Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.
Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.
Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и. как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.
Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свобод- но установленной на первом
промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, и одиннадцатую шестерню 111.
сл
с
XI
сл ю VI о
VI
Недостатком данной коробки передач является невозможность изменения передач в широком диапазоне и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых машин.
Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно рас- ширение кинематического диапазона передач.
Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с шестрй шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, а одиннадцатую шестерню, снабжена двенадцатой шестерней жестко соединенной со второй шестерней и кинематически связанной с седьмой шестерней, шестая шестерня жестко закреплена на третьем промежуточном валу, восьмая шестерня кинематически связана с девятой шестерней, и одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу и кинематически связана с третьей шестерней, а также тем, что она снабжена тринадцатой шестерней, установленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной со второй шестерней и шестой фрикционной муфтой, установленной на втором промежуточном валу для связи его с тринадцатой шестерней.
Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического решения критерию новизна.
Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому
5 следует считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию существенные отличия.
При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом,
0 обеспечивается расширение возможностей коробки передач, это обусловливает соответствие предложения критерию положительный эффект.
На фиг. 1 представлена схема гидроме5 ханической коробки передач с пятью фрикционными муфтами.
На фиг. 2 - то же, но с шестью фрикционными муфтами.
На фиг. 3 - гидравлическая схема управ0 ления фрикционными муфтами на примере коробки передач по фиг. 2.
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной
5 вал 3, промежуточные валы 4, 5 и 6. Валы 2, 4, 3, 5 и 6 установлены в корпусе 1 параллельно в подшипниках 7.
На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 8, кинематически связан0 ная со второй шестерней 9, свободно установленной на первом промежуточном валу 4 и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты 10.
На первом промежуточном валу 4 рас5 положены также третья шестерня 11, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты 12, и четвертая шестерня 13, жестко закрепленная на нем и кинематически
0 связанная с пятой шестерней 14, жесткс закрепленной на втором промежуточное валу 5 и кинематически связанной с шестой шестерней 15, установленной на третьем промежуточном валу 6, на котором также
5 размещены третья 16 и четвертая 17 фрикционные муфты для связи седьмой 18 v восьмой 19 шестерен с третьим промежуточным валом 6.
На втором промежуточном валу 5 раз
0 мещена пятая фрикционная муфта 20 дл соединения этого вала с девятой шестерней 21.
На выходном валу 3 жестко закреплень десятая шестерня 22, кинематически свя
5 занная с восьмой шестерней 19, и одиннад цатая шестерня 23, кинематическ связанная с третьей шестерней 11, Двенад цатая шестерня 24 жестко соединена ее второй шестерней 9 и кинематически связа
на с седьмой шестерней 18. Шестая шестер
ня 15 жестко закреплена на третьем промежуточном валу 6, а восьмая шестерня 19 кинематически связана с девятой шестерней 21.
В коробке передач могут быть также смонтированы тринадцатая шестерня 25, устанавливаемая на второй промежуточный вал 5 и кинематически связываемая со второй шестерней 9, и шестая фрикционная муфта 26, устанавливаемая также на втором промежуточном валу 5 для связи его с тринадцатой шестерней 25.
Включение каждой из шести фрикционных муфт (фиг. 2) осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 27, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 28, а нагнетательная - с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 29-34, первые три из которых - гидрораспределители 29, 30 и 31 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 10, 16 и 26 соответственно, а гидрораспределители 32, 33 и 34 - с муфтами 17,20 и 12 соответственно. Защита насоса 27 осуществляется посредством предохранительного клапана 35, установленного в напорной линии насоса 27.
Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом:
выбор требуемого диапазона передач или направления вращения выходного вала 3 осуществляют включением одной из трех фрикционных муфт 16, 10 или 26, производимым при помощи гидрораспределителей 30, 29 или 31.
При этом крутящий момент от входного вала 2, через шестерни 8 и 9; 9 и 25; 24 и 18 подается на муфты 10, 26 и 16. В зависимости от включения той или иной муфты во вращение приводится первый, второй или третий промежуточный вал.
Так ,при включении муфты 10 будет вращаться первый промежуточный вал 4, муфты 26 - второй промежуточный вал 5, а муфты 16 - третий промежуточный вал 6.
Частота вращения выходного вала 3 будет зависеть от того, какая из трех других муфт 20, 17 и 12 будет также включена
Если будет включена муфта 20, то крутящий момент от вала 5 будет передаваться через муфту 20 на шестерню 21 и далее через шестерни 19 и 22 на выходной вал 3.
При включении муфты 17 крутящий момент от вала 6 через муфту 17 и шестерню 19 передается на шестерню 22 и на выходной вал 3.
Включением муфты 12 обеспечивается передача момента от промежуточного вала
4 через муфту 12 на шестерни 11 и 23 и далее на выходной вал 3.
Технико-экономический эффект предложенного технического решения заключа- ется в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.
Формула изобретения
1.Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выхол
ной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свободно установлен ной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном и кинематически связанной с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, и одиннадцатую шестерню, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена двенадцатой шестерней, жестко соединенной с второй шестерней и кинематически связанной с седьмой шестерней, шестая шестерня жестко закреплена на третьем промежуточном валу, восьмая шестерня кинематически связана с девятой шестерней, а одиннадцатая шестерня жестко
закреплена на выходном валу и кинематически связана с третьей шестерней.
2.Коробка передач по п. 1, от л и ч а ю- щ а я с я тем, что она снабжена тринадцатой
шестерней, установленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с второй шестерней и шестой фрикционной муфтой, установленной на втором промежуточном валу для связи его с тринадцатой шестерней.
,2i 20
s
v
Фиг.1
1759707
23 q
30
Е у
/W
G
J/ ллГ
Е
//
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1789364A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759671A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1759668A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1789363A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1805068A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ | 1996 |
|
RU2098291C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2283781C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2283981C1 |
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2506478C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2545841C2 |
Использование: в области транспортного машиностроения, а более конкретно в трансмиссиях транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал /2/, промежуточные валы /4, 5 и 6/, выходной вал /3/, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт /10, 16/ и /26/ и /17, 20/ и /12/. При включении одной из трех муфт /10, 16/ или /26/ и одной из трех муфт /17,20/ или /12/ обеспечивается кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и передача крутящего момента на последний. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1207826A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Патент США № 4145935, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1990-12-21—Подача