Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Советский патент 1993 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1789364A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней,установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втором промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, причем на первом п-ромежуточ ом валу установлена также четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней, установленной на втором промежуточном валу, а на выходном валу жестко закреплены шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционные муфты, а также восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни.

Недостатком такой коробки передач является невозможное ь йомснения передач в широком диапазоне и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых машкп,.

Цель изобретения - расширение кинематического диапазона передач.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллель 0 в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с, ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втором промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, причем на первом промежуточном валу установлена также четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней, установленной на втором промежуточном валу, а на выходном валу жестко закреплена шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционные муфты, з также восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни, снабжена третьим и четвертым промежуточными валами, на третьем из которых свободно установлена

0 восьмая шестерня, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты и кинематически связанная с шестой шестерней, и жестко закреплена девятая шестерня, кинематически связанная с десятой

5 шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, а на четвертом промежуточном валу жестко закреплена одиннадцатая шестерня, кинематически связанная с пятой и четвертой шестернями,

0 и свободно установлены двенадцатая и тринадцатая шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, причем двенадцатая шестерня ки5 нематически связана с шестой, тринадцатая - с седьмой шестерней, а первая, четвертая и пятая шестерни жестко закреплены на своих валах.

При использовании изобретения в на0 родном хозяйстве обеспечивается расшире- ние функциональных возможностей коробки передач.

На фиг.1 представлена кинематическая схема гидромеханической коробки передач;

5 на фиг.2 - гидравлическая схема управления фрикционными муфтами коробки передач.

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установ0 ленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3, промежуточные валы 4-7, расположенные в корпусе 1 параллельно в подшипниках 8. На входном валу 2 установлена первая шестерня 9, кинематически связан5 ная с второй шестерней 10, установленной свободно на первом промежуточном валу 4 и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты 11, и с третьей шестерней 12, установленной свободно на втором

0 промежуточном валу 5 и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты 13. На первом промежуточном валу 4 установлена также четвертая шестерня 14, кинематически связанная с пятой шестерней 15,

5 установленной на втором промежуточном валу 5. На выходном валу 3 жестко закреплены шестая 16 и седьмая 17 шестерни. На третьем промежуточном валу 6 свободно установлена восьмая шестерня 18, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты 19 и кинематически связанная с шестой шестерней 16, и жестко закреплена девятая шестерня 20, кинематически связанная с десятой шестерней 21, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. На четвертом промежуточном валу 7 жестко закреплена одиннадцатая шестерня 22, кинематически связанная с пятой 15 и четвертой 14 шестернями, и свободно установлены двенадцатая 23 и тринадцатая 24 шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом 7 посредством четвертой 25 и пятой 26 фрикционных муфт. Двенадцатая шестерня 23 кинематически связана с шестой 16, тринадцатая 24

- с седьмой шестерней 17, а первая 9, четвертая 14 и пятая 15 шестерни жестко закреплены на своих валах.

Управление каждой из фрикционных муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 27, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 28, а нагнетательная

- с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 29-33, первые два из которых (гидрораспределители 29 и 30) гидравлически соединены с фрикционными муфтами 11 и 13 соответственно, а три последующих (гидрораспределители 31-33)- с муфтами 19, 25 и 26 соответственно.

Защита насоса 27 осуществляется посредством предохранительного клапана 34, установленного в напорной линии насоса 27.

Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом.

Включением муфты 11 или 13 добиваются выбора направления движения транспортного средства, а включением одной из муфт 19, 25 или 26 - требуемой скорости движения.

Пусть включена муфта 11. В этом случае крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9 и 10, муфту 11, первый промежуточный вал 4, шестерни 14 и 15 передается на второй промежуточный вал 5.

В случае включения муфты 13, осуществляемого гидрораспределителем 30, крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9, 12 и муфту 13 передается на второй промежуточный вал 5.

Дальнейший выбор требуемой частоты вращения выходного вала 3 производится включением одной из муфт 19, 25 или 26.

При включении муфты 19, осуществляемой гидрораспределителем 31, крутящий

момент от второго промежуточного вала 5

передается через шестерни 21 и 20, муфту

19, шестерни 18 и 6 на выходной вал 3.

При включении муфты 25 крутящий мо- мент от второго промежуточного вала 5 передается через шестерни 15 и 22, муфту 25 и шестерни 23 и 16 на выходной вал 3.

При включении муфты 26 крутящий момент от второго промежуточного вала 5 пе- редается через шестерни 15 и 22, шестерни 24 и 17 на выходной вал 3.

Технико-экономический эффект предложенного технического решения заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.

Похожие патенты SU1789364A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1759671A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1789363A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Волков Вадим Николаевич
SU1759707A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 1996
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Какунин Станислав Сергеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Силяков Вячеслав Иванович
RU2098291C1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
SU1805068A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1759668A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2686416C1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Астафьев Владимир Николаевич
  • Терехов Александр Сергеевич
  • Шпитко Георгий Николаевич
SU1402442A1
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2012
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Ника Василий Виорелович
RU2506478C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2013
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Нагайцев Максим Максимович
  • Тараторкин Александр Игоревич
  • Харитонов Сергей Александрович
RU2545841C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 789 364 A1

Реферат патента 1993 года Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

Использование: транспортное машиностроение, трансмиссии транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал (2), промежуточные валы (4-7), выходной вал (3), связанные между собой посредством шестерен и пяти фрикционных муфт (11, 13, 19, 25, 26). При включении пары муфт по одной из двух комбинаций (11, 15 и 19, 25 и 26)обеспечивается кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на последний. 2 ил. 1. 8 4 13 S Ё

Формула изобретения SU 1 789 364 A1

Формула изобретения

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втором промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном

валу установлена четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней,установленной на втором промежуточном валу, на выходном валу жестко закреплены

шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционную муфты и также девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни, отличающаяся тем, что, с целью расширения

кинематического диапазона передач, она снабжена третьим и четвертым промежуточными валами, на третьем из которых свободно установлена восьмая шестерня, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты и кинематически связанная с шестой шестерней, и жестко закреплена девятая шестерня, кинематически связанная с десятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, а на четвертом промежуточном валу жестко закреплена одиннадцатая шестерня, кинематически связанная с пятой и

лены двенадцатая и тринадцатая ше кинематически связанные с четверт межуточным валом посредством чет и пятой фрикционных муфт, причем цатая шестерня кинематически свя шестой, а тринадцатая - с седьмой ней, а первая, четвертая и пятая ше

четвертой шестернями, и свободно установ- жестко закреплены на своих валах.

лены двенадцатая и тринадцатая шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, причем двенадцатая шестерня кинематически связана с шестой, а тринадцатая - с седьмой шестерней, а первая, четвертая и пятая шестерни

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1789364A1

Коробка передач транспортного средства 1984
  • Мамедов Магеррам Икрам Оглы
SU1207826A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Коробка передач транспортного средства 1975
  • Митяев Альберт Федорович
  • Зотов Анатолий Васильевич
  • Ковалев Алексей Филиппович
SU606749A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 789 364 A1

Авторы

Страж Валентин Исаакович

Силяков Вячеслав Иванович

Гарбер Павел Моисеевич

Козлов Геннадий Андреевич

Даты

1993-01-23Публикация

1990-12-21Подача