Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК F16H59/00 

Описание патента на изобретение SU1759671A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая входной, промежуточные и выходной валы, а также шесть фрикционных муфт переключения передач, управляемых гидравлически.

Недостатком этого устройства является невозможность реализации большого диапазона передач, необходимого при создании унифицированных коробок передач для семейства транспортных средств.

Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно установленные в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней,установленной на промежуточном валу, и свободно установлена третья шестерня, связанная с этим валом посредством первой муфты и кинематически связанная с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, последняя из которых кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством второй муфты, на первом промежуточном валу свободно установлена шестая шестерня, связанная с валом посредством третьей муфты и кинематически связанная с седьмой шестерней жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на третьем промежуточном валу свободно посажены восьмая и девятая шестерни связанные с третьим промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, а на четвертом промежуточном валу свободно посажены десятая и одиннадцатая шестерни, связанные с четXI

СП

о сь XI

вертым промежуточным валом посредством шестой и седьмой фрикционных муфт, на выходном валу жестко закреплены двенадцатая и тринадцатая шестерни, первая из которых кинематически связана с восьмой и десятой шестернями, а вторая - с девятой и одиннадцатой шестернями, а также четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая шестерни,

.Недостатком данной коробки передач является ее низкая надежность из-за применения быстро изнашиваемой конструкции переключаемых муфт, а также сложность конструкции из-за нерационального выбора схемы по передаче крутящего момента от второго промежуточного вала к выходному валу.

Целью изобретения является повышение надежности в работе и упрощение конструкции.

Для этого в гидромеханической коробке передач транспортного средства, содержащей параллельно установленные в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней,установленной на первом промежуточном валу, а также свободно установлена третья шестерня, связанная с входным валом посредством первой муфты и кинематически связанной с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, последняя из которых кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством второй муфты, на первом промежуточном валу свободно установлена шестая шестерня, связанная с валом посредством третьей муфты и кинематически связанная с седьмой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на третьем промежуточном валу свободно расположены восьмая и девятая шестерни, связанные с третьим промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, а на четвертом промежуточном валу свободно расположены десятая и одиннадцатая шестерни, связанные с четвертым промежуточным валом посредством шестой и седьмой фрикционных муфт, на выходном валу жестко закреплены двенадцатая и тринадцатая шестерни, первая из которых кинематически связана с восьмой и десятой шестернями, а вторая - с девятой и одиннадцатой шестернями, а также четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая шестерни жестко закреплены соответственно на втором, третьем и четвертом промежуточных валах, четырнадцатая шестерня кинематически связана с пятнадцатой, а шестнадцатая - с четвертой шестерней, вторая шестер- ня жестко установлена на первом промежуточном валу, а первая, вторая и

третья муфты выполнены фрикционными.

Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия предложенного технического

решения критерию новизна.

Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому

5 следует считать, что заявленное техническое решение соответствует критерию существенные отличия.

При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом,

0 обеспечивается более высокая надежность и упрощение конструкции, что позволяет считать, чти предложенное техническое решение соответствует критерию положительный эффект.

5На фиг. 1 изображена схема гидромеханической коробки передач транспортного средства; на фиг. 2 - схема гидросистемы управления коробкой передач.

Гидромеханическая коробка передач

0 транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 е подшипниках 2 входной вал 3, первый 4, второй 5, третий б и четвертый 7 промежуточные валы, в также выходной вал 8.

5На входном валу 3 жестко закреплена

первая шестерня 9, кинематически связанная с второй шестерней 10, жестко установленной на первом промежуточном валу 4, а также свободно установлена третья шестер0 ня 11, связанная с входным валом 3 посредством первой муфты 12 и кинематически связанная с четвертой шестерней 13, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. Шестерня 13 кинематически связана

5 с пятой шестерней 14, свободно установленной на первом промежуточном валу 4 и связанной с ним посредством второй муфты 15. На первом промежуточном валу 4 свободно установлена шестая шестерня 16,

0 связанная с валом посредством третьей муфты 17 и кинематически связанная с седьмой шестерней 18, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. На третьем промежуточном валу 6 свободно располо5 жены восьмая 19 и девятая 20 шестерни, связанные с третьим промежуточным валом 6 посредством четвертой 21 и пятой 22 фрикционных муфт. На четвертом промежу точном валу 7 свободно расположены деся тая 23 и одиннадцатая 24 шестерни

связанные с четвертым промежуточным валом 7 посредством шестой 25 и седьмой 26 фрикционных муфт. На выходном валу 8 жестко закреплены двенадцатая 27 и тринадцатая 28 шестерни, первая из которых кинематически связана с восьмой 19 и десятой 23 шестернями, а вторая - с девятой 20 и одиннадцатой 24 шестернями. Четырнадцатая 29, пятнадцатая 30 и шестнадцатая 31 шестерни жестко закреплены соответственно на втором 5, третьем б и четвертом 7 промежуточных валах. Четырнадцатая шестерня 29 кинематически связана с пятнадцатой шестерней 30, а шестнадцатая шестерня 31 - с четвертой шестерней 13. Первая 9, вторая 15 и третья 17 муфты выполнены фрикционными.

Гидросистема управления фрикционными муфтами 15, 17, 12. 21. 20, 25 и 26 содержит насос 32, соединенный всасывающей гидролинией с гидробаком 33. а напор- ной линией - с двумя группами гидрораспределителей. В первой группе находятся гидрораспределители 34, 35 и 36, соединенные соответственно с фрикционными муфтами 15, 17 и 12. Во второй группе находятся гидрораспределители 37,38.39 и 40, соединенные соответственно с фрикционными муфтами 21, 22, 25 и 26.

Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства происходит следующим образом.

Требуемый для работы диапазон устанавливается включением одной из трех фрикционных муфт 12, 15 или 17, осуществляемым включением соответствующего гидрораспределителя 36, 34 или 35.

При этом при включении фрикционной муфты 12 заднего хода крутящий момент от входного вала 3 через муфту 12, шестерни 11 и 13 подается на второй промежуточный вал 5. При включении фрикционной муфты 15 первого диапазона крутящий момент от входного вала 3 через шестерни 9 и 10 передается на первый промежуточный вал 4, а через муфту 15, шестерни 14 и 13 передается на второй промежуточный вал 5. При включении фрикционной муфты 17 второго диапазона крутящий момент от входного вала 3 через шестерни 9 и 10 передается на первый промежуточный вал 4, а далее через муфту 17, шестерни 16 и 18 передается на второй промежуточный вал 5.

В зависимости от включений одной из четырех фрикционных муфт 21-24 производится выбор требуемой частоты вращения выходного вала 8. При этом, если включена муфта 21 или муфта 22, то крутящий момент от второго промежуточного вала 5 передается через шестерни 29 и 30 на третий промежуточный вал 6 и далее через включенную муфту 21 или 22 и шестерни 29 и 27 или 20 и 28 подается на выходной вал 8.

Если включаются муфты 23 или 24, то 5 крутящий момент от второго промежуточного вала 5 через шестерни 13 и 31 передается на четвертый промежуточный вал 7 и далее через включенную муфту 23 или 24 и шестерни 23 и 27 или 24 и 28 подается на выходной 10 вал 8.

Включение фрикционных муфт 21, 22, 25 и 26 осуществляется посредством включения соответствующих гидрораспределителей 37-40.

15Технико-экономическим преимуществом заявленного технического решения является повышение надежности в работе и упрощение конструкции гидромеханической коробки перемены передач транспорт0 ного средства.

Формула изобретения Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая параллельно установленные в корпусе выход5 ной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной на первом промежуточном валу, а также свободно

0 установлена третья шестерня, связанная с входным валом посредством первой муфты и кинематически связанная с четвертой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, последняя из которых

5 кинематически связана с пятой шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством второй муфты. на первом промежуточном валу свободно установлена

0 шестая шестерня, связанная с валом посредством третьей муфты и кинематически связанная с седьмой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу. на третьем промежуточном валу свободно

5 расположены восьмая и девятая шестерни, связанная с третьим промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, а на четвертом промежуточном валу свободно расположены десятая и один0 надцзтая шестерни, связанные с четвертым промежуточным валом посредством шестой и седьмой фрикционных муфт, на выходном валу жестко закреплены двенадцатая и тринадцатая шестерни, первая из которых ки5 нематически связана с восьмой и десятой шестернями, а вторая - с девятой и одиннадцатой шестернями, а также четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая шестерни, отличающаяся тем, что. с целью повышения надежности работы и упрощения конструкции, четырнадцатая, пятнадцатая и шестнадцатая шестерни жестко закреплены соответственно на втором, третьем и четвертом промежуточных валах, четырнадцатая шестерня кинематически

связана с пятнадцатой, а шестнадцатая с четвертой шестерней, вторая шестерня жестко установлена на первом промежуточном валу, а первая, вторая и третья муфты выполнены фрикционными.

Похожие патенты SU1759671A1

название год авторы номер документа
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 1996
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Какунин Станислав Сергеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Силяков Вячеслав Иванович
RU2098291C1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1789363A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
SU1805068A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1759668A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1789364A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Волков Вадим Николаевич
SU1759707A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2686416C1
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2007
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2350485C1
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2007
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шийка Алексей Павлович
RU2349816C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2283781C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 759 671 A1

Реферат патента 1992 года Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

Использование: в транспортном машиностроении, гидромеханические трансмиссии транспортных средств, для повышения надежности в работе и упрощения конструкции коробки передач транспортного средства. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал 3, промежуточные валы 4-7 и выходной вал 8, а также фрикцион- ные муфты 15, 17 и 12Г включения диапазонов и фрикционные муфты 21,22, 25 и 26 включения передач. При включении одной из муфт 15, 17 или 12 и одной из муфт 21, 22, 25 или 26 происходит замыкание входного вала 3 через соответствующие шестерни с выходным валом 8 и передача на него крутящего момента. 2 ил Ё

Формула изобретения SU 1 759 671 A1

//

15 Hi

Щиг.1

фиг, 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1759671A1

Патент США Мг 4145935
кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
НЛ!?г1:Ни-];.Х5;;ГТОЖ БМ6ЛИОТЕКД 0
  • К. К. Ивлиев, Н. И. Комаров, Г. И. Кутн Ков, К. Я. Львовский, В. Э. Малаховский, Л. Ф. Прудников Н. А. Щельцын
SU366100A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 759 671 A1

Авторы

Страж Валентин Исаакович

Силяков Вячеслав Иванович

Гарбер Павел Моисеевич

Какунин Станислав Сергеевич

Даты

1992-09-07Публикация

1990-12-21Подача