Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к трансмиссиям транспортных средств.
Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.
Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.
Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней,установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втором промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, причем на первом п-ромежуточ ом валу установлена также четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней, установленной на втором промежуточном валу, а на выходном валу жестко закреплены шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционные муфты, а также восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни.
Недостатком такой коробки передач является невозможное ь йомснения передач в широком диапазоне и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых машкп,.
Цель изобретения - расширение кинематического диапазона передач.
Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллель 0 в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с, ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втором промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, причем на первом промежуточном валу установлена также четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней, установленной на втором промежуточном валу, а на выходном валу жестко закреплена шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционные муфты, з также восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни, снабжена третьим и четвертым промежуточными валами, на третьем из которых свободно установлена
0 восьмая шестерня, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты и кинематически связанная с шестой шестерней, и жестко закреплена девятая шестерня, кинематически связанная с десятой
5 шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, а на четвертом промежуточном валу жестко закреплена одиннадцатая шестерня, кинематически связанная с пятой и четвертой шестернями,
0 и свободно установлены двенадцатая и тринадцатая шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, причем двенадцатая шестерня ки5 нематически связана с шестой, тринадцатая - с седьмой шестерней, а первая, четвертая и пятая шестерни жестко закреплены на своих валах.
При использовании изобретения в на0 родном хозяйстве обеспечивается расшире- ние функциональных возможностей коробки передач.
На фиг.1 представлена кинематическая схема гидромеханической коробки передач;
5 на фиг.2 - гидравлическая схема управления фрикционными муфтами коробки передач.
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установ0 ленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной вал 3, промежуточные валы 4-7, расположенные в корпусе 1 параллельно в подшипниках 8. На входном валу 2 установлена первая шестерня 9, кинематически связан5 ная с второй шестерней 10, установленной свободно на первом промежуточном валу 4 и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты 11, и с третьей шестерней 12, установленной свободно на втором
0 промежуточном валу 5 и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты 13. На первом промежуточном валу 4 установлена также четвертая шестерня 14, кинематически связанная с пятой шестерней 15,
5 установленной на втором промежуточном валу 5. На выходном валу 3 жестко закреплены шестая 16 и седьмая 17 шестерни. На третьем промежуточном валу 6 свободно установлена восьмая шестерня 18, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты 19 и кинематически связанная с шестой шестерней 16, и жестко закреплена девятая шестерня 20, кинематически связанная с десятой шестерней 21, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5. На четвертом промежуточном валу 7 жестко закреплена одиннадцатая шестерня 22, кинематически связанная с пятой 15 и четвертой 14 шестернями, и свободно установлены двенадцатая 23 и тринадцатая 24 шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом 7 посредством четвертой 25 и пятой 26 фрикционных муфт. Двенадцатая шестерня 23 кинематически связана с шестой 16, тринадцатая 24
- с седьмой шестерней 17, а первая 9, четвертая 14 и пятая 15 шестерни жестко закреплены на своих валах.
Управление каждой из фрикционных муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 27, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 28, а нагнетательная
- с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 29-33, первые два из которых (гидрораспределители 29 и 30) гидравлически соединены с фрикционными муфтами 11 и 13 соответственно, а три последующих (гидрораспределители 31-33)- с муфтами 19, 25 и 26 соответственно.
Защита насоса 27 осуществляется посредством предохранительного клапана 34, установленного в напорной линии насоса 27.
Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом.
Включением муфты 11 или 13 добиваются выбора направления движения транспортного средства, а включением одной из муфт 19, 25 или 26 - требуемой скорости движения.
Пусть включена муфта 11. В этом случае крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9 и 10, муфту 11, первый промежуточный вал 4, шестерни 14 и 15 передается на второй промежуточный вал 5.
В случае включения муфты 13, осуществляемого гидрораспределителем 30, крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9, 12 и муфту 13 передается на второй промежуточный вал 5.
Дальнейший выбор требуемой частоты вращения выходного вала 3 производится включением одной из муфт 19, 25 или 26.
При включении муфты 19, осуществляемой гидрораспределителем 31, крутящий
момент от второго промежуточного вала 5
передается через шестерни 21 и 20, муфту
19, шестерни 18 и 6 на выходной вал 3.
При включении муфты 25 крутящий мо- мент от второго промежуточного вала 5 передается через шестерни 15 и 22, муфту 25 и шестерни 23 и 16 на выходной вал 3.
При включении муфты 26 крутящий момент от второго промежуточного вала 5 пе- редается через шестерни 15 и 22, шестерни 24 и 17 на выходной вал 3.
Технико-экономический эффект предложенного технического решения заключается в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759671A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1789363A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759707A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2098291C1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1805068A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759668A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ | 2018 |
|
RU2686416C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1402442A1 |
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2506478C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2545841C2 |
Использование: транспортное машиностроение, трансмиссии транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал (2), промежуточные валы (4-7), выходной вал (3), связанные между собой посредством шестерен и пяти фрикционных муфт (11, 13, 19, 25, 26). При включении пары муфт по одной из двух комбинаций (11, 15 и 19, 25 и 26)обеспечивается кинематическая связь входного и выходного валов и передача крутящего момента на последний. 2 ил. 1. 8 4 13 S Ё
Формула изобретения
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых установлена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней, установленной свободно на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной свободно на втором промежуточном валу и связанной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном
валу установлена четвертая шестерня, кинематически связанная с пятой шестерней,установленной на втором промежуточном валу, на выходном валу жестко закреплены
шестая и седьмая шестерни, третью, четвертую и пятую фрикционную муфты и также девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую шестерни, отличающаяся тем, что, с целью расширения
кинематического диапазона передач, она снабжена третьим и четвертым промежуточными валами, на третьем из которых свободно установлена восьмая шестерня, связанная с этим валом посредством третьей фрикционной муфты и кинематически связанная с шестой шестерней, и жестко закреплена девятая шестерня, кинематически связанная с десятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, а на четвертом промежуточном валу жестко закреплена одиннадцатая шестерня, кинематически связанная с пятой и
лены двенадцатая и тринадцатая ше кинематически связанные с четверт межуточным валом посредством чет и пятой фрикционных муфт, причем цатая шестерня кинематически свя шестой, а тринадцатая - с седьмой ней, а первая, четвертая и пятая ше
четвертой шестернями, и свободно установ- жестко закреплены на своих валах.
лены двенадцатая и тринадцатая шестерни, кинематически связанные с четвертым промежуточным валом посредством четвертой и пятой фрикционных муфт, причем двенадцатая шестерня кинематически связана с шестой, а тринадцатая - с седьмой шестерней, а первая, четвертая и пятая шестерни
Коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1207826A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1975 |
|
SU606749A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1993-01-23—Публикация
1990-12-21—Подача