0 третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно уста5 новленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и, связана с ним четвертой фрикционной

0 муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу, а двенадцатая - на втором промежуточном валу и, кинематически свя5 зана с тринадцатой шестерней, установленной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту, снабжена пятнадцатой шестерней свободно установленной на первом

0 промежуточном валу и связанной с ним посредством шестой фрикционной муфты и кинематически связанную с четырнадцатой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, пятая фрикционная

5 муфта связана с седьмой шестерней, установленной свободно на третьем промежуточном валу, с которым жестко связана шестая шестерня, а тринадцатая шестерня жестко связана с четвертым промежуточ0 ным валом.

Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического ре5 шения критерию Новизна.

Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому следует считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию Существенные отличия.

При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом, обеспечивается расширение функциональных возможностей коробки передач, что обуславливает соответствие предложения критерию изобретения Положительный эффект.

На фиг.1 представлена схема гидромеханической коробки передач; на фиг.2 - гидравлическая схема управления муфтами сцепления коробок передач.

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3, первый, второй, третий и четвертый промежуточные валы 4-7.

Валы 2-7 установлены в корпусе параллельно в подшипниках 8. На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 9, кинематически связанная со второй шестерней 10, жестко закрепленной на первом промежуточном валу 4, на котором свободно установлена третья шестерня 11, связан- ная с валом 4 посредством первой фрикционной муфты 12. Третья шестерня 11 кинематически соединена с четвертой шестерней 13, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. Шестерня 13 в свою очередь кинематически связана с пятой шестерней 14, свободно установленной на входном валу 2 и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты 15, а также шестерня 13 кинематически связана с шестой шестерней 16, установленной жестко на третьем промежуточном валу 6, на котором установлена также седьмая шестерня 17, кинематически связанная с восьмой шестерней 18, жестко закрепленной на выходном валу 3 и девятая шестерня 19, свободно установленная на третьем промежуточном валу 6 и связанная с ним третьей фрикционной муфтой 20. Десятая шестерня 21 свободно установлена на четвертом промежуточном валу 7 и связана с ним четвертой фрикционной муфтой 22. Пятая фрикционная муфта 23 установлена на третьем промежуточном валу 6 для осуществления связи шестерни 17 с третьим промежуточным валом 6. Одиннадцатая шестерня 24 жестко закреплена на выходном валу 3 и кинематически связана с шестерней 19 и с шестерней 21. Двенадцатая шестерня 25 жестко закреплена на втором промежуточном валу 5 и кинематически связана с тринадцатой шестерней 26, закрепленной жестко на четвертом промежуточном валу 7. Четырнадцатая шестерня 27 жестко установлена на втором промежуточном валу 5 и кинематически связана с пятнадцатой шестерней 28, свободно установленной на первом промежуточном валу 4 и связанной с валом 4 посредством фрикционной муфты 29. Фрикционные муфты 12 и 29 являются муфтами включения первого или второго диапазонов, а муфта 15 - муфтой включения заднего хода.

Муфты 20, 22 и 23 являются муфтами

0 включения передач.

Включение каждой из муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 30, всасывающая линия которого соединена

5 с гидробаком 31, а нагнетательная-с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 32-37, первые три из которых - 32, 33 и 34 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 12, 29 и

0 15, соответственно, а вторые три гидрораспределителя 35, 36 и 37 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 22, 20 и 23, соответственно.

Защита насоса 30 осуществляется по5 средством предохранительного клапана 38, установленного в напорной линии насоса 30.

Работа гидромеханической коробки передач осуществляется следующим образом.

0 Для включения первой передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 35 при этом происходит замыкание фрикционных муфт 12 и 22. В этом -.лучае крутящий момент от входного вала 27 пере5 дается через шестерни 9 и 10, муфту 12 на шестерню 11, связанную с шестерней 13, на второй промежуточный вал 5 и через шестерни 25 и 26, муфту 22, шестерни 21 и 24 на выходной вал 3.

0 При необходимости включения второй передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 37, при этом происходит замыкание фрикционных муфт 12 и 23. Крутящий момент до второго промежу5 точного вала 5 передается, как описано выше, а далее через шестерни 13 и 16, кинематически связанные между собой, подается на третий промежуточный вал 6, с которого через муфту 23, шестерни 17 и 18,

0 подается на выходной вал 3.

Для включения третьей передачи первого диапазона включают гидрораспределители 32 и 36. В этом случае крутящий момент от третьего промежуточного вала 6 переда5 ется через муфту 20, шестерни 19 и 24 на выходной вал 3.

Для включения второго диапазона необходимо выключить гидрораспределитель 32 и включить гидрораспределитель 33. В этом случае муфта 12 размыкается, а замыкается муфта 29, посредством которой крутящий момент от первого промежуточного вала 4, через шестерни 28 и 27 передается на второй промежуточный вал 5 и дальнейшая передача момента на выходной вал 3 зависит от того, какая из муфт 22, 20 и 23 включена и происходит также, как описано выше.

Для включения задней передачи необходимо выключить гидрораспределители 32 и 33 и включить гидрораспределитель 34. В этом случае замыкается муфта 15 и крутящий момент входного вала 2, через муфту 15 передается непосредственно на второй

0

промежуточный вал 5. При этом меняется направление вращения вала 5. Дальнейшая передача момента на выходной вал 3 аналогична описанному выше, в зависимости от того, какая муфта 20, 22 и 23 включена. При этом обеспечивается получение трех скоростей для движения задним ходом.

Технико-экономический эффект заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.

Похожие патенты SU1789363A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1759671A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 1996
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Какунин Станислав Сергеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Силяков Вячеслав Иванович
RU2098291C1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
SU1805068A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1759668A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1789364A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Волков Вадим Николаевич
SU1759707A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2013
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Нагайцев Максим Максимович
  • Тараторкин Александр Игоревич
  • Харитонов Сергей Александрович
RU2545841C2
Гидромеханическая передача транспортного средства 1982
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
SU1030213A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1974
  • Кондрашкин Александр Семенович
SU647152A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2686416C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 789 363 A1

Реферат патента 1993 года Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Целью изобретения является расширение кинематического диапазона передач. Коробка передач содержит входной вал 2, промежуточные валы 4-7, выходной вал 8, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт 12-, 15,20, 22, 23 и 29. При включении пары муфт по одной из двух следующих комбинаций: 12, 15, 29 и 20, 22 и 23 обеспечиваются кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на последний, 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 789 363 A1

Формула изобретения Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, жестко закрепленной на первом промежуточном валу, на котором свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом первой фрикцион- ной муфтой, третья шестерня кинематически связана с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, котопяо п --пою очередь, кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на входном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, и с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором установлены также седьмая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, жестко закрепленной на выходном валу, и девятая шестерня, свободно установленная на третьем промежуточном валу и связанная с ним третьей

фрикционной муфтой, десятая шестерня свободно установлена на четвертом промежуточном валу и связана с ним четвертая фрикционной муфтой, пятая фрикционная муфта установлена на третьем промежуточном валу, одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу, а двенадцатая - на втором промежуточном валу и кине- матически связана с тринадцатой шестерней, установленной на четвертом промежуточном валу, четырнадцатую шестерню и шестую фрикционную муфту, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена пятнадцатой шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством шестой фрикционной муфты и .кинематически связанной с четырнадцатой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, пятая фрикционная муфта связана.с седьмой шестерней, установленной свободно на третьем промежуточном валу, с которым жестко связана шестая шестерня, а тринадцатая шестерня жестко связана с четвертым промежуточным валом.

Фие.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1789363A1

Коробка передач транспортного средства 1984
  • Мамедов Магеррам Икрам Оглы
SU1207826A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Кн
Волков Д.П
и др
Трансмиссия строительных и дорожных машин
ПРИБОР ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ 1923
  • Андреев-Сальников В.А.
SU1974A1

SU 1 789 363 A1

Авторы

Страж Валентин Исаакович

Силяков Вячеслав Иванович

Гарбер Павел Моисеевич

Козлов Геннадий Андреевич

Какунин Станислав Сергеевич

Даты

1993-01-23Публикация

1990-12-21Подача