Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК F16H59/00 

Описание патента на изобретение SU1759707A1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и. как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свобод- но установленной на первом

промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, и одиннадцатую шестерню 111.

сл

с

XI

сл ю VI о

VI

Недостатком данной коробки передач является невозможность изменения передач в широком диапазоне и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых машин.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно рас- ширение кинематического диапазона передач.

Указанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свободно установленной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с шестрй шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, а одиннадцатую шестерню, снабжена двенадцатой шестерней жестко соединенной со второй шестерней и кинематически связанной с седьмой шестерней, шестая шестерня жестко закреплена на третьем промежуточном валу, восьмая шестерня кинематически связана с девятой шестерней, и одиннадцатая шестерня жестко закреплена на выходном валу и кинематически связана с третьей шестерней, а также тем, что она снабжена тринадцатой шестерней, установленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной со второй шестерней и шестой фрикционной муфтой, установленной на втором промежуточном валу для связи его с тринадцатой шестерней.

Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического решения критерию новизна.

Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому

5 следует считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию существенные отличия.

При использовании объекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом,

0 обеспечивается расширение возможностей коробки передач, это обусловливает соответствие предложения критерию положительный эффект.

На фиг. 1 представлена схема гидроме5 ханической коробки передач с пятью фрикционными муфтами.

На фиг. 2 - то же, но с шестью фрикционными муфтами.

На фиг. 3 - гидравлическая схема управ0 ления фрикционными муфтами на примере коробки передач по фиг. 2.

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 входной вал 2, выходной

5 вал 3, промежуточные валы 4, 5 и 6. Валы 2, 4, 3, 5 и 6 установлены в корпусе 1 параллельно в подшипниках 7.

На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 8, кинематически связан0 ная со второй шестерней 9, свободно установленной на первом промежуточном валу 4 и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты 10.

На первом промежуточном валу 4 рас5 положены также третья шестерня 11, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты 12, и четвертая шестерня 13, жестко закрепленная на нем и кинематически

0 связанная с пятой шестерней 14, жесткс закрепленной на втором промежуточное валу 5 и кинематически связанной с шестой шестерней 15, установленной на третьем промежуточном валу 6, на котором также

5 размещены третья 16 и четвертая 17 фрикционные муфты для связи седьмой 18 v восьмой 19 шестерен с третьим промежуточным валом 6.

На втором промежуточном валу 5 раз

0 мещена пятая фрикционная муфта 20 дл соединения этого вала с девятой шестерней 21.

На выходном валу 3 жестко закреплень десятая шестерня 22, кинематически свя

5 занная с восьмой шестерней 19, и одиннад цатая шестерня 23, кинематическ связанная с третьей шестерней 11, Двенад цатая шестерня 24 жестко соединена ее второй шестерней 9 и кинематически связа

на с седьмой шестерней 18. Шестая шестер

ня 15 жестко закреплена на третьем промежуточном валу 6, а восьмая шестерня 19 кинематически связана с девятой шестерней 21.

В коробке передач могут быть также смонтированы тринадцатая шестерня 25, устанавливаемая на второй промежуточный вал 5 и кинематически связываемая со второй шестерней 9, и шестая фрикционная муфта 26, устанавливаемая также на втором промежуточном валу 5 для связи его с тринадцатой шестерней 25.

Включение каждой из шести фрикционных муфт (фиг. 2) осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 27, всасывающая линия которого соединена с гидробаком 28, а нагнетательная - с двумя группами последовательно соединенных гидрораспределителей 29-34, первые три из которых - гидрораспределители 29, 30 и 31 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 10, 16 и 26 соответственно, а гидрораспределители 32, 33 и 34 - с муфтами 17,20 и 12 соответственно. Защита насоса 27 осуществляется посредством предохранительного клапана 35, установленного в напорной линии насоса 27.

Работа гидромеханической коробки передач транспортного средства осуществляется следующим образом:

выбор требуемого диапазона передач или направления вращения выходного вала 3 осуществляют включением одной из трех фрикционных муфт 16, 10 или 26, производимым при помощи гидрораспределителей 30, 29 или 31.

При этом крутящий момент от входного вала 2, через шестерни 8 и 9; 9 и 25; 24 и 18 подается на муфты 10, 26 и 16. В зависимости от включения той или иной муфты во вращение приводится первый, второй или третий промежуточный вал.

Так ,при включении муфты 10 будет вращаться первый промежуточный вал 4, муфты 26 - второй промежуточный вал 5, а муфты 16 - третий промежуточный вал 6.

Частота вращения выходного вала 3 будет зависеть от того, какая из трех других муфт 20, 17 и 12 будет также включена

Если будет включена муфта 20, то крутящий момент от вала 5 будет передаваться через муфту 20 на шестерню 21 и далее через шестерни 19 и 22 на выходной вал 3.

При включении муфты 17 крутящий момент от вала 6 через муфту 17 и шестерню 19 передается на шестерню 22 и на выходной вал 3.

Включением муфты 12 обеспечивается передача момента от промежуточного вала

4 через муфту 12 на шестерни 11 и 23 и далее на выходной вал 3.

Технико-экономический эффект предложенного технического решения заключа- ется в расширении кинематического диапазона передач гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения на транспортных средствах.

Формула изобретения

1.Гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выхол

ной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, свободно установлен ной на первом промежуточном валу и связанной с ним посредством первой фрикционной муфты, на первом промежуточном валу расположены также третья шестерня, установленная на нем свободно и связанная с ним посредством второй фрикционной муфты, и четвертая шестерня, жестко закрепленная на нем и кинематически связанная с пятой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном и кинематически связанной с шестой шестерней, установленной на третьем промежуточном валу, на котором также размещены третья и четвертая фрикционные муфты для связи седьмой и восьмой шестерен с третьим промежуточным валом, на втором промежуточном валу размещена пятая фрикционная муфта для соединения этого вала с девятой шестерней, а на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, кинематически связанная с восьмой шестерней, и одиннадцатую шестерню, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена двенадцатой шестерней, жестко соединенной с второй шестерней и кинематически связанной с седьмой шестерней, шестая шестерня жестко закреплена на третьем промежуточном валу, восьмая шестерня кинематически связана с девятой шестерней, а одиннадцатая шестерня жестко

закреплена на выходном валу и кинематически связана с третьей шестерней.

2.Коробка передач по п. 1, от л и ч а ю- щ а я с я тем, что она снабжена тринадцатой

шестерней, установленной на втором промежуточном валу и кинематически связанной с второй шестерней и шестой фрикционной муфтой, установленной на втором промежуточном валу для связи его с тринадцатой шестерней.

,2i 20

s

v

Фиг.1

1759707

23 q

30

Е у

/W

G

J/ ллГ

Е

//

Похожие патенты SU1759707A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1789364A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1759671A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
SU1759668A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Какунин Станислав Сергеевич
SU1789363A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1990
  • Страж Валентин Исаакович
  • Силяков Вячеслав Иванович
  • Гарбер Павел Моисеевич
SU1805068A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 1996
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Какунин Станислав Сергеевич
  • Козлов Геннадий Андреевич
  • Силяков Вячеслав Иванович
RU2098291C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2283781C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Харитонов Сергей Александрович
  • Лысков Александр Николаевич
RU2283981C1
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2012
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Ника Василий Виорелович
RU2506478C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2013
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Нагайцев Максим Максимович
  • Тараторкин Александр Игоревич
  • Харитонов Сергей Александрович
RU2545841C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 759 707 A1

Реферат патента 1992 года Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

Использование: в области транспортного машиностроения, а более конкретно в трансмиссиях транспортных средств. Сущность изобретения: коробка передач содержит входной вал /2/, промежуточные валы /4, 5 и 6/, выходной вал /3/, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт /10, 16/ и /26/ и /17, 20/ и /12/. При включении одной из трех муфт /10, 16/ или /26/ и одной из трех муфт /17,20/ или /12/ обеспечивается кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и передача крутящего момента на последний. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 759 707 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1759707A1

Коробка передач транспортного средства 1984
  • Мамедов Магеррам Икрам Оглы
SU1207826A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
Патент США № 4145935, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках 1918
  • Чусов С.М.
SU1977A1

SU 1 759 707 A1

Авторы

Страж Валентин Исаакович

Силяков Вячеслав Иванович

Гарбер Павел Моисеевич

Волков Вадим Николаевич

Даты

1992-09-07Публикация

1990-12-21Подача