Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах возвратно-поступательного перемещения и.в частности, в поворотных подъемных каретках, работающих на высоких скоростях.
Известен роликовый подшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца с цилиндрическими дорожками качения и размещенными между ними роликами по авторскому свидетельству № 617633, кл. F 16 С 43/04, 1976.
Недостатком известного подшипника является невозможность полного заполнения шариками межкольцевого пространства, что ограничивает его нагрузочную способность при высоких скоростях.
Повышение нагрузочной способности подшипника достигается снабжением подшипника двумя пружинными кольцами, расположенными с обеих сторон колец,
выполнением на боковых поверхностях наружного кольца со стороны внутреннего диаметра кольцевых канавок, расширяющихся в сторону внутреннего диаметра и смежных с ним пазов, образующих с канавками выступы, сечения которых выполнены в форме усеченного конуса, установкой пружинных колец в кольцевых канавках, выполнением на наружной стороне пружинного кольца уступа, а на боковой поверхности наружного кольца наклонного кольцевого выступа с сечением з виде усеченного конуса и клинового уступа, идентичного кольцевому уступу пружинного кольца.
На фиг.1 изображено шарнирное соединение вала и ычага поворотной ремизоподъемной каретки, общий вид; на фиг.2 - частичный разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - операция сборки роликового подшипника; на фиг.4 -операция сборки роликового подшипника; на фиг.5-9 -технологические oneЧ|
о. о ю ю
ъ
рации сборки вариантов роликового подшипника; на фиг. 10 и 11 - технологические операции сборки варианта подшипника малого диаметра.
На главном вращающемся валу 1 поворотной ремизоподъемной каретки выполнена шпоночная канавка 2, в которой установлена шпонка 3 для жесткого соединения с кулачком 4 приводного шатуна 5, установлен роликовый подшипник б малого диаметра, расположенный между щеками 7 и 8 рычага 9. Кулачок А образует внутреннее кольцо роликового подшипника со сплошным заполнением роликами, аксиальный размер которого не превышает б мм, т.е. расстояние между щеками 7 и 8. Наружным кольцом этого подшипника является конец шатуна 5. Внутренним кольцом подшипника является кулачок 4, на котором выполнена цилиндрическая направляющая беговая дорожка 10 для роликов 11, а на наружном кольце выполнена цилиндрическая беговая дорожка 12 для роликов 11. Ролики 11 удерживаются в требуемом положении двумя тонкими, расположенными с противоположных сторон, боковыми пружинными кольцами 13 и 14. Для фиксации этих колец большого диаметра в требуемых положениях без какой-либо их деформации на противоположных сторонах вблизи внутреннего края наружного кольца 5 механической обработкой выполнены две кольцевых канавки 15 и 16 и два кольцевых паза 17 и 18, при этом образуются два расположенных с противоположных сторон наклонных кольцевых выступов 19 и 20, имеющих в сечении форму усеченных конусов (рис.3). Гребни 21 и 22 этих в ыступов образуют круглые отверстия, диаметр которых меньше наружного диаметра упорных пружинных колец 13, 14. При таком соотношении диаметров между пружинными кольцами 13 и 14 и соответствующими гребнями 21 и 22 кольцевых выступов 19 и 20 образуется перекрытие 23 так, что пружинные кольца 13 и 14 устанавливаются в кольцевые канавки 15 и 16 только при некоторой аксиальной упругой деформации. Такая установка пружинных колец 13 и 14 в канавки 15 и 16 является щелчковой установкой. Кольцевые канавки 15, 16 расширяются внутрь и поэтому в них образуется в радиальном направлении полость 24, что позволяет пружинным кольцам смещаться в радиальном направлении и, следовательно, исключается воздействие на пружинные кольца радиальных усилий во время прессования кольцевых выступов 19 и 20 поверх плоских поверхностей 25 уступов 26 по наружным краям упорных пружинных колец 13 и 14.
Роликовый подшипник малого диаметра и небольшого аксиального размера, обеспечивающего шарнирное соединение свободного конца приводного шатуна 5,
обеспечивающего шарнирное соединение свободного конца рычага 9 поворотной ремизоподъемной каретки, в котором упорные пружинные кольца 13 и 14 могут быть изготовлены из листового металла толщиной порядка десятой доли миллиметра, что обеспечивает высокую твердость изготавливаемых колец.
Изготовление расположенных с противоположных сторон подшипника боковых
упорных пружинных колец 13 и 14 для роликов 11 осуществляется штамповкой, обеспечивающей образование кольцевых уступов 26 с плоской поверхностью 25, на которые прессованием завальцовываются соответствующие наклонные кольцевые выступы 19 и 20.
Как показано на рис.10 и 11 расширяющиеся внутрь кольцевые канавки 15 и 16 имеют кольцевой уступ 27, на который накладывается кольцевой уступ упорного пружинного кольца 13 или 14, что обеспечивает требуемую центровку пружинных колец 13 и 14 в кольцевых канавках 15 и 16 наружного кольца подшипника. Упорные пружинные
кольца 13 и 14 используются одновременно в качестве боковых упоров для внутреннего кольца 4 подшипника, так как их внутренние края радиально перекрывают кольцевые поверхности канавок 28 на противоположных
сторонах внутреннего кольца.
Формула изобретения 1. Роликовый подшипник с малым аксиальным размером, содержащий наружное и
внутреннее кольца с цилиндрическими дорожками качения и размещенными между ними роликами, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и экономичности, он снабжен двумя пружинными
кольцами, расположенными с обеих сторон колец, а на боковых поверхностях наружного кольца со стороны внутреннего диаметра выполнены кольцевые канавки, расширяющиеся в сторону внутреннего диаметра и
смежные с ним пазы, образующие с канавками выступы, сечение которых выполнено в форме усеченного конуса, а пружинные кольца установлены в упомянутых кольцевых канавках.
2. Подшипник поп.1,отличающий- с я тем, что на наружной стороне пружинного кольца выполнен уступ, а на внешней боковой поверхности наружного кольца выполнен наклонный кольцевой выступ с сечением в виде усеченного конуса и клиновой
уступ, идентичный кольцевому уступу пружинного кольца.
3. Способ изготовления роликового подшипника с малым аксиальным размером и высокой нагрузочной способностью, с внутренним и наружным кольцами, с дорожками качения и размещенными между ними роликами, включающий размещение в одном из колец полного комплекта роликов и последующую установку второго кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения грузоподъемности подшипника, перед установкой роликов на боковых поверхностях наружного кольца со стороны внутреннего диаметра протачивают две расширяющиеся в сторону внутреннего диаметра кольца кольцевые -канавки и два смежных с ними выступа с сечением в виде усеченного конуса, после чего изготавливают два тонких пружинных кольца с наружным диаметром, превышающим внутренний диаметр кольцевой канавки, и после установки роликов осуществляют щелчковую установку одного из пружинных колец в упомянутую канавку и устанавливают наружное кольцо на ролики, затем производят щелчковую установку второго пружинного кольца в кольцевую канавку наружного кольца, и после этого производят аксиальную запрессовку наружных краев кольцевых канавок наружного кольца поверх кольцевых поверхностей выступов с помощью двух встречных штампов.
Использование: машиностроение, в механизмах возвратно-поступательного перемещения, в поворотных каретках, работающих на высоких скоростях. Сущность изобретения: роликовый подшипник содержит наружное и внутреннее кольца с дорожками качения и размещенные между ними тела качения в виде роликов. Ролики устанавливаются на цилиндрическую направляющую беговую дорожку наружного кольца и удерживаются в требуемом положении с помощью двух расположенных с противоположных сторон пружинных колец, имеющих малую толщину. Установка пружинных колец производится щелчком в соответствующих расширяющихся внутрь кольцевых канавках на противоположных сторонах наружного кольца. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.
А-А
17 Я fff Я 13
ж
а
ю
3
//
а
Щи, г
/Wff /J ;/
.&ЯМ n it
% n&
Фиг5
M ft 13 29
25
# /27 Фиг
to
ft 4
Ю
Фиг.5
24
W 15 1
Щи2.1
19М152Б 13
Я « It
CPU г. В
#ffff a ft
l///-L
ШШЖ
13251512 /j
10
%
Фиг9
# /I Utffl
2121
19 / ff f/
l-SdHi
го
1fV2S26
фиг to
27 #
ФигМ
4 26
Устройство для сборки игольчатых подшипников карданного типа | 1976 |
|
SU617633A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1989-07-12—Подача